Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – специфика аудиторского контроля с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить правовые основы осуществления аудиторского контроля в России.
2. Определить сущность аудита, ознакомится с научными классификациями аудиторских проверок.
3. Изучить аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля.
4. Определить специфику аудиторского контроля, выявить отличия аудиторского контроля от ревизии, налогового контроля, государственного контроля, найти отличие от судебно-бухгалтерской экспертизы.
5. Обобщить полученный материал и сведения в представленной работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. История аудита……………………………………………………………………5
1.2 Аудит: понятие, сущность и виды……………………………………………...6
1.3 Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля………………13
1.4 Результат аудиторского контроля – аудиторское заключение……………...19
1.5 Специфика аудиторского контроля: отличие аудиторского контроля от иных видов экономического контроля…………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

аудит курсовая.docx

— 46.90 Кб (Скачать файл)

4. Встречная проверка  особенно эффективна при изучении  операций, связанных с получением  товаров, денежных и других  средств в одной организации  и отпуском их другой.

Этот метод состоит  в сопоставлении различных экземпляров  одного и того же документа. Экземпляры соответствующих документов могут  находиться в бухгалтериях разных организаций.

Цель такого сопоставления  — установить тождество всех экземпляров  одного и того же документа. Например, в аудиторской практике были такие  случаи, когда подлинная накладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по реквизитам, дате, номерам  и даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной накладной, однако два  экземпляра одной накладной содержали  значительные расхождения в наименованиях  ценностей, их количестве и ценах.

5. Взаимная проверка является  разновидностью встречной проверки, она проводится по взаимосвязанным  операциям в одной организации.

6. Контрольное сличение. Пользуясь контрольным сличением,  можно выяснить, не было ли  приписок в инвентаризационных  ведомостях, не было ли завоза  товаров и других ценностей  без документов. Часто этот метод  применяют при проверке складских  товарных операций.

Дополнение обобщенных результатов  контрольного сличения подобным изучением  ежедневного движения ценностей  с подсчетом их остатков на конец  каждого дня позволит выявить  расход этих ценностей за отдельные  дни, превышающий сумму первоначального  остатка и прихода.

Такое положение может  быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения остатков ценностей на начало проверяемого периода, реализации не оприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документов и многого другого.

7. Восстановление натурально-стоимостного  учета – данный метод дает  возможность конкретно анализировать  движение ценностей по каждому  его виду в отдельности. Его  сущность состоит в том, что  на основе первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливается натурально-стоимостный их учет.

Этот прием может применяться  в тех подразделениях, по которым  натурально-стоимостный учет ценностей  не ведется (например, в производствах), хотя все операции по их движению оформляются  выпиской соответствующих документов.

По данным этих документов, можно восстановить движение ценностей  по их видам с выведением остатков. С помощью этого приема может  быть выявлено, что при отсутствии недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеются недостача  одного вида ценностей и излишки  других, которые в стоимостном  учете перекрывались [11, 173].

В ходе проверки аудитор  составляет рабочую документацию, подтверждающую объем и качество выполняемой  им работы. В ней содержится необходимая  информация о клиенте, краткое описание выполненной работы, метод проведения проверки (сплошной или выборочной), объем проверенной документации, замечания по результатам проверки, перечень непредставленных к проверке первичных и других документов, нарушения  действующего законодательства, а также  мнение аудитора о способах устранения выявленных недостатков и рекомендации по улучшению хозяйственно-финансовой деятельности клиента.

В рабочих документах находят  отражение система внутрихозяйственного контроля у клиента (с выделением слабых и положительных сторон), программа аудита, и результаты аудита за прошлый год [3, 243].

Рабочие документы должны реально подтверждать, что аудит  был спланирован, что собранные  свидетельства достоверны и заключение соответствует результатам осуществленной проверки.

Подробности рабочего документа  должны не расходиться с тем, что  содержится в финансовой отчетности. Выводы, которые сделал аудитор, должны носить четкий, недвусмысленный характер, на основании этого составляется аудиторское заключение [4, 115].

 

    1. Результат аудиторского контроля – аудиторское заключение

 

Результаты аудиторского контроля (проверки) оформляются аудиторами в виде письменного заключения.

В аудиторской практике применяются  следующие виды аудиторских заключений:

1. Аудиторское заключение  с выражением безоговорочно положительного  мнения

2. Модифицированное аудиторское  заключение

2.1 С выражением положительного  мнения с обращением внимания  на определенные обстоятельства  с целью привлечения внимания  к ним пользователей;

2.2 Положительное аудиторское  заключение с оговоркой

2.3 Отрицательное аудиторское  заключение

2.4 Аудиторское заключение  с отказом от выражения мнения

Безоговорочно положительное  аудиторское заключение может быть выдано тогда, когда аудитор приходит к выводу, что финансовая отчётность даёт достоверное представление  о финансовом положении и результатах  деятельности аудируемого лица согласно установленным принципам и методам  ведения бухгалтерского учёта и  подготовке отчётности в РФ.

