Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:02, курсовая работа
На промышленных предприятиях контроллинг в последние десятилетие получил широкое распространение. Нет ни одного промышленного предприятия, у которого не было бы отдела контроллинга. В силу этого сформировалось мнение, что контроллинг полезен только промышленным предприятиям. Однако в последние годы ошибочность такого утверждения стала очевидной. Сегодня контроллинг используется практически всеми предприятиями, а не только промышленными. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим использование контроллинга в разных сферах, а более подробно в банке.
Развитие конкуренции в банковском секторе обуславливает необходимость модернизации системы управления, которая обеспечивает долгосрочное функционирование банка. В составе инструментов такой модернизации видное место занимает банковский контроллинг. [4]
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Контроллинг в различных сферах деятельности… 5
1.1.1 Контроллинг в торговых компаниях ……………..... 5
1.1.2 Контроллинг в страховых компаниях ………………... 6
1.1.3 Контроллинг в банках………………………… 8
1.2 Банковский контроллинг: понятие, назначение, методы и инструменты………………………….… 9
1.2.1 Понятие банковского контроллинга..…….… 9
1.2.2 Назначение контроллинга в банке..………... 11
1.2.3 Инструменты банковского контроллинга….. 13
2 Практическая часть 15
2.1 Плановые и фактические показатели……………. 15
2.2 Анализ в системе «стандарт-кост» 17
2.3 Дополнительный анализ результатов деятельности 25
2.4 Выводы по результатам анализа 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
список использованных источников…………………………………....31
Высока доля общих издержек, а также постоянных издержек из-за стремления банков к универсализации и расширению палитры услуг, что ведет к большей потребности в институте контроллинга, чем в других отраслях.
Наличие дуализма в представляемых банками услугах в виде разграничения стоимостного и физического аспектов услуг:
Любая сделка с клиентом
ведет к физической услуге, так
как выдача кредита и проведение
платежа невозможны без участия
человека и/или машины. С другой стороны,
физические услуги могут осуществляться
в банке и без стоимостных
услуг, если речь идет об индифферентной
для банка услуге. Если источником
информации о результатах деятельности
в рамках системы информационного
менеджмента является контроллинг,
то при этом проявляется дуализм
банковских услуг: сначала рассматривается
финансовая сфера и с помощью
различных методов определяется
доход, а затем исследуется
1.2.2 Назначение контроллинга в банке
Применительно к банкам можно выделить три основные задачи контроллинга:
Контроллинг в банке также включает в себя решение задач финансового анализа, контроля и оптимизации использования финансовых средств и источников, среди которых:
Для непосредственного принятия управленческих решений наиболее важными являются задачи финансового моделирования и управления финансовыми потоками. Модели разрабатываются для прогнозирования последствий принятия стратегических решений относительно финансового положения банка в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Основное преимущество финансовых моделей заключается в том, что они позволяют произвести оценку различных сценариев развития банка, переводя качественные показатели стратегического планирования в количественные показатели финансового анализа. Модели управления финансовыми потоками банка составляют фундамент для построения финансовых моделей и системы планирования банка в целом. Данные модели могут быть применены также для контроля банковского баланса, решения класса задач по оптимизации денежных потоков банка, сценарного анализа движения денежных потоков и других целей. [4]
1.2.3 Инструменты банковского контроллинга
Инструменты банковского контроллинга: GAP- анализ, портфельный анализ, расчёт маржинальной прибыли, сравнительный анализ.
В силу того, что контроллинг представляет собой систему управления, ориентированную на доходность, основой и одним из главных инструментов банковского контроллинга является интегрированная система калькуляции издержек и оценки результатов деятельности банка. Причем калькуляция издержек и оценка результатов должны производиться в трех плоскостях деятельности банка:
Интегрированные модели калькуляции издержек базируются на том, что банковский продукт, или услуга, — это наименьшая единица калькуляции. Если свести все финансовые результаты по банковским продуктам, которые получил клиент, то получится прибыль (убыток) банка от обслуживания клиента. Такой расчет позволяет определить группу клиентов банка, являющуюся для него особенно доходной, которой следует интенсивно оказывать дополнительные консультационные услуги, и группу клиентов, от которой при случае можно отказаться. Финансовые результаты по всем клиентским группам составляют общий банковский результат по операциям с клиентами. Отдельные калькуляции банковских продуктов и услуг дают возможность скалькулировать деятельность структурного подразделения банка. Все калькуляции образуют общую калькуляцию банка.
