Аудиторская специфика операций связанных с возвратом некачественного товара и продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Ненадлежащее качество может выявиться покупателем в процессе оприходования товара, после его оприходования, в процессе дальнейшей реализации. По гражданскому законодательству продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (ст. 476 ГК РФ). Если на товар выдавалась гарантия качества, то продавец отвечает за недостатки, если не будет доказано, что они возникли по причине нарушения покупателем правил пользования товаром, его хранения, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

Содержание работы

1.Возврат товаров: учет и оформление
1.1. Правовые основы возврата товара
1.2. Документальное оформление возврата товара
1.3. Бухгалтерский учет возврата товара на примере организаций «Альфа» и «Бета».
2. Аудиторская специфика операций связанных с возвратом некачественного товара и продукции.
2.1 Цель, источники и методы получения аудиторских доказательств.
2.2. Процедуры проверки операций связанных с возвратом некачественного товара и продукции.
2.2.1 Брак выявлен при приемке товара до принятия к учету товара на склад.
2.2.2 Брак выявлен после принятия к учету товара на склад, но до его реализации.
2.2.3 Брак выявлен после реализации товара другому покупателю.
3. Налог на прибыль
Заключение.

Файлы: 1 файл

аудит3.docx

— 48.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аудиторская специфика  операций связанных с возвратом  некачественного товара и продукции.

2.1 Цель, источники и методы  получения аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором  при проведении проверки, и результат  анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам  относятся, в частности, первичные  документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения  уполномоченных сотрудников аудируемого  лица и информация, полученная из различных  источников (от третьих лиц)

Для получения аудиторских  доказательств аудитор использует следующие процедуры:

1) Инспектирование. Инспектирование  представляет собой проверку  записей, документов или материальных  активов. В ходе инспектирования  записей и документов аудитор  получает аудиторские доказательства  относительно существования объектов  проверки;

2) Запрос. Запрос представляет  собой поиск информации у осведомленных  лиц в пределах или за пределами  аудируемого лица;

3) Подтверждение. Подтверждение  представляет собой ответ на  запрос аудитора об информации, содержащейся в бухгалтерских  записях;

4) Пересчет. Пересчет представляет  собой проверку точности арифметических  расчетов в первичных документах  и бухгалтерских записях либо  выполнение аудитором самостоятельных  расчетов.

Роль аудита расчетов по претензиям – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудит  проводится на договорной основе аудиторскими организациями и индивидуальными  предпринимателями, его значение заключается в объективной оценке достоверности бухгалтерского учета расчетов по претензиям и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в части правильного отражения в ней данных расчетов.

Как следует из гражданского законодательства, возврат товара в правовом смысле является отказом покупателя от исполнения своих обязательств в части принятия этого товара, хотя бы этот товар  и был ранее фактически получен  покупателем. За отказом от принятия товара следует и правомерный  отказ от оплаты, даже если ранее  фактически денежные средства и были перечислены продавцу. Таким образом, договор купли-продажи считается  правомерно не исполненным покупателем, в результате чего возникает претензия. При возврате товара стороны возвращаются в исходное положение, договор купли-продажи  считается расторгнутым.

Аудит расчетов по претензиям очень  важен, так как в хозяйственной  практике организаций нередки случаи, когда поставщики в нарушение  заключенных договоров отгружают  товары, продукцию покупателям в  меньшем количестве, ненадлежащего  качества, другого ассортимента, не соблюдают сроки поставки и др.

Зачастую финансовый результат  деятельности всей организации напрямую зависит от решения вопросов по оплате товаров. Кроме того, ошибки, допускаемые  в учете, ведут к искажению  финансового результата.       Поэтому очень важно вовремя  выявить с помощью аудиторской  проверки все ошибки и неточности синтетического и аналитического учета  расчетов по претензиям.

Проведение аудита имеет для  руководства экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать  оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Таким образом, независимое подтверждение  информации о результатах бухгалтерского учета расчетов по претензиям в процессе деятельности организаций и соблюдении ими законодательства, необходимо как  руководителям организации для  принятия решений в области контроля за ними, бухгалтерам – для правильного  исчисления налога на прибыль, так и государству – для подтверждения достоверности уплачиваемых организацией налогов.

Цель аудита расчетов по претензиям – формирование мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности в части  отражения данных по расчетам по претензиям и соответствие применяемой методики учета действующим нормативным  актам.

Практические цели проверки учета  расчетов по претензиям заключаются  в установлении:

1.  Полноты – все ли расчетные операции учтены в бухгалтерской отчетности, не существует ли неучтенных расчетов.

