Банковский контроллинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

На промышленных предприятиях контроллинг в последние десятилетие получил широкое распространение. Нет ни одного промышленного предприятия, у которого не было бы отдела контроллинга. В силу этого сформировалось мнение, что контроллинг полезен только промышленным предприятиям. Однако в последние годы ошибочность такого утверждения стала очевидной. Сегодня контроллинг используется практически всеми предприятиями, а не только промышленными. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим использование контроллинга в разных сферах, а более подробно в банке.
Развитие конкуренции в банковском секторе обуславливает необходимость модернизации системы управления, которая обеспечивает долгосрочное функционирование банка. В составе инструментов такой модернизации видное место занимает банковский контроллинг. [4]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Контроллинг в различных сферах деятельности… 5
1.1.1 Контроллинг в торговых компаниях ……………..... 5
1.1.2 Контроллинг в страховых компаниях ………………... 6
1.1.3 Контроллинг в банках………………………… 8
1.2 Банковский контроллинг: понятие, назначение, методы и инструменты………………………….… 9
1.2.1 Понятие банковского контроллинга..…….… 9
1.2.2 Назначение контроллинга в банке..………... 11
1.2.3 Инструменты банковского контроллинга….. 13
2 Практическая часть 15
2.1 Плановые и фактические показатели……………. 15
2.2 Анализ в системе «стандарт-кост» 17
2.3 Дополнительный анализ результатов деятельности 25
2.4 Выводы по результатам анализа 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
список использованных источников…………………………………....31

Файлы: 1 файл

Банковский Контроллинг Акулова Ю.В..docx

— 459.03 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретическая часть 5

1.1  Контроллинг в различных сферах деятельности… 5

1.1.1  Контроллинг в торговых компаниях ……………..... 5

1.1.2  Контроллинг в страховых компаниях ………………... 6

1.1.3  Контроллинг в банках………………………… 8

1.2  Банковский контроллинг: понятие, назначение, методы и инструменты………………………….… 9

1.2.1 Понятие банковского контроллинга..…….… 9

1.2.2  Назначение контроллинга в банке..………... 11

1.2.3 Инструменты банковского контроллинга….. 13

2 Практическая часть 15

2.1 Плановые и фактические показатели……………. 15

2.2  Анализ в системе «стандарт-кост» 17

2.3  Дополнительный анализ результатов деятельности 25

2.4  Выводы по результатам анализа 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

список использованных источников…………………………………....31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время современная  экономика неразрывно связана с таким понятием как «управленческий учет». Один из подходов к определению этого понятия является термин «контроллинг».

Контроллинг — технология управления различными областями финансово-хозяйственной деятельности компании, включающая в себя: определение целей деятельности; отражение этих целей в системе показателей; регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей; анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых; принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.

Целевая задача контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений. [7]

На промышленных предприятиях контроллинг в последние десятилетие  получил широкое распространение. Нет ни одного промышленного предприятия, у которого не было бы отдела контроллинга. В силу этого сформировалось мнение, что контроллинг полезен только промышленным предприятиям. Однако в  последние годы ошибочность такого утверждения стала очевидной. Сегодня  контроллинг используется практически  всеми предприятиями, а не только промышленными. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим использование контроллинга в разных сферах, а более подробно в банке.

 Развитие конкуренции в банковском секторе обуславливает необходимость модернизации системы управления, которая обеспечивает долгосрочное функционирование банка. В составе инструментов такой модернизации видное место занимает банковский контроллинг. [4]

Целью курсовой работы является рассмотрение контроллинга в банке. Для достижения данной цели необходимо раскрыть понятие и назначение, рассмотреть инструменты банковского контроллинга. А также проведение анализа в системе «стандарт-кост».

