Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:01, курсовая работа
В России аудит - новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.
1.Введение…………………………………………………………………
1. Аудит учета затрат на производство и издержек обращения…..
1.1.Типичные ошибки…………………………………………………...
2. Аудит калькулирования себестоимости……………………………
2.1.Проверка правильности и учета и оценки незавершенного производства…………………………………………………………………….
2.2.Рабочие документы аудитора………………………………………
3.План и программа аудита……………………………………………...
4. Аудит неучтенной продукции…………………………………………
5. Аудит учета расходов на продажу…………………………………….
5.1.Рабочие документы аудитора………………………………………...
5.2.Типичные ошибки и нарушения в учете готовой продукции и ее продажи……………………………………………………………………………
6.Выводы:………………………………………………………………….
7.Список литературы………………………………
Конечным результатом
Аудитору следует знать, что по статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Состав расходов в каждой отрасли экономики различен и определяется соответствующими отраслевыми (или межотраслевыми) инструкциями и методическими рекомендациями.
Плановые калькуляции
Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат), которые соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года - наоборот, ниже.
Отчетные или фактические калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета фактических затрат на производство продукции (работ) и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включаются и неплановые непроизводительные расходы по следующим статьям:
-основное сырье и материалы;
-возвратные отходы (вычитаются);
-покупные изделия,
полуфабрикаты и услуги
-топливо и энергия на технологические цели;
-зарплата производственных рабочих;
-отчисления в социальные фонды;
-расходы на подготовку и освоение производства;
-общепроизводственные расходы;
-общехозяйственные расходы;
-потери от брака;
-прочие производственные расходы;
-коммерческие расходы.
Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей - полную себестоимость продукции.
Калькулирование себестоимости продукции осуществляется различными методами. Выбор метода калькулирования себестоимости определяется спецификой производства, наличием незавершенного производства, номенклатурой выпускаемой продукции, длительностью производственного цикла.
На предприятиях промышленности применяют нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
Одна из задач аудиторской проверки - подтверждение обоснованности выбранного метода калькулирования.
По способу включения в себестоимость тех или иных видов продукции (работ, услуг) затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты — затраты, которые на основе первичных документов можно отнести к затратам определенного вида продукции, работ, услуг (например, материалы и т.д.).
Косвенные - затраты, которые одновременно относятся ко всем видам продукции, работ, услуг (например, затраты на освещение, отопление и т.п.). Они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении общей суммы по окончании месяца путем распределения. Таким образом, косвенные затраты являются многоэлементными и распределяются между отдельными видами продукции пропорционально какому-либо показателю, устанавливаемому в приказе об учетной политике.
Процесс распределения косвенных затрат состоит из следующих этапов.
1-Выбирается объект, на который относятся затраты.
2-Выбираются и собираются
затраты, которые следует
3-Выбирается база
В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует косвенным затратам. База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течение длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики организации. На практике для распределения косвенных затрат, исходя из отраслевой специфики, могут применяться следующие базы:
-время работы
-заработная плата производственных рабочих;
-количество машино-часов оборудования;
-масса произведенной продукции;
-прямые затраты;
-стоимость основных материалов;
-объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении;
-распределение
Задача аудитора - подтвердить правильность применяемого метода распределения косвенных расходов, закрепленного в приказе об учетной политике.
В аудиторской практике часто встречается ситуация, когда организация, осуществляющая несколько видов деятельности (выпускающая различную продукцию), не распределяет косвенные расходы между ними. В этом случае происходит искажение себестоимости различных видов продукции, скрываются реальные финансовые результаты.
Особое внимание следует уделить аудитору при проверке правильности применения выбранного предприятием варианта калькулирования: по полной или усеченной себестоимости. При первом варианте в течение отчетного периода на счетах учета затрат на производство собираются прямые (20) и накладные расходы (25, 26). По окончании отчетного периода накладные расходы распределяются между объектами калькулирования и списываются на счет 20 - таким образом в учете формируется полная фактическая себестоимость выпущенной продукции. При втором варианте, общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, списываются без распределения на уменьшение выручки от реализации продукции (в дебет счета 90/2).
Аудитор проверяет правильность ведения сводного учета затрат на производство. Сводный учет затрат на производство может вестись по полуфабрикатному или по бесполуфабрикатному варианту.
2.1.Проверка правильности и учета и оценки незавершенного производства
К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки.
Остатки незавершенного производства могут оцениваться по одному из следующих методов, закрепленных в учетной политике организации:
-по фактической
-по нормативной или плановой
производственной
-по прямым статьям затрат;
-по стоимости используемых в
производстве сырья,
Существуют различные способы оценки незавершенного производства: фактическое взвешивание, штучный учет, объемное измерение, условный пересчет и др. В массовом или серийном производстве остатки незавершенного производства на конец отчетного периода оцениваются по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной), по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Методы оценки незавершенного производства определяются в приказе об учетной политике организации.
Одним из важных направлений аудита затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции является формирование мнения о достоверности оценки незавершенного производства.
В процессе аудиторской
проверки незавершенного производства
следует изучить следующие
-состояние учета;
-своевременность и правильность инвентаризации;
-достоверность отражения результатов инвентаризации;
-соблюдение установленных
норм незавершенного
Аудиторская практика показывает, что инвентаризация незавершенного производства зачастую проходит нерегулярно и некачественно, ее результаты не отражаются в бухгалтерском учете. Это приводит к необоснованному завышению себестоимости, отсутствию контроля за сохранностью материальных ценностей.
Если в процессе хозяйственной деятельности организации имели место случаи прекращения изготовления ранее начатых заказов, аудитор должен проверить, как использовались оставшиеся ценности, как определены и отражены в бухгалтерском учете потери по аннулированным заказам. Отметим, что затраты по аннулированным производственным заказам включаются в состав прочих расходов.
В заключение проверки затрат
на производство и калькулирование
себестоимости продукции
В ходе аудита следует
проверить состояние учета
Подтверждая достоверность оценки НЗП, аудитор осуществляет арифметический контроль его объема в натуральном и стоимостном выражении. Оценка правильности исчисления себестоимости продукции выполняется путем арифметического контроля данных ведомости сводного учета затрат. Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.
Аудитор проверяет правильность ведения налогового учета незавершенного производства.
При осуществлении проверки
следует учитывать
Типичными ошибками при
калькулировании фактической
2.2.Рабочие документы аудитора
Рассмотрим возможные рабочие документы аудитора при проверке операций по списанию товарно-материальных ценностей. Данные операции отличаются большим уровнем риска по следующим причинам.
1)Вероятность
2)Вероятность хищения ТМЦ.
3)Большой объем совершаемых операций и большой массив первичной учетной документации (ПУД), которые могут привести к отсутствию оправдательных документов; несанкционированному списанию ТМЦ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу); утере документов.
4)Искажение фактов
списания ТМЦ вследствие
Для того чтобы при дальнейшей проверке этого участка учета аудитор мог с уверенностью опираться на данные первичного учета (в частности, при проверке соответствия корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах учета, способов списания ТМЦ, сумм, списанных на себестоимость произведенной продукции, и т.д.), необходимо установить достоверность фактов списания ТМЦ в производство и гарантировать качество оправдательной первичной документации.
В ходе проверки учитываются результаты анализа среды функционирования системы организации первичного учета и анализа системы внутреннего контроля (СВК) на данном участке. Выявляются типичные ошибки и нарушения на данном участке, определяется перечень рекомендаций руководству фирмы и дается заключение о качественности и достоверности системы первичного учета в данной организации для проведения следующих этапов аудита.
Оценивая состояние СВК на проверяемом участке учета, аудитору следует воспользоваться результатами опроса, проведенного среди респондентов, задействованных на данном участке (главный бухгалтер, старший бухгалтер материальной группы, заведующие складами, работники складов, работники службы внутреннего контроля и др.). Аудитор оценивает риски, свойственные контрольной среде применительно к рассматриваемым операциям, определит объемы выборки и состав аудиторских процедур и примерные формы рабочих документов.
Если у аудитора есть сомнения в эффективности организации отпуска сырья, материалов и полуфабрикатов в производство, в том, что в системе могут быть сбои и нарушения, аудитор может провести дополнительную процедуру по выявлению возможности допущения ошибок и нарушений при отпуске ТМЦ в производство. При этом аудитор (ассистент аудитора) запрашивает в бухгалтерии данные о списании на производство ТМЦ за месяц и проводит либо наиболее часто встречающихся, либо наиболее многочисленных (в суммовом выражении) позиций ТМЦ. После этого количественные данные бухгалтерии о списанных в производство позициях сверяются с аналогичными данными складского учета.