Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:22, шпаргалка
При проведении контроля аудиторы должны проверить юридический статус и право функционирования данного экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством. Для этих целей используются документы: устав клиента, утвержденный собранием учредителей и зарегистрированный в законодательном порядке; учредительный договор организации. В ходе проверки устанавливается: когда и где зарегистрирована организация; в каком банке открыты счета данной организации; кто учредители и их доли вкладов в уставном капитале; соответствуют ли размеры вкладов каждого учредителя и
34. Аудиторская проверка, анализ и подтверждение отчета о прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках является основной отчетной формой и характеризует порядок формирования финансового результата финансово-хозяйственной деятельности организации.Перед началом проверки аудитор должен ознакомиться с положениями учетной политики организации, касающимися порядка признания доходов в качестве доходов от обычных видов деятельности. Для этого он должен проанализировать, какие виды деятельности в соответствии с учетной политикой отнесены организацией к основным видам деятельности, и проверить правильность классификации доходов и расходов по отчету о прибылях и убытках.Аудитор должен проверить арифметические подсчеты. Для подтверждения достоверности и точности определения показателей отчетной формы проводится сверка тождественности показателей «За отчетный год» с данными Главной книги и регистров аналитического учета по счетам учета доходов и расходов.Проверка формирования показателей по строкам «Прочие операционные доходы», «Прочие операционные расходы», «Внереализационные доходы» и «Внереализационные расходы» должна быть направлена и на подтверждение достоверности состава этих расходов.Важно обратить внимание на соблюдение принципа существенности (п. 11 ПБУ 4/99), согласно которому доходы и расходы должны приводиться обособленно, если они существенны. При формировании показателей отчета о прибылях и убытках должны соблюдаться следующие требования:• при отражении видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5% и более общей суммы доходов организации за отчетный период, в отчете показывается соответствующая каждому виду часть расходов;• графа 4 отчета заполняется на основании данных графы 3 отчета за предыдущий год. Если данные за аналогичный период предыдущего года несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных нормативных актов;• доходы от обычных видов деятельности в случае их существенности подлежат отражению обособленно в виде расшифровки к строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» или в приложении к отчету о прибылях и убытках. В акционерных обществах необходимо проверить информацию, приведенную справочно к отчету о прибылях и убытках. Это касается справки о сумме дивидендов, которые приходятся на одну привилегированную акцию. Проверяется соответствие требованиям Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены Приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29).Проведенные процедуры проверки формирования показателей отчета о прибылях и убытках позволяют подтвердить достоверность показателей, формирующих прибыль.Данные отчета о прибылях и убытках используются для проведения анализа финансовых результатов.
37.Аудиторская
проверка и оценка
Годовой отчет рассматривается как документ,
позволяющий пользователям оценить реальные
изменения финансового положения организации
за год. В этих условиях существенно возрастает
роль такой составляющей годового бухгалтерского
отчета, как пояснительная записка. При
проведении аудиторской проверки годовой
бухгалтерской отчетности аудитор обязан
высказать мнение о достоверности данных,
включенных в пояснительную записку.При
проверке и оценке данных пояснительной
записки аудитор должен руководствоваться
такими правилами (стандартами) как «Прочая
информация в документах, содержащих проаудированную
бухгалтерскую отчетность», «Проверка
прогнозной финансовой информации», «Оценка
применим ости допущения непрерывности
деятельности экономического субъекта»,
«События после отчетной даты».Аудитору
следует учитывать, что объем информации,
приводимой в пояснительной записке и
форму подачи материала (в виде текста,
таблиц, схем и т.п.) организация определяет
самостоятельно, соблюдая требования
действующих нормативных актов. При этом
всю ответственность за формирование
и представление информации несет руководство
организации.Процесс проверки и оценки
пояснительной записки можно условно
разделить на три этапа.Первый этап –
анализ выполнения требований к содержанию
записки, установленных действующими
нормативными актами. Основными актами,
положениями которых необходимо руководствоваться
при проверке материала для включения
в пояснительную записку, являются: Положение
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ (Приказ МФ РФ от 29.07.98 № 34н);Положение
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99) (Приказ
МФ РФ от 06.07.99 № 43н);О формах бухгалтерской
отчетности организации (Приказ МФ РФ
от 22.07.03 № 67н).Второй этап проверки и оценки
информации пояснительной записки заключается
в изучении структуры пояснительной записки
и содержания каждого ее раздела. Анализ
требований, рассмотренных выше нормативных
актов, предполагает выделение следующих
основных разделов пояснительной записки:характеристика
деятельности организации (обычные виды
деятельности; текущая инвестиционная
финансовая деятельность), основные показатели
деятельности и факторы, повлиявшие на
их формирование в отчетном году, решения
по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской
отчетности и распределения прибыли;последствия
изменения учетной политики организации;характеристика
имущественного состояния организации:
обеспеченность основными средствами,
характеристика нематериальных активов,
финансовых вложений, оборотных средств;оценка
финансового состояния организации на
краткосрочную перспективу: текущая ликвидность,
обеспеченность собственными средствами
и способность восстановления (утраты)
платежеспособности;оценка финансового
состояния организации на долгосрочную
перспективу: характеристика структуры
источников средств, степень зависимости
от внешних инвесторов и кредиторов, деловая
активность, эффективность использования
ресурсов, динамика важнейших экономических
и финансовых показателей за ряд лет;состав
совета директоров (наблюдательного совета)
акционерных обществ, членов исполнительного
органа, общая сумма выплаченного им вознаграждения.Третий
этап аудиторской проверки и оценки пояснительной
записки – выполнение заключительных
процедур. Аудиторская организация должна
установить возможность серьезного сомнения
в применимости допущения непрерывности
деятельности по совокупности факторов
на нее влияющих
Если в отношении применимости допущения
непрерывности деятельности имеется существенная
неопределенность, аудиторская организация
должна отказаться в аудиторском заключении
от выражения своего мнения.
38.Особенности
аудита сводной (
В международной практике
составление сводной
39.Аудит последствий событий после отчетной даты и УФХД
Цели и задачи аудита. Правилом
(стандартом) аудиторской деятельности
«Дата подписания аудиторского заключения
и отражение в нем событий,
произошедших после даты составления
и представления бухгалтерской
отчетности», одобренным Комиссией
по аудиторской деятельности при
Президенте РФ 25.12.96 г. протокол №6) установлены
цели и задачи такого контроля, а
также классификация указанных
событий и обязательств.Целью
аудита событий после отчетной даты
(СПОД) и условных фактов хозяйственной
деятельности (УФХД) является оценка бухгалтерской
отчетности на соответствие таким принципам,
как полезность, уместность и своевременность
отчетных данных, а также формирование
мнения о возможности соблюдения
принципа непрерывности деятельности
в отношении проверяемого экономического
субъекта.
К числу основных задач аудита СПОД и УФХД
следует отнести получение аудиторских
доказательств при проверке, исходя из
по следующих предпосылок:
полноты – все СПОД и УФХД, имевшие место
до даты подписания аудиторского заключения,
последствия которых требуют признания
или раскрытия, отражены в учете или в
пояснительной записке к годовому отчету;существования
(наличия) – статьи, по которым отраженны
последствия СПОД и УФХД, отражают действительно
существовавшие факты и (или) события;оценки
– последствия СПОД и УФХД оценены корректно
для целей их отражения в бухгалтерском
учете и отчетности; решение о признании
или раскрытии последствий СПОД и УФХЖ
является обоснованным;представления
– последствия СПОД и УФХД отражены в
финансовой отчетности. Информационная база для проверки
отражения СПОД и УФХД состоит из нормативных
документов по бухгалтерскому учету и
регулированию аудиторской деятельности;
документов, получаемых в ходе проверки
экономического субъекта, а также учетных
регистров и бухгалтерской отчетности
проверяемого экономического субъекта.Поскольку
одной из задач аудита является получение
доказательств полноты отражения СПОД
и УФХЖ, аудитору следует детально проанализировать
такие документы, как:протоколы собраний
акционеров (участников), совета директоров
и исполнительных органов организации,
проведенных после подготовки баланса;акты
и заключения налоговых проверок; проверок
таможенных, лицензирующих и надзорных
органов;планы и прогнозы – долго-, средне-
и краткосрочные планы развития; бюджеты
по направлениям деятельности; прогнозы
финансового и имущественного состояния
организации;договоры – долгосрочные
