Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:01, курсовая работа
В России аудит - новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.
1.Введение…………………………………………………………………
1. Аудит учета затрат на производство и издержек обращения…..
1.1.Типичные ошибки…………………………………………………...
2. Аудит калькулирования себестоимости……………………………
2.1.Проверка правильности и учета и оценки незавершенного производства…………………………………………………………………….
2.2.Рабочие документы аудитора………………………………………
3.План и программа аудита……………………………………………...
4. Аудит неучтенной продукции…………………………………………
5. Аудит учета расходов на продажу…………………………………….
5.1.Рабочие документы аудитора………………………………………...
5.2.Типичные ошибки и нарушения в учете готовой продукции и ее продажи……………………………………………………………………………
6.Выводы:………………………………………………………………….
7.Список литературы………………………………
На счете 25 группируются производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов, участков и т.п.) и контролируются отклонения фактических расходов по статьям сметы.
На счете 26 группируются общие управленческие накладные расходы для контроля сметы по филиалам, по управленческим подразделениям и другим центрам ответственности (местам возникновения затрат). На отдельном субсчете к счету 26 группируются коммерческие и другие расходы на продажу для детального учета и контроля смет соответствующих коммерческих и торговых подразделений.
На счетах 20, 23, 29 отражается калькулирование сокращенной и полной производственной себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом коммерческих расходов. На данных счетах рекомендуют вести, по крайней мере, по два субсчета: остатки незавершенного производства и калькулируемые расходы за отчетный период.
Третий вариант был разработан специалистами ЗАО «Союзаудит» и ориентирован на крупные многопрофильные российские предприятия. В основу третьего варианта был положен план счетов европейского типа, состоящий из 10 классов счетов, каждый из которых включает до 10 групп счетов, а каждая группа содержит до девяти синтетических счетов. Однако использование данного варианта не имеет законодательной базы.
Аудитору необходимо
проанализировать организацию аналитического
учета по счету 26 «Общехозяйственные
расходы». В процессе такого анализа
устанавливается фактический
Аудитор должен выяснить: правильность разграничения производственных затрат по отчетным периодам; соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты производства; правильность включения в себестоимость амортизации по основным средствам, нематериальным активам, других расходов; обоснованность распределения общепроизводственных расходов по объектам калькуляции; организацию учета отходов и брака и др.
Аудитору следует проанализировать состав общепроизводственных
и общехозяйственных расходов. На основании
первичных документов нужно проверить
правильность распределения по конкретным
счетам расходов на отопление, освещение,
содержание и аренду помещений, заработную
плату административно-
Аудитору следует изучить правильность формирования различных резервов предстоящих расходов (на оплату очередных отпусков сотрудников, на ремонт основных средств и т.д.), учет которых ведется на счете 96. В течение года расходы и выплаты должны производиться за счет соответствующих резервов. Аудитор выясняет правильность использования средств каждого резерва, своевременности доначисления недостающих и списания излишне начисленных сумм по ним, отражения хозяйственных операций в учете.
Суммы расходов будущих периодов, включаемые в затраты на производство отчетного периода, должны быть подтверждены сметами, первичными документами по учету этих расходов (накладные, акты приемки выполненных работ и др.). Аудитор контролирует состав расходов будущих периодов и правомерность их отнесения на себестоимость.
Аудитор подтверждает правильность
распределения
В процессе изучения затрат
аудитору важно убедиться, что они
правильно документально
Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора, определяется их количественное влияние на показатели отчетности.
1.1.Типичные ошибки
Типичные ошибки, выявляемые в ходе проверки затрат на производство:
-несоответствие применяемого метода учета затрат, зафиксированному в учетной политике;
-неправильное формирование расходов по бартерным (товарообменным) сделкам;
-расходы организации не соотнесены с доходами;
-неправильная оценка
остатков незавершенного
-неправильное разграничение расходов по отчетным периодам;
-необоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат.
2. Аудит калькулирования себестоимости
Целью аудита является проверка обоснованности формирования и правильности учета издержек производства, входящих в себестоимость продукции, от которых в конечном счете зависит размер финансового результата от реализации продукции.