  1. Теоретическая часть

1.1  Контроллинг в различных сферах деятельности

1.1.1 Контроллинг в торговых компаниях

Что касается эффективности  построенных систем контроллинга, то в торговой сфере наблюдается определенное отставание. Это связано с тем, что контроллинг до сих пор не рассматривался как необходимый атрибут системы управления торговой компанией. Поэтому философия контроллинга в торговой сфере (задачи, организация и инструменты) до сих пор не была глубоко проработана. При разработке системы контроллинга необходимо учесть особенности торговой сферы, большое значение для нее следующих факторов:

    • места расположения (в том числе филиалов);
    • жизненных циклов различных типов предприятий (дискаунтеров, супермаркетов, гипермаркетов, специализированных рынков и др.);
    • широты и глубины ассортимента в противоположность значению отдельных позиций;
    • потребности в наличии информации и в координации деятельности сферы закупок и сферы продаж (из-за аспектов, связанных с управлением ассортиментом);
    • управления физическими потоками товаров;
    • организации и управления площадями, на которых выставлен товар;
    • управления персоналом.

Практика работы торговых компаний требует построения системы контроллинга, учитывающей значение всех перечисленных элементов. Только в этом случае система контроллинга будет соответствовать требованиям менеджмента. Назовем важнейшие элементы такой системы. [5]

Общий контроллинг: финансовый контроллинг, организационное и стратегическое планирование, инвестиционный контроллинг, управление филиалами, развитие предприятий различных типов, общее управление клиентами.

Контроллинг персонала: гибкое планирование персонала и измерение результативности посредством сканирования, «квалификационный контроллинг».

Контроллинг ассортимента: планирование ассортимента (повторное включение или исключение отдельных видов товаров в продуктовый портфель, общее управление товарными группами), регулирование ассортимента, контроль ассортимента.

Контроллинг использования  площадей: управление использованием площадей на основе сканирования аналитических данных об эффективности использования площадей, системы управления использованием площадей.

Контроллинг складского хозяйства: система заказов, внешняя логистическая система, внутренняя логистическая система, прием товара и координация работы склада, отгрузка товара. [2] 

1.1.2 Контроллинг в страховых компаниях

Страховые компании в последние  годы также стали уделять контроллингу гораздо больше внимания. Это связано  в первую очередь со структурными изменениями в страховой отрасли  и обострением конкуренции. Причинами структурных изменений стали:

    • снижение степени государственного вмешательства в деятельность рынка страховых услуг;
    • слияния на рынке финансовых услуг;
    • критическое отношение потребителей страховых услуг к деятельности страховых компаний;
    • разработка современных технологий обработки информации и коммуникационных технологий.

Раньше управленческий инструментарий страховых компаний определялся законодательно. Например, стандарты отчетности страховых компаний, направляемой в государственные органы, определялись нормативными актами. Однако вследствие обострения конкуренции в последние годы вырос интерес к построению эффективных систем планирования, управления и контроля. Этот интерес ориентируется на использование экономического инструмента, который в других отраслях (например, в автомобилестроении) используется уже достаточно давно. Речь идет о технологии расчета затрат по процессам. [2]

Внедрение технологии расчета  затрат по процессам в страховой  компании преследует те же цели, что  и в других компаниях:

    • предоставление информации о затратах, используемой при принятии решений, касающихся протекающих в компании процессов;
    • предоставление информации о затратах, используемой при принятии решений, касающихся продуктовой политики и управления продуктовым портфелем;
    • достижение прозрачности затрат в сфере внутрифирменных процессов;
    • упрощение системы калькулирования при одновременном повышении точности расчетов.

В качестве аргумента против внедрения технологии расчета затрат по процессам говорят, что доминирующая в этом секторе (как и в сфере  вообще) «офисная работа» не может быть описана при помощи четких соотношений «вход» / «выход» (англ. «input» / «output»). Возможность такого описания протекающих в компании процессов является существенной предпосылкой для использования процессно-ориентированного расчета затрат.

Однако существует метод, позволяющий измерять результативность административных процессов и процессов  обработки информации. При помощи такого метода возможно описание большей  части процессов в страховой компании. В качестве процессов выделяются, например, составление предложения (оферты), заключение договора, обработка ущерба, расчет комиссионных расходов и т. п.  Однако в страховом бизнесе основные расчетные величины и статьи затрат (например, затраты на покрытие убытков) в значительной степени зависят от случая. Высокая зависимость от случая должна быть учтена при разработке систем планирования, управления и контроля. Кроме того, выгоды от использования контроллинговой информации следует соизмерять с затратами на ее получение.

Описанные выше структурные  изменения влияют, прежде всего, на системы управления рисками, сбытом и стоимостью. Особое внимание уделяется, как правило, управлению сбытом и контроллингу в сфере сбыта, поскольку в этой сфере существует прямой контакт с клиентом. К управлению сферой сбыта предъявляются высокие требования. Соответствовать этим требованиям можно только в случае наличия эффективного управленческого инструментария. Например, должна иметься информация о рентабельности отдельных продуктов, каналов сбыта, агентств и клиентов. Система контроллинга способна генерировать такую информацию только в том случае, если она построена по многокритериальному принципу и базируется на использовании информационных технологий. [2]

1.1.3 Контроллинг в банках

Среди тенденций, обусловливающих  возрастающее значение контроллинга в  банковской сфере, следует назвать  обострение конкуренции, необходимость  снижения затрат, снижение ставки по кредитам, высокие риски, переориентацию целей от роста бизнеса к увеличению прибыли. [5]

Более подробно о контроллинге в банке рассмотрим далее.

    1. Банковский контроллинг: понятие, назначение, методы и инструменты

1.2.1 Понятие банковского контроллинга

Попытки применить  контроллинг в управлении банком были сделаны в 1980-е годы. По сравнению с промышленными предприятиями банковский контроллинг имеет ряд специфических черт. В первую очередь это связано с тем, что для обеспечения надежности и устойчивости банковской системы сформировано специальное законодательство и создан пруденциальный надзор. В результате на деятельность банков накладывается ряд ограничений. Кроме того, некоторые особенности присущи структуре доходов и расходов банка: в структуре доходов наибольший вес составляют процентные доходы, а в структуре расходов высока доля постоянных издержек из-за стремления банков к универсализации и расширению палитры услуг. [4]

Первыми в области внедрения  банковского контроллинга считают  коммерческие банки Швейцарии, Нидерландов  и Германии, причем немецкие банки  сохранили статус «законодателей моды»  в этой сфере и по сей день, хотя, по мнению некоторых специалистов наиболее развитой и функциональной системой контроллинга владеет французский банк «Креди Лионе».

Банковский контроллинг  можно охарактеризовать как систему  управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности банка, которая базируется на принятии эффективных управленческих решений  и элементами которой является информационное обеспечение, планирование, анализ и  контроль над выполнением планов. [7]

Банковский контроллинг  — это незаменимый компонент кредитного риск-менеджмента, помогающий «обуздать» риски.

В функцию контроллинга в банке входит координирование не только оперативных планов, но и стратегических намерений. Отсюда происходит формальное разделение задач контроллинга на стратегические и оперативные. Стратегический контроллинг предназначен для поиска и выявления настоящих и будущих источников успеха всего банка. Оперативный контроллинг нацелен в первую очередь на структуры рентабельности и риска в краткосрочной перспективе. Он в значительной степени ориентирован на конкретные цифры и детальную информацию. [6]

Банковский  контроллинг имеет специфические  проблемы по сравнению с контроллингом на промышленном предприятии:

Специфические внешние факторы  существенно влияют на функционирование банковского контроллинга:

    • денежная политика в рамках национальной экономики определяется центральными (национальными) банками;
  • финансовые операции требуют доверительных отношений между

контрагентами, что выражается в многочисленных условиях, обеспечивающих защиту их прав;

    • государство заинтересовано в здоровой банковской системе и соблюдает свой интерес путем формирования специального законнодательства и создания надзора.

Значителен вес в структуре  дохода банка процентных доходов, и следовательно, со стороны контроллинга в банке высок интерес к процентным операциям, включая методы расчета и управления процентным доходом.

Относительная жесткость  структуры издержек на персонал, на оборудование (включая вычислительную технику) и материалы с доминированием, как минимум, для коротких плановых периодов постоянных издержек.

Информация о работе Банковский контроллинг