Методы калькуляции издержек в банках строятся на таких базовых понятиях, как виды издержек (издержки на персонал, уплаченные проценты и т.п.), места возникновения издержек (управленческие издержки, производственные издержки, издержки на сбыт) и носители издержек. В результате расчета издержек по их носителям происходит отнесение издержек к отдельным производственным процессам, издержки рассчитываются на единицу продукции.
Существует два основных подхода к калькуляции издержек: метод частичной и метод полной калькуляции издержек. При методе частичной калькуляции издержек только часть издержек приписывается их носителю, а остальные переносятся в производственный результат другим способом, при методе полной калькуляции по носителям распределяются все издержки. Выбор метода калькуляции зависит от поставленной задачи и потребностей управленческого звена. Информация о величине издержек, связанных с производством и продажей того или иного вида продукта и услуги, позволяет к тому же определять нижнюю границу цены на банковский продукт. [4]
Таблица 2.1 ― Плановые показатели центра ответственности
Показатели |
Обозначение |
Суммы |
Вариант …. | ||
План производства, шт. |
||
Цена единицы изделия, руб. |
||
Статьи затрат:
Материал А, кг |
|
|
Цена материала А, руб. за кг |
||
Итого по материалу А, руб. |
||
Материал Б, кг |
||
Цена материала Б, руб. за кг |
||
Итого по материалу Б, руб. |
||
Всего по основным материалам, руб. |
||
Плановое рабочее время, ч |
|
|
Нормативная ставка заработной платы за час, руб. |
||
Итого, руб. |
|
|
Нормативная ставка переменных накладных расходов, руб. за 1 час |
|
|
Плановое рабочее время основных рабочих, ч |
||
Итого переменных накладных расходов, руб. |
||
Нормативная ставка постоянных накладных расходов, руб. за 1 час |
|
Продолжение Таблица 2.1 ― Плановые показатели центра ответственности
Плановое рабочее время основных рабочих,ч. |
||
Итого постоянных накладных расходов, руб. |
| |
Всего затрат, руб. |
| |
Себестоимость единицы изделия, руб. |
Таблица 2.2 ― Отчет центра ответственности об исполнении сметы
Показатели |
Обозначение |
Суммы |
Произведено, шт. |
||
Цена единицы изделия, руб. |
||
Статьи затрат:
Материал А, кг |
|
|
Цена материала А, руб. |
||
Итого по материалу А, руб. |
||
Материал Б, кг |
||
Цена материала Б, руб. |
||
Итого по материалу Б, руб. |
||
Всего по основным материалам, руб. |
||
Фактически отработанное время время, ч |
|
|
Фактическая ставка заработной платы за час, руб. |
||
Итого, руб. |
||
Фактические переменные накладные расходов, руб. |
|
|
Фактические постоянные накладные расходов, руб. |
Продолжение Таблица 2.2 – Отчет центра ответственности об исполнении сметы
Всего затрат, руб. |
2.2 Анализ в системе «стандарт-кост»
На основе плановых и фактических показателей проведем анализ в системе «стандарт-кост».
Таблица 2.1― Отклонение по цене −
Материал А |
Материал Б | ||
Цена за 1 кг фактическая |
|||
Цена за 1 кг нормативная |
|||
Отклонение в значении цены |
|||
Фактически закуплено материалов, кг |
|||
Отклонение по цене на материалы, руб. |
|||
Материал А |
Материал Б | ||
Цена за 1 кг фактическая |
1,1 |
2,8 | |
Цена за 1 кг нормативная |
1 |
3 | |
Отклонение в значении цены |
0,1 |
− 0,2 | |
Фактически закуплено материалов, кг |
19 000 |
10 100 | |
Отклонение по цене на материалы, руб. |
=19 000×(1,1-1)= = 1 900 |
=10 100×(2,8−3)= = − 2 020 |
Из полученных данных, можно сделать вывод, что присутствует неблагоприятное отклонение по цене на материал А и благоприятное на материал Б. Причинами отклонения по цене могут быть: увеличение рыночных цен, изменение качества материала, изменение скидки поставщика за счет изменения объема закупки материала.