Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение нормативной и методической базы по аудиту затрат в строительстве для выражения объективного мнения о достоверности ведения учета и формирования отчетных показателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение законодательных актов и отраслевых рекомендаций по аудиту затрат в строительстве;
- ознакомление с организационной структурой, ведением учета и системой документооборота аудируемого предприятия
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ…………………………………………………………….....4
1.1 Понятие аудита и особенности аудита затрат в строительстве…….4
1.2 Цели и задачи аудита затрат строительной организации…...............7
2. ЭТАПЫ АУДИТА ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ…………………………………….……………………..…8
3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ЗАТРАТ…………………………..……….……………………...…………10
3.1 Оценка аудиторского риска…………………………………………..10
3.2 Оценка уровня существенности……………………………………...11
3.3 Разработка плана и программы аудита затрат ………………..…...11
4. Методика проведения аудита затрат ……..……………………….12
4.1 Методика проведения аудита расчетов с субподрядчиками……….12
4.2 Методика проведения аудита использования материальных ресурсов в строительстве………………………………………………....13
4.3 Методика проведения аудита расходов на оплату труда…………..13
4.4 Методика проведения аудита операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов……………….…….13
4.5 Методика проведения аудита накладных расходов ……………..…14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………. ……………..…14
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ............................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………………..….54
6. Включение в себестоимость различных видов расходов (на оплату командировок, рекламу, подготовку кадров представительских расходов).
Задачами проверки учета затрат являются:
• определению правильности включения в расходы отдельных составляющих элементов;
• определению права собственности на строительные материалы, машины и механизмы;
• оценке основных и оборотных средств используемых на капитальное строительство;
• оценке достоверности исчисленной себестоимости строительства объектов;
• проверке правильности составленной корреспонденции счетов.
· оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
· подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;
· арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета.
2. ЭТАПЫ АУДИТА ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Этапы аудита на любых предприятиях имеют много общего, так как любая аудиторская организация в своей деятельности должна придерживаться утвержденных стандартов. Однако, этапы аудита, а особенно этапы аудита затрат, для каждой организации индивидуальны и зависят от отраслевой принадлежности и специфики деятельности организации.
Аудиторскую проверку затрат можно условно разделить на 4 этапа:
1 этап-подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора.
На данном этапе производится изучение организационных и технологических особенностей, а именно анализ учредительных документов, планов и сметной документации, визуальный осмотр строительных объектов.
Изучается учетная политика организаций, занимающихся капитальным строительством, регламентирующая порядок организации бухгалтерского учета, систему внутреннего контроля. На подготовительном этапе аудитор начинает сбор общих сведений о проверяемой организации: ее месте на региональном рынке строительства, организационной структуре, хозяйственных связях организации.
2 этап-планирование аудита.
В соответствии со стандартами
аудита необходимо определить
уровни существенности, аудиторские
риски, а также рассчитать
Согласно федеральному правилу планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудита осуществляется поэтапно:
1) предварительное планирование;
2) сбор общих
сведений об экономическом
3) оценка существенности и аудиторского риска;
4) разработка общего плана и программы аудита.
В результате планирования аудита должны быть составлены:
- общий план аудита
затрат с определением объемов,
- аудиторская программа
аудита затрат с
Сложность данного этапа заключается в том, что необходимо учитывать отраслевую принадлежность и особенности функционирования данной организации.
3 этап - проведение аудита.
Это самый трудоемкий этап
работы. На данном этапе производится
классификация выбранных
На данном этапе особое внимание уделяется контролю применяемых методов учета затрат, документальной обоснованности, законности и экономической целесообразности отдельных видов затрат, арифметическому контролю расчетов по формированию себестоимости и проверке взаимно корреспондирующих счетов.
4 этап — заключительный
этап. Это этап включает
- несвоевременное включение
в себестоимость отдельных
- несоответствие применяемого
метода учета затрат методу, указанному
в учетной политике
- неправильная оценка
остатков незавершенного
- необоснованное (без документального оформления) включение расходов в состав себестоимости.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ЗАТРАТ
Планирование аудита – это процесс, позволяющий наиболее рационально выполнить аудит и одновременно уменьшить риск не обнаружения существенных моментов.
3.1 Оценка аудиторского риска
Одним из важных моментов этапа планирования аудита любого участка учета является оценка аудиторского риска. В контексте проверки организации, занимающейся строительством, общий аудиторский риск определяется как риск того, что аудитор на основании своих тестов сделает неправильный вывод о том, что интересующие его счета учета расходов на осуществление строительства (счета учета: материальных ресурсов, расходов по оплате труда, расходов на эксплуатацию строительных машин и механизмов, себестоимости строительства объекта) представлены в финансовой отчетности без существенных искажений, и не сделает оговорок в аудиторском заключении, или наоборот, сделает оговорки, в которых не было необходимости.
Также при определении
величины аудиторского риска следует
учитывать действующую на предприятии
форму управления. Вообще при аудите
в области строительства
Оценка аудиторского риска складывается из оценки риска средств контроля, оценки внутрихозяйственного риска и оценки риска не обнаружения.
3.2 Оценка уровня существенности
Оценка уровня существенности производится на основании отчетности.
3.3 Разработка плана и программы аудита затрат.
1.Следующим этапом планирования является разработка общего плана и программы аудита с учетом величины аудиторского риска.
Документы для проверки: договора строительного подряда заключенные с субподрядчиками; регистры бухгалтерского учета.
Аудиторские процедуры: инспектирование (проверка записей, документов); пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях и выполнение аудитором самостоятельных расчетов).
2. Проверка материальных затрат на осуществление строительства.
Документы для проверки: производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; журнал учета выполненных работ по форме N КС-6 по каждому объекту строительства; материальные отчеты (форма N М-19) по материально ответственному лицу - производителю работ, начальнику строительного участка; форма N М-29 - ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам; регистры бухгалтерского учета.
3.Проверка операций по учету расчетов по оплате труда.
Документы для проверки:
положения об оплате труда и премировании,
разработанные и утвержденные организацией;
наряды на выполнение работ; штатное
расписание управленческого и линейного
персонала организации; табелями учета
использования рабочего времени; налоговые
карточки; расчетно-платежными или
расчетными ведомостями; приказы организации
о приеме и увольнении работников,
на выплату премий; регистры бухгалтерского
и налогового учета.
4. Проверка операций по использованию строительных машин и механизмов
Документы для проверки: договоры на оказание транспортных услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ; сменные рапорта о работе машин и механизмов; путевые листы; корешки путевых листов (при оказании услуг сторонней организацией); авансовые отчеты (если ГСМ приобретались за наличный расчет; заправочные ведомости; акты на установку и списание, запчастей; расчеты начисления амортизации, регистры бухгалтерского учета.
5. Проверка накладных расходов
Документы для проверки:
положения об оплате труда и премировании,
разработанные и утвержденные организацией;
наряды на выполнение работ (при сдельной
оплате труда); штатное расписание управленческого
и линейного персонала
6. Проверка учета остатков незавершенного производства строительных работ
Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета; регистры налогового учета и другие документы, необходимые для проведения аудита.
7.Проверка выполненных
строительно-монтажных работ и
калькулирования инвентарной
Документы для проверки: регистры аналитического и синтетического учета по счетам; регистры налогового учета.
4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ЗАТРАТ
4.1 Методика проведения аудита расчетов с субподрядчиками
Согласно ст.706 ГК РФ подрядчик
вправе привлечь к исполнению своих
обязательств по строительству объекта
другие строительно-монтажные
4.2 Методика проведения
аудита использования
В структуре себестоимости
работ строительно-монтажных
Аудит использования материальных ресурсов рекомендуется начинать с установления мест хранения материально-производственных запасов и определения круга материально ответственных лиц.
Строительно-монтажная
Перечень мест хранения и
материально ответственных лиц
должен быть предусмотрен структурой
организации и закреплен
4.3 Методика проведения аудита расходов на оплату труда
В элементе "Затраты на
оплату труда" отражаются затраты
на оплату труда всего строительно-
4.4 Методика проведения аудита операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов
Анализируя расходы на
привлеченные машины и механизмы, аудиторы
уточняют, предусмотрены ли эти расходы
сметными нормами и составом выполняемых
СМР. Работа таких машин и механизмов
должна быть подтверждена сменными рапортами
и путевыми листами, оформленными по
типовым межотраслевым формам. С
привлеченными
Если организация привлекала
к работе специализированные автотранспортные
организации, то проверке подлежат договоры
и лицензии этих организаций, разрешающие
осуществлять транспортную деятельность.
Кроме того, аудиторы исследуют путевые
листы, которые оформляли транспортные
организации. Формы путевых листов
содержат отрывные талоны, которые
заполняет организация - владелец транспорта.
Строительно-монтажная
4.5 Методика проведения аудита накладных расходов