2.  Существования – существуют ли обязательства по расчетам по претензиям на дату составления баланса и существенна ли сумма этих обязательств.

3.  Прав и обязанностей – правомерны и верны ли суммы обязательств по расчетам по претензиям согласно трем критериям: формальности, законности, действительности.

4.  Точности – соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета.

5.  Ограничения учетного периода – все ли обязательства по расчетам по претензиям отражены именно в тех учетных периодах, в которых они имели место.

Для достижения поставленной цели в  ходе аудита решаются задачи:

·  наличия и анализа материалов инвентаризации задолженности;

·  обоснованности, своевременности и правильности оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства);

·  обоснованности предъявляемых претензий;

·  реальности числящейся задолженности по претензиям;

·  правильности ведения аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в оборотно - сальдовой ведомости, и бухгалтерском балансе;

·  правильности составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Процедуры проверки  операций связанных с возвратом  некачественного товара и продукции.

2.2.1 Брак выявлен при приемке товара до принятия к учету товара на склад.

 

В случае если при приемке товара покупатель выявил товар низкого  качества, который не соответствует  стандартам, техническим условиям или  условиям договора, тогда такой товар  на баланс покупателя не приходуется. Поступивший товар несоответствующего качества учитывается на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Содержание операции

Дебет

Кредит

Перечислены денежные средства поставщику

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками"

51 "Расчетный счет"

Оприходованы товары

41 "Товары"

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками"

НДС на поступившие товары

19/3 "НДС по оприходованным  МПЗ" 

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками"

Поставщику предъявлена претензия  на некачественный товар 

76/2 "Расчеты по претензиям"

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками"

Оприходованы товары, к которым  имеются претензии по качеству

002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

-

Возврат товаров поставщику, к которым  имеются претензии по качеству

-

002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

Получены денежные средства от поставщика по выставленной претензии 

51 "Расчетный счет"

76/2 "Расчеты по претензиям"


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Брак выявлен после принятия к учету товара на склад, но до его реализации.

В этом случае товары уже оприходованы по дебету счета 41 "Товары" и их возврат отражается по кредиту счета 41 "Товары" в момент фактической  отгрузки продавцу в корреспонденции  со счетом 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами", субсчет 76-2 "Расчеты по претензиям", который  предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным  поставщикам.

Согласно п.5 ст.171 гл.21 НК РФ НДС, уплаченный поставщику при приобретении впоследствии возвращаемого товара, у покупателя не подлежит вычету из суммы налога, начисленной к уплате в бюджет. Следовательно, сумму НДС по возвращаемым товарам, предъявленную к вычету (если эти товары были ранее оплачены поставщику), организация-покупатель должна восстановить к уплате в бюджет. Восстановление НДС может быть отражено записью по дебету счета 19 "НДС  по приобретенным МПЗ" и кредиту  счета 68 "Расчеты с бюджетом" субсчет "Расчеты по НДС". Далее  сумма НДС подлежит списанию со счета 19 "НДС по приобретенным МПЗ" на счет учета претензий.

Сумма восстановленного НДС по некачественным товарам, которая была ранее принята  к вычету, должна быть отражена в  книге покупок со знаком минус  в том отчетном периоде, в котором  был отражен возврат товара поставщику с указанием реквизитов счета-фактуры, на основании которой "входной" НДС был возмещен из бюджета, с  пометкой "возврат". Кроме того, в отчетном периоде, в котором  был отражен возврат товара поставщику, сумма восстановленного НДС подлежит отражению в Декларации по налогу на добавленную стоимость по строке 370 "Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по принятым к учету товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, включенным ранее в налоговые  вычеты и подлежащие восстановлению.

Выставленная претензия может  быть удовлетворена несколькими  способами: возврат стоимости некачественного  товара, замена некачественного товара на качественный товар этой же номенклатуры, замена некачественного товара на качественный товар другой номенклатуры (при этом может возникнуть разница в цене, которая может подлежать доплате) и др.

 

 

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

По договору поставки товар оплачен, получен и оприходован на склад  покупателя

Перечислены денежные средства поставщику

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками"

51 "Расчетный счет"

Оприходованы товары

41/1 "Товары на складах" 

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками"

НДС на поступившие товары

19/3 "НДС по оприходованным  МПЗ" 

60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками"

Предъявлен к вычету НДС, уплаченный при покупке товара

68 "НДС" 

19/3 "НДС по приобретенным МПЗ" 

Выставлена претензия поставщику на стоимость некачественного товара с учетом НДС 

Поставщику возвращен некачественный товар 

76/2 "Расчеты по претензиям"

41/1 "Товары на складах" 

Восстановлена сумма НДС, ранее  принятая к вычету по некачественным товарам 

19/3 "НДС по оприходованным  МПЗ" 

68 "НДС" 

НДС по возвращенному товару

76/2 "Расчеты по претензиям"

19/3 "НДС по оприходованным  МПЗ" 

 

 

Вариант 1: выставленная претензия  удовлетворена поставщиком возмещением  стоимости товара

Поступили денежные средства от продавца за некачественный товар 

51 "Расчетный счет"

76/2 "Расчеты по претензиям"

Вариант 2: выставленная претензия  удовлетворена поставщиком заменой  на качественный товар 

Поступили другие товары

41/1 "Товары на складах" 

76/2 "Расчеты по претензиям"

НДС на поступившие товары

19/3 "НДС по оприходованным  МПЗ" 

76/2 "Расчеты по претензиям"

Предъявлен к вычету НДС, уплаченный при покупке товара

68 "НДС" 

19/3 "НДС по приобретенным МПЗ" 


 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Брак выявлен после реализации товара другому покупателю.

 

В таком случае при возврате товара покупателем организация для  формирования в учете реальной величины выручки, полученной в отчетном периоде  от продажи товара, и величины себестоимости  проданного товара должна отразить в  учете их корректировку путем  внесения исправительных записей на соответствующие счета.

Бухгалтерские проводки, отражающие хозяйственную операцию по возврату некачественного товара, зависят  от периода, в котором такой возврат  производится, а именно: в течение  года, либо в году, следующем за годом  реализации возвращаемого товара.

Налоговый учет возврата некачественного  товара также зависит от того, в  каком периоде он осуществляется.

Если возврат осуществлен в  том же налоговом периоде, что  и реализация, то продавец уменьшает  сумму доходов от реализации, рассчитанную в соответствии со ст.ст.249 и 316 НК РФ, на сумму возврата. А сумму расходов текущего налогового периода следует  уменьшить на покупную стоимость  возвращаемого товара.

Если же реализация осуществлена в  одном налоговом периоде, а товар  был возвращен в другом, то в  этом случае убыток, понесенный из-за возврата некачественных товаров, включается в  состав внереализационных расходов, как убытки прошлых налоговых  периодов, выявленные в текущем налоговом  периоде (пп.2 п.2 ст.265 НК РФ).

После возврата некачественного товара покупателем организация в свою очередь тоже может вернуть данный товар поставщику. При этом покупатель (организация) вправе предъявить требования поставщику в течение срока, установленного ст.477 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Товар продан покупателям 

Признана выручка по проданным товарам

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

90/1 "Выручка" 

Списана себестоимость проданных  товаров 

90/2 "Себестоимость продаж"

41 "Товары"

Начислен НДС 

90/3 "НДС" 

68 "НДС" 

Поступили денежные средства за проданные  товары

51 "Расчетный счет"

62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками" 

 

 

Вариант 1: возврат товара покупателем  в отчетном году

Выручка от продажи товаров «сторно»

62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками" 

90/1 "Выручка" 

Себестоимость проданных товаров  «сторно»

90/2 "Себестоимость продаж"

41 "Товары"

НДС по проданному товару «сторно»

90/3 "НДС" 

68 "НДС" 

Покупателю возвращены деньги за возвращенный товар 

62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками" 

51 "Расчетный счет"

Вариант 2: возврат товара покупателем  в следующем году

Убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году

91/2 "Прочие расходы" 

62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками" 

Предъявлен к вычету НДС, ранее  начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенной продукции 

(п.5 ст.171, п.4 ст.172 НК РФ)

68 "НДС" 

91/1 "Прочие доходы"

Себестоимость проданных товаров  «сторно»

91/2 "Прочие расходы" 

41 "Товары"

Покупателю возвращены деньги за возвращенный товар 

62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками" 

51 "Расчетный счет"

Выставлена претензия поставщику на стоимость некачественного товара с учетом НДС 

Поставщику возвращен некачественный товар 

76/2 "Расчеты по претензиям"

41/1 "Товары на складах" 

Восстановлена сумма НДС, ранее  принятая к вычету по некачественным товарам 

19/3 "НДС по оприходованным  МПЗ" 

68 "НДС" 

НДС по возвращенному товару

76/2 "Расчеты по претензиям"

19/3 "НДС по оприходованным  МПЗ" 

Выставленная претензия оплачена поставщиком 

51 "Расчетный счет"

76/2 "Расчеты по претензиям"

Информация о работе Аудиторская специфика операций связанных с возвратом некачественного товара и продукции