Аудит уставного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение аудита капитала и резервов.
Поставленная цель будет достигнута с помощью поставленных задач, а именно:
1. Раскрыть теоретические особенности аудита капитала и резервов.
2. Рассмотреть процедуры аудита: собственного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли и аудита резервов.
3. Рассмотреть типовые ошибки при проведении аудита капитала и резервов.

Содержание работы

Введение 2
1. Цели и задачи аудиторской проверки капитала и резервов 4
2.Нормативные документы регулирующие аудит капитала и резервов 6
3. Проверка на соответствие и по существу 7
3.1. Проведение аудита собственного капитала 8
3.2. Проведение аудита добавочного капитала 14
3.3. Проведение аудита резервного капитала 15
3.4. Проведение аудита нераспределенной прибыли 17
3.5. Проведение аудита резервов 20
4. Типовые ошибки при проведении аудита капитала и резервов 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 1 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо проследить, чтобы его величина не была ниже установленного в законодательном порядке минимального размера.

Необходимо проверить  провело ли акционерное общество государственную регистрацию выпущенных акций в соответствующих финансовых органах РФ. Регистрация ценных бумаг осуществляется в соответствии с требованиями инструкции Минфина России от 03.03.92 г. №2 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации”. Выпуск ценных бумаг с нарушением установленного порядка регистрации может быть признан недействительным, а перечисление средств в уставный капитал – неправомочным.

Акционерное общество обязано  обеспечить ведение реестра акционеров в течение месяца со дня государственной регистрации общества. При смене владельцев акций в случае отсутствия реестра акционеров затруднительно подтвердить правомерность и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных со сменой акционеров. Общество с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций более пятисот обязано поручить ведение и хранение реестра акционеров общества специализированному регистратору. В этом случае аудитору необходимо проверить наличие договору на ведение реестра акционеров.

При учреждении общества все его акции должны являться именными и размещаться среди учредителей, что целесообразно проверить с использованием реестра акционеров. В случае если в уставе содержатся ограничения относительно количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, необходимо убедиться в их соблюдении. Если в отчетном периоде производилось увеличение капитала путем дополнительного выпуска акций, целесообразно проследить, чтобы выпуск осуществлялся в пределах определенных категорий и видов, объявленных в уставе. Требует внимания соотношение номинальной стоимости привилегированных акций и общей величины уставного капитала, которое не должно превышать 0,25 и должно выполняться во всех случаях, в том числе, если имело место изменение величины уставного капитала.

Приступая к проверке уставного капитала, аудитор должен удостовериться в равенстве суммы, показанной организацией в форме №1 отчетности “Бухгалтерский баланс” по статье “Уставный капитал” (строка 1310), размеру капитала, зафиксированному в уставе. О необходимости отмеченного равенства свидетельствуют требования Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, согласно которым по статье “Уставный капитал” баланса показывается величина уставного капитала организации в соответствии с учредительными документами. Таким образом, сразу же после регистрации общества по кредиту счета 80 “Уставный капитал” должна быть показана сумма, соответствующая размеру капитала, предусмотренного уставом.

Такое равенство должно соблюдаться и в том случае, если общим собранием акционеров было принято решение об изменении величины уставного капитала. Это связано с тем, что запись в бухгалтерском учете, корректирующая размер уставного капитала, производиться на основании соответствующих изменений, внесенных в учредительные документы организации, с одновременной регистрацией в органе исполнительной власти.

В ходе проверки тождественности  показателей, содержащихся в регистрах синтетического и аналитического учета производится сопоставление остатков и оборотов по счетам синтетического учета, субсчета и счетам аналитического учета. Информация по аналитическому учету содержится в карточках и ведомостях. Результаты проверки отражаются в рабочем документе аудитора.

С процедуры проверки тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета начинается аудит всех составляющих собственного капитала. Рабочие документы аудитора, заполняемые на этой стадии аудита, применяются и для проверки тождественности показателей всех остальных частей собственного капитала.

Проверке подвергаются первичные документы с целью  определения правильности их оформления. Целесообразно также выяснить соответствие: дат и сумм, отраженных в приходных  кассовых ордерах и кассовой книге по денежным средствам, поступившим в счет оплаты акций; дат и сумм, отраженных в учетных регистрах на соответствующих счетах бухгалтерского учета и первичных документах, подтверждающих фактическое поступление денежных средств и имущества в счет оплаты акций.

Проверяемые первичные  учетные документы организации  записываются в рабочие документы аудитора следующим образом:

  • Документы, по которым выявлены нарушения и (или) по которым у аудитора возникли в ходе аудита вопросы, записываются в рабочем документе аудитора по всем его графам;
  • Документы, по которым нарушения не выявлены и (или) по которым у аудитора вопросов не возникло, записываются в рабочем документе аудитора единым пакетом однородных документов с указанием их наименования, номеров, и даты составления.

При проверке правильности оформления первичных документов при  формировании уставного капитала  объектами проверки выступают документы, подтверждающие факт взноса в уставной капитал денежных средств, имущества и нематериальных активов.

Поступление взносов учредителей контролируется на основе данных первичных документов и записей по кредиту счета 75 “Расчеты с учредителями” в корреспонденции с дебетом счетов учета основных и денежных средств, нематериальных активов, производственных запасов и др. Так по данным приходных кассовых ордеров, выписок банка с расчетного и валютного счетов с приложенными к ним оправдательными документами проверяют полноту и своевременность оприходования внесенных участниками в счет денежных сумм.

Используя информацию актов приема-передачи основных средств, документов, отражающих поступление нематериальных активов, и дебетовые обороты по счетам 01 “Основные средства”, 08 “Вложения во внеоборотные активы ”, 04 “Нематериальные активы”, определяют стоимость переданного оборудования, зданий, сооружений, имущественных прав на интеллектуальную собственность. На основании данных актов о приеме материалов, товарно-транспортных накладных, счетов по учету производственных запасов (10 “Материалы”) выясняют стоимость поступивших материальных ценностей.

Каждый вклад подтверждается документально, где обязательно  должна быть ссылка на формирование уставного капитала. Кроме того, отдельные виды средств, вносимых в счет вкладов в уставный капитал, должны подтверждаться документами, показывающими личную собственность учредителей – физических лиц. К таким средствам относятся, например, приватизированная квартира, земельный участок, интеллектуальная собственность, транспортные средства и т.п.

Особое внимание следует  обращать на техническую сторону регистрации нематериальных активов, вносимых учредителями. В учете нематериальные активы оцениваются по договорным ценам, устанавливаемым при необходимости с участием экспертов. В некоторых случаях, не согласуя это со всеми учредителями, такую часть собственности, принадлежащую отдельным физическим лицам, оценивают не по ее реальной стоимости, а во много раз больше. Поэтому необходимо установить, каким образом производилась оценка интеллектуальной собственности. Поступление нематериальных активов должно производиться в форме соответствующей документации. Это могут быть документы, описывающие какую-либо информацию, промышленный рисунок, рецептуру и т.п. При этом в обязательном порядке должен составляться документ, фиксирующий факт поступления в организацию нематериальных активов и срок их амортизации.

Моментом фактического поступления взносов в уставный капитал общества являются:

1) для денежных средств  – дата зачисления денег на  расчетный (валютный) счет или внесения в кассу;

2) для основных средств, материальных и нематериальных активов – дата составления акта приема-передачи основных средств, материальных и нематериальных активов или других документов, подтверждающих поступление указанных объектов.

Полнота внесения вкладов  учредителей в уставный капитал контролируется путем сопоставления его размера, зафиксированного в учредительных документах и числящегося на счете 80 “Уставный капитал”, с величиной задолженности по счету 75 “Расчеты с учредителями”. В целях систематизации результатов контроля составляется рабочий документ аудитора.

Кроме того, необходимо убедиться  в достоверности данных, отраженных в “Бухгалтерском балансе” по строке 1230  “Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал”. Для этого следует использовать журнал-ордер №8 (по кредиту счета 75), ведомости №1 и 2, Главную и кассовую книги, а также документы, подтверждающие факт оплаты акций (выписки банка и объявления о взносе денег на расчетный счет организации, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества и др.). В этих целях необходимо сопоставить данные различных учетных регистров, используя первичные документы и проверить, таким образом, обоснованность записей в бухгалтерском учете. Так, необходимо проследить тождественность:

1) дебетового сальдо  по счету 75 “Расчеты с учредителями”, субсчет “Расчеты по вкладам в уставный капитал”, отраженного в Главной книге, в журнале- ордере №8 и по строке 1230 “Бухгалтерского баланса”;

2) сумм, отраженных в  Главной книге по дебету счетов  учета денежных средств и других активов (01, 04, 08, 10, 50, 51, 52, 58 и некоторых других) с кредита счета 75, субсчет “Расчеты по вкладам в уставный капитал”, и кредитового оборота по указанному субсчету к счету 75.

Непременным условием качественно  проведенной проверки является осуществление с участием аудитора инвентаризации имущества и нематериальных активов, внесенных в качестве вступительного взноса.

Если в течение отчетного  периода имело место изменение  величины уставного капитала, то такие  операции подвергаются тщательному  контролю. Основная задача аудитора в этом случае сводится, прежде всего, к выяснению правомерности таких изменений, а также правильности и своевременности записей в бухгалтерском учете. Следует помнить, что изменения могут проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. Решение об изменении уставного капитала принимается высшим органом управления – общим собранием акционеров. Если же решение было принято советом директоров, то необходимо убедиться в том, что ему принадлежит такое право в соответствии с уставом или решением общего собрания акционеров.

Для проверки целесообразно  использовать устав общества, зарегистрированные изменения и дополнения к нему, протоколы общих собраний акционеров или (и) выписки из них, выписки решений совета директоров, а также отчетность общества.

Поскольку изменение  капитала всегда связано с внесением  соответствующих изменений в устав, которые приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, необходимо проследить, чтобы бухгалтерская запись по счету 80 была произведена не ранее этого момента и, следовательно, в отчетности была показана сумма капитала, соответствующая уставу.

Аудитору при проверке бухгалтерской учета операций по формированию, уменьшению или увеличению уставного капитала составить рабочий документ аудитора. [11,15,18,20,23].

 

3.2. Проведение аудита добавочного  капитала

Следующим объектом аудита собственного капитала является добавочный капитал. Основная цель проверки - определение правильности его образования или увеличения, а также обоснованности отнесения сумм в уменьшение капитала. Значительная часть добавочного капитала образуется в результате прироста стоимости основных средств, выявленного по результатам переоценки.

Для проверки добавочного  капитала потребуется следующая документация: учредительные документы, протоколы собрания учредителей, приказ об учетной политике, документы по переоценке имущества, документы по безвозмездному получению ценностей, проспект эмиссии акций, Главная книга, Бухгалтерский баланс, Отчет об изменениях капитала.

Приступая к проверке необходимо убедиться в тождественности  данных приводимых в отчетности общества. Проверяется также правильность и соответствие записей в синтетическом учете записям в Главной книге, балансе и других формах отчетности. Аудитор проверяет, как ведется аналитический учет добавочного капитала.

Задачей аудита добавочного  капитала является проверка правильности и законности создания добавочного капитала за счет следующих источников:

1) прирост стоимости  имущества в результате переоценки (проверить правильность переоценки имущества общества, акты переоценки);

2) безвозмездное получение  имущества от других предприятий  и физических лиц;

3) за счет разницы  между продажной и номинальной  стоимостью акций (проверить проспект эмиссии акций: решение собраний акционеров об объеме эмиссии, факт регистрации и т.д.).

Проверяемые первичные учетные  документы организации, которые  служат основанием для создания добавочного капитала, записываются в рабочий документ аудитора.

Средства добавочного капитала должны расходоваться только определенные цели. Соблюдение этого требования также проверяется аудитором. [7,9,13,16,20].

3.3. Проведение аудита резервного  капитала

Другим объектом аудита собственного капитала является резервный капитал.

Средства резервного капитала предназначены  для покрытия убытков непредвиденных потерь или когда другие источники  финансирования отсутствуют.

Резервный капитал выделен отдельно в качестве элемента аудита. Законодательство предоставило акционерным обществам право самостоятельного определения размера резерва, установив минимально возможную его величину, равную 5% от уставного капитала. Предельное значение резервного капитала не может превышать суммы, которая зафиксирована в учредительных документах. Поэтому при аудите следует, сначала ознакомиться с уставом общества и убедиться в соблюдении минимально возможной его величины.

При проверке резервного капитала потребуются следующие  документы: учредительные документы, протоколы собрания учредителей, Главная книга, Бухгалтерский баланс, Отчет об изменениях капитала, журнал-ордер №12, карточки аналитического учета резервного капитала.

Аудит резервного капитала начинается с проверки тождественности показателей  бухгалтерской отчетности и регистров  бухгалтерского учета. В первую очередь следует проверить увязку показателей разных форм отчетности друг с другом. Суммы по строкам отчетности должны совпадать с кредитовым сальдо по счету 82 “Резервный капитал” по состоянию на соответствующие даты, информация о котором содержится в Главной книге и журнале-ордере. Следующей процедурой аудита резервного капитала будет проверка правильности ведения аналитического и синтетического учета, соответствия записей в синтетическом и аналитическом учете записям в Главной книге, балансе и других формах отчетности акционерного общества.

Информация о работе Аудит уставного капитала