Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – специфика аудиторского контроля с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить правовые основы осуществления аудиторского контроля в России.
2. Определить сущность аудита, ознакомится с научными классификациями аудиторских проверок.
3. Изучить аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля.
4. Определить специфику аудиторского контроля, выявить отличия аудиторского контроля от ревизии, налогового контроля, государственного контроля, найти отличие от судебно-бухгалтерской экспертизы.
5. Обобщить полученный материал и сведения в представленной работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. История аудита……………………………………………………………………5
1.2 Аудит: понятие, сущность и виды……………………………………………...6
1.3 Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля………………13
1.4 Результат аудиторского контроля – аудиторское заключение……………...19
1.5 Специфика аудиторского контроля: отличие аудиторского контроля от иных видов экономического контроля…………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

аудит курсовая.docx

— 46.90 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. История аудита……………………………………………………………………5

1.2 Аудит: понятие, сущность и виды……………………………………………...6

1.3 Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля………………13

1.4 Результат аудиторского контроля – аудиторское заключение……………...19

1.5 Специфика аудиторского контроля: отличие аудиторского контроля от иных видов экономического контроля…………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….27

Библиографический список………………………………………………………..28

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В представленной курсовой работе будет исследована тема –  «Специфика аудиторского контроля», актуальность которой объясняется тем, что  аудиторский контроль способствует осуществлению хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование  ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности.

Объект исследования –  аудиторский контроль и его специфика.

Цель исследования – специфика  аудиторского контроля с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих  взаимосвязанных задач:

1. Изучить правовые основы  осуществления аудиторского контроля  в России.

2. Определить сущность  аудита, ознакомится с научными  классификациями аудиторских проверок.

3. Изучить аудиторское  заключение, как результат аудиторского  контроля.

4. Определить специфику  аудиторского контроля, выявить  отличия аудиторского контроля  от ревизии, налогового контроля, государственного контроля, найти  отличие от судебно-бухгалтерской  экспертизы.

5. Обобщить полученный  материал и сведения в представленной  работе.

С учетом поставленной цели и задач методологическую основу исследования составил комплекс следующих  приемов: исторический метод, всеобщие методы познания (диалектический метод); общенаучные средства (сравнительно-правовой метод, системный метод, метод формально-логического  исследования); частно - научные средства (метод сравнительного изучения), в том числе специально-юридические средства (формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения).

Основу настоящего исследования составили труды следующих исследователей: Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория и практика. 4-е изд., обновленное и дополненное.- СПб.: Питер, 2009, Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. 5-е изд. перераб. и  доп. М.: ИНФРА-М, 2005., Шиленко С.И. Основы аудита: учебник / С.И. Шиленко, Р.В. Шеин, Е.В. Колосова.- М.: КНОРУС, 2009, Барышников П. Организация и методика проведения общего аудита. / П. Барышников. – М.: ИИД Филинъ, 2005, Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: учебное пособие / Н.Т. Лабынцев, О.В. Ковалева. – М.: ПРИОР, 2006, Подольский В.И. Аудит: учебник для  вузов. / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 и другие законодательной основой  работы выступают – Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности».

Поставленные цели и задачи обусловили структуру курсовой работы - введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

Основная часть содержит 2 главы, в первой главе два параграфа, первый посвящен истории развития аудита, во втором раскрывается сущность и  виды аудита, вторая глава состоит  из 3 параграфов, в первом рассматривается  аудиторская проверка как средство аудиторского контроля, во втором параграфе  исследуется аудиторское заключения как формы выражения аудиторского контроля последний параграф посвящен выявлению специфики аудиторского контроля, его отличии от иных видов  экономического контроля.

 

 

 

 

 

 

 

  1. История аудита

 

В современном понимании  аудит начал формироваться в  середине XIX века в Англии в период развития рыночных отношений. Становление  капитализма сопровождалось массовым банкротством компаний, основной причиной которого были не объективные экономические  причины, а недобросовестность и  злоупотребления управляющих компаниями.

Соответственно у разоренных акционеров появилась потребность  в защите, а у потенциальных  инвесторов и существующих акционеров — в достоверной информации о  состоянии дел и компаниях.

В середине XX века группа видных бухгалтеров Шотландии создала  профессиональное объединение, целью  которого была проверка любых представленных ему бухгалтерских отчетов. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности компаний. Особую заинтересованность в результатах аудиторской деятельности проявляли собственники, для которых  была высока вероятность потери капитала из-за недобросовестности управляющих.

Законодательно аудит  был оформлен позже: с 1844 г. в Англии вышел ряд законов, предусматривающих  проверку независимыми бухгалтерами бухгалтерских  счетов и отчетов перед акционерами. Затем были приняты законы об обязательном аудите и в других странах

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном  виде появились сравнительно недавно  в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Попытки  создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, предпринятая в конце 80-х годов, оказалась, как  нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских  фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма «Акционерное общество «Инаудит».

Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др. [20, 54].

В настоящее время в  России создано и успешно функционирует  более трех тыс. аудиторских фирм.

Кроме аудиторских фирм аудитом  в России занимаются и частнопрактикующие аудиторы.

Предпосылками возникновения  аудита являются:

1) возможность формирования  необъективной информации со  стороны администрации; 

2) зависимость последствий принятых инвестором решений от качества информации о финансовом состоянии субъекта;

3) необходимость определенных  знаний для прочтения информации;

4) отсутствие у пользователя  отчетной информации доступа  к материалам, необходимым для  оценки ее качества [9, 70].

 

1.2 Аудит: понятие, сущность и виды

 

В соответствии с ФЗ «Об  аудиторской деятельности» Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого  лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным  законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О  бухгалтерском учете" или изданными  в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная  по составу отчетность, предусмотренная  иными федеральными законами или  изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Результатом аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Другими словами, аудитор  должен дать объективную оценку достоверности, полноты и точности отражения  в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности за определенный период, проверки соответствия принятой на предприятии учетной политики законодательству и нормативным  актам и ее соблюдение.

Под достоверностью в аудите понимают степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая  позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении аудируемых лиц и принимать  базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [6, 146].

Аудиторский контроль как  в западных странах рыночной экономики, так и Российской Федерации подразделяется на внешний и внутренний.

Основное отличие заключается  в том, кем осуществляется аудит.

Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заключенных с  организациями договоров.

Внутренний аудит осуществляется специальной службой организации  или ее работниками, непосредственно  подчиненными руководству хозяйствующего субъекта.

Отличительной особенностью внешнего аудита является еще и то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом  субъекте никаких интересов –  не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и другими  должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность  за соблюдение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также  не состоят в родстве с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями.

Также внешняя аудиторская  проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических  проверяемых субъектов, которые  являются их учредителями, филиалами, представительствами, либо оказывающими данному субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета и  составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внешний аудит проводится с целью установления состояния  финансово-хозяйственной деятельности и выражения мнения о достоверности  годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта.

Но также может быть проведен (согласно договору) с целью  разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансовых планов, налогооблагаемых баз, организации  и управления деятельностью проверяемого субъекта и его сегментов.

Внутренний аудит - независимая  деятельность в организации по проверке ее работы в ее интересах, и представляет собой часть внутрихозяйственного контроля.

Внутренний контроль необходим  для предотвращения нерационального  расхода, потерь и хищений материальных и денежных ресурсов организации, своевременного предупреждения и разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей.

Внутренний аудит –  это постоянный контроль за эффективностью осуществления управления деятельностью  организации и ее структурных  подразделений.

Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации  эффективно выполнять свои функции [5, 21].

Потребность во внутреннем аудите в первую очередь возникает  в крупных компаниях, где руководство  не в силах осуществлять постоянный контроль деятельности организации  и ее структурных подразделений [16, 69].

Основные функции внутреннего  аудита:

1. Проверка действующей  системы бухгалтерского учета,  внутреннего контроля и разработка  рекомендаций по их улучшению;

2. Проверка оперативной  и бухгалтерской информации;

3. Проверка наличия имущества,  его состояния и обеспечения  условий сохранности;

4. Проверка соблюдения  законов и других нормативных  актов, а также требований учетной  политики, решений руководства, инструкций;

5. Разработка мер и  предложений по устранению выявленных  недостатков;

6. Проверка деятельности  различных звеньев управления;

7. Расследование случаев  злоупотреблений;

8. Оценка используемого  программного средства;

9. Работа над специальными  проектами и другие.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные  службы или отдельные аудиторы, состоящие  в штате хозяйствующего субъекта, ревизионные комиссии или ревизоры, привлекаемые для целей внутреннего  аудита, сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

Объективность внутреннего  аудита обеспечивается степенью его  независимости в структуре управления экономического субъекта, т.к. внутренний аудит подчиняется и представляет отчеты, назначившему его руководству  и (или) собственнику.

Наличие службы внутреннего  аудита в организации повышает степень  доверия к отчетности клиента  со стороны внешних аудиторов. Они  при планировании проверки изучают  работу внутренних аудиторов, оценивают  её и принимают решение об использовании  её результатов и порядке взаимодействия со службами внутреннего аудита [14, 387].

Аудит также подразделяют на первоначальный и периодический (согласованный, повторяющийся).

Первоначальный аудит  означает проведение аудитором или  аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые.

Периодический аудит осуществляется в данной организации одной аудиторской  фирмой (аудитором) при повторных  договорных отношения [13, 98].  Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом.

Информация о работе Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля