Баланс как историческая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы выступает изучение исторического развития бухгалтерского баланса и его состояния на современном этапе. Предметом рассмотрения представленной работы является бухгалтерский баланс.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что бухгалтерский баланс занимает центральное место в отчетности, его показатели дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления.

Содержание работы

Введение 3
1.Исторические аспекты формирования бухгалтерского баланса 4
1.1 Взгляды представителей Средневековья на балансовую форму счетоводства 4
1.2 Этапы развития бухгалтерского баланса в России 8
2. Бухгалтерский баланс в современной рыночной экономике 15
2.1 Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике 15
2.2 Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация и особенности составления и оценки статей в зависимости от видовых отличий баланса 18
2.3 Схемы построения бухгалтерского баланса в России и международной практике 24
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

kursovaya_Balans_kak_istoricheskaya_kategoria.docx

— 74.17 Кб (Скачать файл)

Форма счетоводства законодательным  актом не предусматривалась, предприятиям было предоставлено право избрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойной бухгалтерии.

К 1925 году сложился следующий  состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого к публикации государственным  трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от 23.01.25 г. № 330:

АКТИВ

ПАССИВ

Имущество

Капиталы 

Материалы

Займы и кредиты

Товары и готовые изделия

Кредиторы

Денежные средства и ценные бумаги

Прибыль

Подотчетные суммы

 

Обязательства и документы  к получению

 

Убыток 

 

 

Каждый раздел имел подробный  перечень дополнительных статей.

Нетрадиционным для современного понимания в структуре баланса  является расположение статьи «Убыток» в активе, а «Прибыль» в пассиве  баланса. Счет прибылей и убытков  являлся аналогом современной формы  отчета о прибылях и убытках, однако по содержанию разделов и статей с  данным отчетом имеет мало что  общего. Форма этого отчета 1925 года по дебету содержала разделы, характеризующие  убытки, полученные в результате осуществления  хозяйственной деятельности, а также  отдельные виды расходов; по кредиту  соответственно приводилась расшифровка  прибылей.

В 1927 – 28 годах государство  продолжает контролировать процесс  публикации бухгалтерских отчетов.

До 1926 года в российском законодательстве не имелось детально разработанных  правил по составлению балансов. Несмотря на то, что законодательно уполномоченные структуры издавали для подведомственных им хозорганов подробные инструкции по составлению балансов и отчетов, однако эти инструкции не были обязательными к исполнению для других ведомств. Этот существующий пробел законодатели попытались устранить изданием Правил составления балансов и исчисления амортизационных исчислений, утвержденных Советом труда и Обороны 28 июля 1926 г.

Совершенствование отчетности анализируемого периода происходило  по линии усложнения и унификации структуры основной отчетной формы  – баланса.

В 1938 году после проведения балансовой реформы, основной целью  которой было стремление сделать  баланс более пригодным для анализа  финансового состояния предприятия, состав статей и их расположение изменилось. Баланс был очищен от ряда регулирующих статей, основные средства стали отражаться по остаточной стоимости.

Порядок составления, представления  и утверждения бухгалтерских  отчетов регламентировало Положение  о бухгалтерских отчетах и  балансах от 1936 года, действовавшее  до сентября 1951 года.4

Четвертый этап (1946 – 1980 гг.)

В первой половине 1950-х годов  отмечались тенденции к сокращению бухгалтерской и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса.

На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей  неоднократно указывалось в директивах советского правительства. С января 1952 года незначительно сокращен объем  текущей статистической отчетности.

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее  число показателей баланса выросло  с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

Перегруженность форм бухгалтерской  отчетности различными аналитическими статьями была очевидна. Процесс подготовки и представления комплекта бухгалтерских и статистических отчетов был неоправданно трудоемким.

Наиболее значимым документом, регламентирующим порядок составления  отчетности в конце 1970-х годов, было Положение о бухгалтерских отчетах  и балансах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.79 г. № 633. положение устанавливало порядок  составления бухгалтерских отчетов  и балансов всеми объединениями, предприятиями и организациями (кроме  организаций и учреждений, состоящих  на бюджете).

Пятый этап (1981 – 2012 гг.)

Характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в связи  с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам обозначилась серьезная проблема, связанная с  унификацией бухгалтерской отчетности для предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов СССР Письмом  от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены  дополнительные статьи.

С введением нового плана  счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская  отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы  бухгалтерской отчетности:

  • Баланс предприятия – форма № 1.
  • Отчет о финансовых результатах и их использования – форма № 2.
  • Приложение к балансу предприятия – форма № 5.

Утвержденные формы можно  охарактеризовать следующим образом: бухгалтерский баланс состоит из трех разделов в активе и трех в  пассиве, не очищен от регулирующих статей (износ НМА, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Порядок расположения основных и  регулирующих статей таков: основные средства по первоначальной стоимости, затем  – износ основных средств и, наконец, их остаточная стоимость. Убытки находили отражение в активе баланса, прибыль  – в пассиве.

23 октября 1992 г. Верховным  Советом РФ было принято Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации  на принятую в международной  практике систему учета и статистики  в соответствии с требованиями  развития рыночной экономики». Это  был первый документ, который  свидетельствовал, что политика  российского государства в области  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности будет направлена  на построение нормативной и  правовой базы в соответствии  с МСФО. 5

Выделены пять этапов совершенствования  бухгалтерского баланса с этапа  становления (1898г) до современного составления  отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская  отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области  регулирования бухгалтерского учета  направлена на построение нормативной  и правовой базы в соответствии с  МСФО.

2. Бухгалтерский баланс в современной рыночной экономике

2.1 Значение и функции  бухгалтерского баланса в рыночной  экономике

 

В экономике понятие «баланс» используется для выражения разных видов равенств: баланс доходов и расходов предприятия, баланс основных фондов, баланс доходов  и расходов населения, межотраслевой  баланс. В бухгалтерском учете  баланс имеет свое определение и  назначение.

Термин «баланс» (от лат. bilanx - две весовые чаши) означает равновесие, уравновешивание.

Назначение бухгалтерского баланса - итоговое обобщение информации бухгалтерского учета. Составлением баланса заканчивается процесс сбора информации об определенном периоде производственно-финансовой деятельности организации.

Существенное влияние  на внутреннее содержание баланса оказывает  сфера деятельности. По этому признаку формы баланса различаются в  организациях, ведущих производственную деятельность, бюджетных организациях и банках. Но общий принцип построения бухгалтерского баланса сохраняется - раздельное отражение хозяйственных  средств (активов) и их источников (пассивов).

Бухгалтерский баланс является способом группировки, обобщения и  отражения в денежной оценке одновременно средств и источников этих средств предприятия на определенную дату. Он фиксирует на определенный момент фактическое финансово-хозяйственное положение предприятия, не показывая каких-либо изменений в нем в результате непрерывно протекающих хозяйственных операций и процессов. Баланс позволяет получить представление о материальных ценностях, о величине запасов, о состоянии расчетов, об инвестициях. На основании данных баланса оценивается финансовое состояние предприятия: платежеспособность, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, правильность использования собственных и привлеченных средств. Балансы являются важнейшей формой отчетности.

Основная задача бухгалтерского баланса - показать собственнику, чем  он владеет или какой капитал  находится под его контролем, а также сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др. или ей угрожают финансовые затруднения. Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные денежные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли или убытка в балансе.

Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что  в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При  этом имущество может оказаться  равным долгам, быть больше или меньше последних.

Структура и группировка  данных баланса не раз претерпевала существенные изменения, но при этом всегда сохраняется балансовое равенство.

В России это равенство  выглядит так:

АКТИВ = ПАССИВ.

В западной практике активы уравновешиваются с собственным  капиталом и обязательствами, которые  для удобства пользователей несколько  трансформируются:

АКТИВ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ  КАПИТАЛ.

В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация  хозяйственных средств. В Концепции  бухгалтерского учета в рыночной экономике в России дается экономическая характеристика активов, обязательств и капитала. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления  проектов ее хозяйственной деятельности, и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Капитал представляет собой  вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

Значение бухгалтерского баланса столь велико, что его  выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой  является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые  содержатся в балансе; баланс - основа, вокруг которой группируются в качестве приложений к нему остальные формы  бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие  ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации.

 

 

2.2 Виды и формы бухгалтерских  балансов, их классификация и            особенности составления и оценки  статей в зависимости от видовых    отличий баланса

 

В бухгалтерском учете  используется несколько видов балансов, которые можно классифицировать по различным признакам:

  • времени составления;
  • объему информации;
  • объекту отражения;
  • объему регулирующих статей.

Балансы могут различаться как  номенклатурой статей, так и методами их оценки.

По времени составления  балансы делятся на две группы:

  • составляемые в момент образования и в период текущей деятельности организации;
  • составляемые при преобразовании организации.

Балансы первой группы делятся  на вступительные и текущие, балансы  второй группы - на разделительные, объединительные, санируемые, ликвидационные.

Вступительный баланс составляют в момент образования предприятия. Составлением вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета в данной организации. В активе баланса отражается состав имущества, полученного предприятием при организации, в пассиве - источники образования этого имущества. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем все последующие балансы, которые отражают результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени.

На протяжении всей деятельности организации составляются текущие  балансы. Эти баланс, в свою очередь, делятся на четыре вида.

  • Начальный баланс составляют в начале финансового года (календарного).

При составлении начального баланса следующего финансового  года должно соблюдаться правило  преемственности балансов: данные заключительного (исходящего) баланса предыдущего  года являются начальными (входящими) данными для баланса следующего финансового года.

  • Промежуточный баланс составляют за отчетный период несколько раз в год.

В зависимости от периода  составления он называется: квартальный  баланс (за три месяца), полугодовой  баланс (за шесть месяцев), баланс за девять месяцев. В промежуточных  балансах указывают сведения нарастающим  итогом.

  • Пробный (предварительный) баланс составляют заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации.

Баланс основан на фактических  данных о состоянии хозяйственных  средств (активов) и источников (пассивов) на определенный момент. В него также  включается условная информация о хозяйственных  операциях, запланированных на отчетный период.

Информация о работе Баланс как историческая категория