Аудит учета основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы достаточно актуальна на сегодняшний момент. На каждом предприятии имеются в наличии основные средства, естественно их размеры будут различными для отдельных отраслей хозяйства, а некоторые предприятия будут их арендовать. Но в любом случае эти активы являются особо дорогостоящими, и составляют существенную часть общей стоимости имущества. А ввиду долгосрочного их использования в деятельности организации основные средства в течение длительного периода времени оказывают влияние на финансовые результаты деятельности фирмы и поэтому, каждый руководитель предприятия будет задумываться об этом вопросе, особенно при открытии предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4

Организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств…………………………………………………………6
Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие учет основных средств на предприятии……………………………………………………………6
Объект аудита основных средств и источники информации………7
Порядок тестирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля учета основных средств……………………………………8

Порядок проведения аудиторской проверки учета основных средств……………………………………………………………………14
Общий план и программа аудиторской проверки учета основных средств………………………………………………………………...14
Аудит наличия и сохранности основных средств………………………………………………………………...15
Аудит движения основных средств…………………………………17
Аудит начисления амортизации основных средств………………..20
Аудит первичной учетной документации по учету основных средств………………………………………………………………...23
Ответственность за неправильное оформление первичных учетных документов по учету основных средств…………………………....24
Порядок проведения и документирования процедуры проверки остальных документов, не относящихся к первичной документации………………………………………………………...26

Обобщение результатов аудиторской проверки операций по учету основных средств………………………………………………………..27
Аудиторские процедуры……………………………………………..27
Типичные ошибки……………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………...31

Список литературы………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Кур. раб. АУДИТ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопросник для оценки внутреннего контроля: бухгалтерский учет хозяйственных операций ОС.

 

№ п/п

Направления (или предпосылки подготовки отчетности) и вопросы тестирования

Ответы

Источники информации

Нет ответа

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

1

Условия.

Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?

   

+

Просмотр регистров учета основных средств.

2

Реальность.

Отражается ли в учете факт сдачи основных средств в аренду?

 

+

 

Выявление наличия соответствующего субсчета для основных средств, сданных в аренду, выборочный просмотр первичной документации и отчетности.

3

Полнота.

Анализируется ли периодически правильность начисления налогов? Когда проводился последний анализ?

   

+

Опрос главного бухгалтера либо ответственного за это действие лица.

4

Правильность принятия вычетов по НДС.

 

+

 

Выборочная проверка счетов-фактур от поставщиков, перекрестная процедура с аудитором на участке аудит налогов.

4

Периодизация.

Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи?

 

+

 

Выборочная проверка актов приема-передачи основных средств.

 

5

Правильно ли отражен в бухгалтерском учете временной период операций по реализации продукции?

 

+

 

Выборочная проверка.

6

Представление.

Используются ли для учета основных средств унифицированные формы учета?

 

+

 

Выборочный просмотр первичной документации.

 

 

7

Представление.

Вся ли информация об основных средствах есть в инвентарных карточках?: срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от амортизации (если имеет место), индивидуальные особенности объекта.

   

+

Выборочный просмотр инвентарных карточек основных средств (форма ОС-6).

8

Суммарно стоимость основных средств, указанных в инвентарных карточках или книгах, соответствует стоимости основных средств, числящихся в учете на счете 01 «Основные средства».

 

+

 

Выборочная сверка результатов по счету 01 «Основные средства» с суммой в инвентарных карточках.

9

Точность.

Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию основных средств соответствует требованиям законодательства.

 

+

 

Просмотр корреспонденции и выявление неправильных проводок.

10

Оценка.

Слагается ли стоимость основных средств из фактических затрат на объект.

 

+

 

Выборочная проверка операций по приобретению, изготовлению, безвозмездной передаче основных средств.


 

     Из данных тестирования можно сделать вывод о том, что и величина контрольного, и величина необъемлемого риска будут средними, так  как можно дать хорошую оценку ситуации в учете и контроле основных средств. Но исходя из того, что на любом производственном и крупном предприятии вся деятельность держится на основных средствах, следует посоветовать начальству предприятия, чтобы ни одного пункта в учете и контроле за основными средствами не было пропущено, чтобы в будущих проверках аудитор смог бы поставить во всех пунктах своего вопросника плюсы, чтобы максимальное внимание было уделено именно этой части финансово-хозяйственной деятельности предприятия (вывод сделан не из реальных данных, а из воображаемых автором работы, то есть плюсы проставлены по собственному желанию). [16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Порядок проведения  аудиторской проверки учета основных  средств.

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

•   контроль за наличием и сохранностью основных средств;

•   правильность отнесения предметов к основным средствам;

•   правильность оценки основных средств в учете;

•   правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

•  правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

•   правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств  можно выделить четыре направления проверки:

  1. аудит наличия и сохранности основных средств

2) аудит движения основных средств;

     3) аудит правильности  начисления амортизации;

     4) проверка правильности  налогообложения по основным  средствам.

     Аудиторская проверка  учета основных средств проводится  на основании общего плана  и программы аудита основных  средств. [20]

2.1. Общий план и программа аудиторской проверки учета основных средств.

     Аудиторская проверка учета основных средств  планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

     Общий план проверки  основных средств должен учитывать  названные направления аудита  данных участков. [14]

     Содержание общего плана и программы аудита приведены на примере фирмы ООО «Папирус», которая занимается производством и торговлей блокнотов (Приложение № 8, Приложение № 9).

     План и программа аудита учета основных средств  может быть дополнена следующими вопросами.

2.1.1. Аудит наличия и сохранности основных средств.

     Аудитору необходимо проверить:

• создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;

•   оформлены ли договоры купли - продажи основных средств;

•   оформлены ли протоколы договорной цены;

• правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки - передачи основных средств;

• правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования  объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

     По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

     Важное условие обеспечения сохранности основных средств - качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

     Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

     В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций. [11]

     Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

     Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счете 01 «Основные средства».

      Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

     Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

     Документальное подтверждение хозяйственных операций: основным средствам - это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, то есть поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом, можно выбрать отраженные в учете суммы налогов и расходов по страхованию основных средств.

     В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета. [24]

2.1.2. Аудит движения  основных средств.

     Пути поступления основных средств на предприятие:

•   приобретение за плату у поставщиков;

•   безвозмездное поступление;

•   в качестве учредительских взносов в уставный капитал;

•   в порядке выкупа арендованных основных средств;

• возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

     Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки - передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.

     Причины выбытия основных средств на предприятии:

• ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также силу форс-мажорных обстоятельств;

•   ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;

•   передача основных средств другим организациям.

     Для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (форма ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

     В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

     Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств. [15]

     Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:

•   неточное исчисление амортизации;

•   искажение сумм исчисляемых налогов;

•  неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

     При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:

• на документальное оформление оприходования основных средств и их списания. Практика проведения аудиторских проверок показывает, что в большинстве случаев необходимая документация, связанная с оприходованием основных средств, не ведется. А если и ведется, то заполняются не все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта основных средств незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения. Часто оборудование числится в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за его сохранность работниками, что порой приводит к недостачам и хищениям. Нередко передача основных средств с одного места нахождения в другое документально не оформляется, что приводит к запутанности в учете. Обо всех случаях аудитор должен сообщить руководству предприятия. Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания основных средств с учета, так как этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Занимаясь вопросами списания основных средств, аудитор должен проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки основных средств; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания основных средств;

Информация о работе Аудит учета основных средств