Аудиторское заключение считается  модифицированным, если:

1) Возникли обстоятельства, которые не влияют на мнение  аудитора, но описаны в аудиторском  заключении для привлечения внимания  к данной ситуации пользователей  отчётности. При этом данная ситуация  должна быть раскрыта в бухгалтерской  финансовой отчетности;

2) Выявлены обстоятельства, которые влияют на мнение аудитора  и могут привести к составлению  мнения с оговоркой, отрицательного  мнения или отказа от выражения  мнения.

Существует две группы обстоятельств, которые могут оказать  существенное влияние на достоверность  отчетности и соответственно мнение аудитора:

1. Ограничение объёма  работы аудитора;

2. Разногласия с руководством  аудируемого лица относительно  учётной политики, методов её  применения, адекватности раскрытия  информации в отчётности.

Мнение с оговоркой  аудитор выражает, если в результате проверки он приходит к выводу, что  нельзя выразить безоговорочно положительного мнения, а имеющиеся разногласия  и ограничение объёма не настолько  существенны, чтобы выразить отрицательное  мнение, или вообще отказаться от выражения  мнения.

Аудитор может выразить модифицированное аудиторское заключение в том  случае, если существует хотя бы одно из перечисленных обстоятельств. В  зависимости от того, насколько серьезны обстоятельства, мнение аудитора может  быть с оговоркой, отрицательным  или вообще аудитор выразит отказ  от выражения мнения о достоверности  проверяемой им бухгалтерской финансовой отчетности.

Мнение с оговоркой  выражается тогда, когда влияние  разногласий с руководством или  ограничение объема аудита не настолько  глубоки, чтобы выразить отрицательное  мнение, или вообще отказаться от выражения  мнения. При выражении мнения с  оговоркой применяется формулировка «за исключением влияния обстоятельств (перечисляются обстоятельства)».

Отказ от выражения мнения аудитор даёт тогда, когда ограничение  объёма аудита на столько существенны, что не позволяют получить достаточные  аудиторские доказательства.

Отрицательное мнение выражается тогда, когда разногласия с руководством существенны для финансовой отчетности и не достаточно сделать оговорку.

Если аудитор выражает мнение отличное от безоговорочно положительного, то в аудиторском заключении он должен четко описать причины и по возможности дать количественную характеристику их влияния. Обычно такая информация излагается в отдельной части, которая  предшествует части, содержащей мнение аудитора.

Ограничение объема аудита может быть вызвано различными обстоятельствами. Оно может быть установлено аудируемым лицом или быть следствием объективных  обстоятельств. Тогда аудитор должен провести альтернативные процедуры, которые  позволят собрать достаточное количество аудиторских доказательств.

В отдельных случаях при  формулировке своего мнения аудитор  может выявить обстоятельства, на которые необходимо обратить внимание пользователей. Это может быть не соблюдением принципа непрерывности  деятельности, а также факторы  значительной неопределенности в деятельности организации, которые после прояснения могут оказать существенное влияние  на достоверность финансовой отчетности.

При этом эти обстоятельства не должны влиять на мнение аудитора относительно достоверности отчетности, а должны быть связаны с неуверенностью в  оценки будущих событий [7, 81].

Часть выводов, не влияющих на мнение аудитора, обычно размещают  после выражения мнения. Эти выводы содержат указания на то, что описанные  факты не являются основанием для  включения оговорки в аудиторское  заключение.

 

 

1.5 Специфика аудиторского контроля: отличие аудиторского контроля от иных видов экономического контроля

 

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской  деятельности. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Основные функции государственного финансового контроля включают: проверку правильности образования государственных  средств, их сохранности и целевого использования; контроль правильности и эффективности использования  кредитных ресурсов; осуществление  обоснованности и правомерности  действий кредитных учреждений в  части использования средств  организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и  внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная  ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное  управление Президента РФ, федеральные  органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы — суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности и  налоговой полиции — в пределах их компетенции, руководители органов  государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные  и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных  средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др. [8, 53].

В отличии от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника  всех специалистов, занимающихся отработкой и использованием бухгалтерской  информации.

Аудитор не только оценивает  достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных  хозяйственных операций, но и помогать выявить допущенные ошибки, исправить  их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая  позволит в дальнейшем максимально  избегать ошибок [22, 149].

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской  экспертизы. Отличие состоит в  том, что аудит — независимая  проверка, а судебно-бухгалтерская  экспертиза осуществляется по решению  судебных органов.

Специфика судебно-бухгалтерской  экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника  доказательств, в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных  хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время  как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку  представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного  вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен  в качестве эксперта-бухгалтера при  проведении судебно-бухгалтерской  экспертизы. Эксперт как самостоятельная  процессуальная фигура, как квалифицированный  специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так  как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких  ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера [19, 214].

Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам  работы и др.

Информация о работе Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля