Аудит выпуска готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование организации учета и проведения аудита учета продаж готовой продукции (работ, услуг) в ОАО «Саранский завод «Резинотехника».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть проблемы оценки готовой продукции;
- исследовать методику учета готовой продукции и процесса ее реализации (продажи);
- обосновать методику аудита выпуска и реализации готовой продукции;
- оценить достоверность бухгалтерской информации по выпуску и реализации готовой продукции;
- внести предложения по совершенствованию системы учета и аудита готовой продукции.

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.docx

— 110.33 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Одним из значимых в настоящее  время, а также перспективных  и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль - аудит.

Актуальность темы исследования заключается в том, что аудиторская  проверка продаж готовой продукции  позволяет выявить ошибки, которые  могут иметь место при организации  бухгалтерского и налогового учета  операций по реализации готовой продукции, а так же проверить организацию  документооборота по продаже продукции. Аудиторская проверка позволяет  выявить искажения, которые могут  возникать при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Искажения  бухгалтерской (финансовой) отчетности могут явиться следствием ошибок и недобросовестных действий. Это  имеет важное значение, так как  предоставление искаженных данных о  финансовом состоянии предприятия  влечет за собой негативные последствия  как для руководства предприятия, так и для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объект исследования ОАО «Саранский завод «Резинотехника» - один из крупнейших производителей резинотехнических изделий в России. Основным видом деятельности ОАО «Саранский завод «Резинотехника» является производство готовой продукции и торгово-посредническая деятельность на рынке резинотехнических изделий.

Целью данной работы является исследование организации учета и проведения аудита учета продаж готовой продукции (работ, услуг) в ОАО «Саранский завод «Резинотехника».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть проблемы оценки готовой продукции;

- исследовать методику учета готовой продукции и процесса ее реализации (продажи);

- обосновать методику аудита выпуска и реализации готовой продукции;

- оценить достоверность бухгалтерской информации по выпуску и реализации готовой продукции;

- внести предложения по совершенствованию системы учета и аудита готовой продукции.

В процессе работы были изучены  нормативные документы, учебно-методической литература, труды отечественных  и зарубежных специалистов в области  бухгалтерского учета и аудита - Алборова Р.А., Густякова И.М., Кондракова Н.П., Лугового В., Патрова М.А., Самохваловой Е.Н. и др.

Применение таких методов  аудита, как устный опрос, подготовка альтернативного баланса, прослеживание, выборочные проверки, пересчет и др., позволили дать объективную и  достоверную оценку состояния учета  выпуска готовой продукции и ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическая  база аудита готовой продукции  (работ, услуг)

 

1.1 Понятие готовой  продукции (работ, услуг) и ее  значение для экономического  субъекта

 

Успех работы промышленного  предприятия зависит от того, насколько  тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии  и товарного ассортимента. Они  определяют темпы обновления продукции (работ, услуг), техническое совершенствование  производства, потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Предприятие  при планировании объема производства и определении производственной мощности решает, какую продукцию, в  каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам  будет продавать. От этого зависят  конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость предприятия [26, c.154].          На уровне предприятия, существует такое понятие, как «товарная продукция». Это продукция, предназначенная для сбыта и реализации за пределы предприятия, совокупности предприятий или отрасли народного хозяйства. Товарная продукция промышленного предприятия представляется в денежном выражении, это объем той его продукции, которая подготовлена в данном периоде к отпуску за пределы его основной деятельности. Готовая продукция входит в состав товарной продукции (Рисунок 1.1).    Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции [23, c.36].

 





 

 

 

Рисунок 1.1 - Отличие состава готовой продукции промышленного предприятия от товарной

Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав готовой продукции  могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям  как запасные части или комплектующие  изделия, также отпущенные на сторону  полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные  услуги промышленного характера.         Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.  Продукция, не подвергшаяся всем предусмотренным технологическим процессом операциям обработки, а также изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки, в состав объема готовой продукции не включаются и подлежат учету как незавершенное производство [28, c.20].     Схема технологического процесса готовой продукции представлена на рисунке 1.2 :    
 





 






 

Рисунок 1.2 - Схема технологического процесса готовой продукции

Предприятие изготавливает  продукцию в соответствие с плановым заданием по ассортименту, количеству и качеству на основе заключенных  с покупателями договоров. Реализованная  продукция позволяет возмещать  произведенные предприятием затраты, своевременно выплачивать заработную плату и рассчитываться с кредиторами, развивать и совершенствовать производственную деятельность. Для достижения этих целей особое внимание необходимо уделить  изучению рыночной среды, формированию спроса потребителей, выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции[31, c.354].           Немаловажное значение имеет также правильная организация учета готовой продукции, ее отгрузки и реализации (продажи). Правильная, четкая и своевременная организация учета выпущенных, отгруженных и реализованных изделий способствует усилению контроля за сохранностью материальных ценностей, обеспечения предприятия финансовыми ресурсами и ускорению оборачиваемости оборотного капитала. Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:        1) контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;     2) контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью расчетов с покупателями и заказчиками;    3) контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;          4) контроль за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;          5) своевременное и достоверное определение результатов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции.       Для успешного выполнения этих задач необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций. Продукция, изготовленная на производственных предприятиях, по своему составу делится на валовую и товарную [33, c.72].      В состав валовой продукции предприятия включают стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для использования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену затариваемой продукции. Валовая продукция характеризует общий объем производственной деятельности предприятия, независимо от степени готовности продукции.        Товарная продукция - это продукция, предназначенная для реализации потребителям. При этом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции без стоимости сырья, то есть по стоимости обработки. Совокупность видов оценки готовой продукции следует классифицировать следующим образом:

  1. виды оценки готовой продукции, поступившей из производства, т.е. оценки, по которой продукция отражается в текущем (аналитическом) учете;
  2. виды балансовой оценки готовой продукции, т.е. оценки, по которой продукция отражается в балансе организации (предприятия).

Виды оценки готовой продукции, поступившей из производства, определяются, во-первых, технологическими особенностями  производства, и, во-вторых, организационными особенностями реализации продукции [29, c.312].

Принято различать следующие  основные виды оценки себестоимости  готовой продукции:

- по фактической производственной себестоимости;

- по неполной (сокращенной) фактической производственной себестоимости;

- по плановой (нормативной) производственной себестоимости;

- по сокращенной плановой производственной себестоимости.

Метод оценки произведенной  продукции по фактической себестоимости  наиболее точный и, в связи с этим, наиболее трудоемкий. При этом способе  готовая продукция принимается  к учету в сумме всех затрат, связанных с ее изготовлением. Такой способ оценки применяется в основном в единичном (индивидуальном) производстве [24, c.237].

Оценка готовой продукции  по плановой (нормативной) производственной себестоимости наиболее распространена. Такой вариант оценки предполагает применение специально разработанных  предприятием норм, нормативов, смет расходов, на основании которых составляется нормативная калькуляция себестоимости  продукции. При этом варианте появляется необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости выпуска готовой продукции от стоимости по учетным (плановым) ценам.

Отклонения от норм считается  как экономия, или перерасход сырья, материалов, заработанной платы и  других производственных затрат.

Отклонения учитываются  на тех же счетах, что и готовая  продукция. В случае, когда фактическая  производственная стоимость готовой  продукции превышает ее стоимость  по учетным ценам, имеет место  перерасход, т.е. превышение установленных  норм. В обратной ситуации, когда  стоимость готовой продукции  по учетным ценам превышает ее фактическую производственную себестоимость, говорят об экономии .

При оценке готовой продукции  по себестоимости (фактической или  плановой) в расчет не принимаются  общехозяйственные и условно-постоянные расходы. К условно-постоянным относятся расходы, абсолютная величина которых при изменении объема выпуска продукции существенно не изменяется (расходы на отопление и освещение помещения, зарплата управленческого персонала, амортизация). При этом варианте оценки общехозяйственные расходы не включается в состав себестоимости готовой продукции, а относятся непосредственно на счета финансовых результатов [17, c.15].     Правила балансовой оценки готовой продукции установлены п.59 Положения по ведению бухгалтерского учета, согласно которому готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающие затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

В качестве основных методов  оценки готовой продукции следует  рассматривать первые два - по фактической  и нормативной (плановой) производственной себестоимости. Оценка готовой продукции, по которой она отражается в текущем учете, не обязательно должна совпадать с ее балансовой оценкой.

Так, продукция, оцениваемая  в балансе по фактической себестоимости, в текущем учете может оцениваться:

  1. по фактической себестоимости;
  2. по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т.д.) с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости.

 

 

1.2  Цели и  задачи аудита готовой продукции

 

Цель аудита выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, то есть выручки от продажи,  себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи [9, c. 459].

При этом в процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных  задач:

- анализируется учетная  политика предприятия в части,  регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

- контролируется договорная  дисциплина в соответствии с  законодательством;

- проверяется правильность  документального оформления операций  по выпуску и продаже продукции;

- изучается порядок учета  и списания затрат на производство  продажу готовой продукции;

- оценивается полнота,  своевременность и достоверность  оприходования готовой продукции  на склад, отпуска и продажи  ее покупателям;

- анализируется правильность  и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;

- контролируется соблюдение  налогового законодательства в  части налогообложения операций по продаже готовой продукции.

В рыночной экономике особую актуальность представляют вопросы  правильности и своевременности  отражения в учете поступления  готовой продукции и обеспечения  ее сохранности, что, в конечном счете, способствует эффективной деятельности предприятия в целом [20, c.274].

Основными задачами аудита поступления продукции собственного производства являются:

- проверка состояния складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности продукции;

Информация о работе Аудит выпуска готовой продукции