хозяйственные договоры; договоры, предусматривающие
существенные финансовые санкции за нарушение
их условий; соглашения о намерениях и
проекты сделок;запросы представителям
общего собрания акционеров, банкам, заимодавцам,
крупным кредиторам, юристу (юридической
фирме);переписка с должниками, кредиторами,
учредителями (участниками), инвесторами
(в том числе потенциальными), государственными
регулирующими и надзорными органами.Информация
о штрафных санкциях и случаях нарушения
действующего законодательства может
быть получена на основе изучения документов,
составленных по результатам проверок
налоговыми органами, таможенными, лицензирующими
органами и др.Дополнительная информация,
касающаяся СПОД и УФХЖ. Может быть получена
при анализе различных планов и прогнозов,
а также аналитических записок к таким
документам. Указанные документы содержат
предположения специалистов проверяемого
экономического субъекта относительно
наиболее вероятного экономического субъекта
относительно наиболее вероятного значения
финансового результата, активов, пассивов
и иных показателей финансово-хозяйственной
деятельности.Договорные обязательства,
официальные письма и другие документы,
свидетельствующие о намерениях заключить
хозяйственные договоры, должны помочь
в формировании общего представления
о состоянии договорной и претензионной
работы.Особое внимание следует обратить
на исполнение клиентом условий хозяйственных
договоров, в особенности тех из них, которые
предусматривают значительные финансовые
санкции. Одним из способов получения
аудиторских доказательств об исполнении
обязательств проверяемым экономическим
субъектом является направление запросов
его деловым партнерам.В запросах аудитор
(аудиторская фирма) просит указать на
обстоятельства, позволяющие сделать
предположение о невозможности проверяемого
экономического субъекта исполнить свои
обязательства, а также на факты невыполнения
с его стороны условий заключенных хозяйственных
договоров.Особое внимание следует уделить
запросу, направляемому юристу (юридической
фирме) проверяемого экономического субъекта.
На основе полученного ответа можно сделать
выводы о наличии судебных разбирательств
с участием проверяемого экономического
субъекта и их наиболее вероятных исходах,
а также о возможности судебных разбирательств
в ближайшем будущем.Ответы на запросы
не всегда являются надежными аудиторскими
доказательствами, поскольку являются
необязательными, и ответственность за
некорректность содержащихся в них сведений
не предусмотрена. Определив виды и количество
необходимых для проверки документов,
аудитор составляет письменный запрос
на предоставление документов, который
направляется руководству. В нем следует
также указать на необходимость предоставления
аудитору заключительных оборотов и пояснительной
записки.Аудиторские процедуры и направления
тестирования. Выбор аудиторских процедур
при проведении аудита СПОД и УФХД основывается
на поставленных задачах аудита и должен
учитывать специфику тестируемых объектов.
Процедуры, направленные на выявление
последствий СПОД и УФХД, следует проводить
как можно ближе к дате аудиторского заключения
для обеспечения полноты информации. Одним
из наиболее трудных аспектов аудиторской
проверки является проверка отражения
условных убытков, так как существует
риск неполного представления информации.
Поэтому особое внимание должно быть уделено
проверке полноты представления: даже
в самых успешно управляемых организациях
существенный условный убыток может быть
упущен из виду. Проверку следует начинать с
получения и обработки соответствующих
документов.Аудитор должен запросить
у руководства проверяемого экономического
субъекта документы (договоры, протоколы,
акты и др.), провести с ним предварительную
беседу, направить запросы наиболее крупным
покупателям, поставщикам, кредиторам
и юристу (юридической фирме) проверяемого
экономического субъекта. Часть документов,
содержащих информацию о СПОД и УФХЖ, может
быть получена в ходе проверки иных участков.
40.Аудиторское заключение.
Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.В соответствии с вышеназванным стандартом по результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не отражает во всех существенных аспектах активы и пассивы экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен как "бухгалтерская отчетность" с полным наименованием экономического субъекта и указанием проверяемого периода. Под словами "бухгалтерская отчетность" понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная действующим законодательством Российской Федерации.В аудиторском заключении должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская отчетность экономического субъекта с пометкой аудитора (подпись или специальный штамп аудиторской фирмы).Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.