Источниками информации
для проведения аудита являются: плановые,
нормативные и фактические
Аудитору необходимо проверить:
-правильность классификации затрат: на производство продукции (основные и накладные); по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные); по составу (одноэлементные и комплексные); по отношению к объему производства (условно-переменные и условно-постоянные); по периодичности возникновения (текущие и единовременные);
-правильность определения потерь от брака и потерь от простоев;
-правильность определения
величины незавершенного
-правильность распределения косвенных расходов;
-правильность применения
методов учета затрат и
-правильность выделения объектов калькулирования;
-правильность учета
затрат на производство
-правильность ведения
синтетического и
-правильность разграничения затрат по отчетным периодам;
-правильность применения
методов учета затрат и
-правильность составления
бухгалтерских проводок по
-соответствие записей
аналитического и
При калькулировании важное значение имеет классификация затрат по элементам. Затраты, включаемые в себестоимость, могут группироваться в зависимости от их экономического содержания по пяти элементам:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
-амортизация основных средств;
-прочие затраты.
Данная классификация затрат позволяет определить структуру себестоимости и отражается в ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу. Аудитор должен осуществить проверку правильности классификации затрат по элементам.
Материальные затраты (сырье, топливо, энергия, материалы, производственные работы). Аудитору важно знать, что стоимость материальных ресурсов, отражаемая по этому элементу, формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость); наценок (надбавок). В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на тару установлены особо сверх цены на эти ресурсы.
Аудитор проверяет правильность оценки материальных ресурсов, списанных на себестоимость в соответствии с методами оценки, закрепленными в приказе по учетной политике организации для целей финансового учета.
Затраты на оплату труда. Наиболее распространенной ошибкой при проверках данного элемента себестоимости является несоблюдение принципа производственной направленности затрат. При проверке первичных документов по начислению заработной платы (табелей, расчетно-платежных ведомостей) аудитор может выявить факты включения в себестоимость основной деятельности расходов на оплату труда работников, занятых в других видах деятельности (строительство, социально-культурное обслуживание и т.п.). Выявить это можно путем сличения данных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в части, списанной на производственные счета, и показателей по итогу сводной ведомости по оплате труда в части ее начисления. Данные по итогу сводной ведомости, как правило, должны быть больше, чем данные по дебету счетов учета производственных затрат.
Отчисления на социальные нужды. К этому элементу относят выплаты по установленным законодательством нормам в обязательные внебюджетные фонды. При проверке правильности отнесения на себестоимость отчислений на социальные нужды необходимо обратить внимание на соблюдение прямой зависимости источника начисления взносов во внебюджетные фонды от источника начисления самого фонда оплаты труда. Аудитор должен знать, что источник выплаты должен совпадать с источником уплаты взносов, а это может быть либо себестоимость, либо собственные средства.
Начисление и уплата единого социального налога осуществляется в соответствии с главой 24 второй части НК РФ.
Амортизация основных средств. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организация вправе выбрать один из следующих способов начисления амортизации:
-линейный способ;
-способ уменьшаемого остатка;
-способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
-способ списания стоимости
пропорционально объему
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:
-при линейном способе
- исходя из первоначальной
-при способе уменьшаемого
остатка — исходя из
-при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Прочие затраты. К данному элементу относят:
-налоги, сборы, платежи
(включая по обязательным
-отчисления в страховые
фонды (резервы) и другие
-платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;
-вознаграждения за
изобретения и
-затраты на оплату
процентов по полученным
-оплата работ по сертификации продукции;
-затраты на командировки;
-плата сторонним организациям
за пожарную и сторожевую
-плата за подготовку и
-затраты на организованный
-затраты на гарантийный
-оплата услуг связи, вычислительных центров, банков;
-плата за аренду в случае
аренды отдельных объектов
-амортизация по
-другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
Проверив правильность группировки затрат по элементам, аудитор должен оценить правильность калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. Основная задача калькулирования состоит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления.