Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Планирование как функция управления производством 4

2. Методы расчета финансовых показателей 7

3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии 11
Заключение 21
4. Практическая часть 22
4.1.Общий анализ предприятия 22
4.2.Анализ финансовых показателей

Файлы: 1 файл

Курсовая - методы планирования.doc

— 2.19 Мб (Скачать файл)

2. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ  МЕТОД. Сущность расчетно-аналитического  метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1).

Отчетные данные за предплановый период

 

Экспертная оценка динамики отчетных данных

 

Экспертная оценка перспектив развития

 

Расчет планового показателя

 

 

 


 

 

Рис. 1. Схема расчетно-аналитического метода планирования

 

Расчетно-аналитический  метод широко применяется при  планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. п.

3. БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД.  Сущность балансового метода  планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.

4. МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ  ПЛАНОВЫХ РЕШЕНИЙ. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

- минимум приведенных затрат;

- максимум приведенной прибыли;

- минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;            

- минимум текущих затрат;

- минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;

- максимум дохода на рубль вложенного капитала;

- максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

- максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

5. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  МОДЕЛИРОВАНИЕ. Сущность экономико-математического  моделирования в планировании  финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной, или корреляционной, связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

У = Т(х),

где  У - показатель;

Т(х) - факторы.

Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 2). В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

Отчетные данные за предплановый период

 

 

Построение экономико-математических моделей планового показателя

 

 

Прогнозирование показателя на основе экономико-математической модели и разработка различных вариантов планового показателя

 

 

Экспертная оценка перспектив развития

 

 

Принятие планового  решения, выбор одного варианта планового показателя


 

Рис. 2. Процесс разработки планового показателя с применением  экономико-математической модели

 

 

3. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии

 

 

Одним из специфических  методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, еще одной формой проявления его необходимости и неизбежности является составление бизнес-планов.       

Продукт плановой деятельности - план - является, как правило, и достаточно объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности фирмы и необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Соответствовать таким задачам может только целевой, программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от нее. Такой системный документ, структурированный по определенным разделам, получил название бизнес-плана.                       

Среди тех  функций, которые выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:

- обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;

- планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании как разработка возможно более полной программы деятельности и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;

- привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;

- расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта.

Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.

Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания:

- цели бизнес-плана;

- характеристика сути предлагаемого проекта;

- описание предприятия; описание продукции и услуг;

- оценка возможностей предприятия - производственных, материальных, финансовых, трудовых;

- учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке и вне;

- систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.

Главная целевая  направленность и отличительные  черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

В специальной  литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.

Принципиально важным с точки зрения полноты  охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов.

Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных ее разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.

Наиболее  распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе:

- титульный  лист;

- резюме;

- меморандум конфиденциальности;

- описание предприятия и отрасли;

- анализ рынка сбыта;

- существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг;

- стратегию маркетинга;

- инвестиционный план;

- производственный план;

- организационный план;

- финансовый план;

- стратегию (схему) финансирования;

- оценку, анализ рисков и страхование;

- выводы;

- приложения.

Предлагаемый  ниже вариант систематизации разделов бизнес-плана и примерная схема необходимой в них информации опираются, как правило, на многочисленные разработки такого направления, результаты которых публикуются в экономической прессе.

Как и любой  другой документ, бизнес-план начинается с титульного листа, на котором отражены все исходные реквизиты предполагаемого проекта - название и адрес фирмы - инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование и суть проекта, время и место его разработки. Эти реквизиты важны прежде всего не для самого предприятия (предпринимателя), собирающегося реализовать проект, а для других возможных участников его реализации - кредитных организаций, банков, инвесторов, потенциальных партнеров.

В отдельных  случаях, по желанию разработчика бизнес-плана  составляется либо так называемая вводная часть, либо резюме. Суть этой части бизнес-плана состоит, вне зависимости от ее формы, в том, чтобы в сжатом виде, убедительно и четко информировать заинтересованные лица об основных положениях предполагаемого коммерческого проекта. При этом, конечно, необходимо определить:

- цель составления бизнес-плана, сферу будущей деятельности;

- на счет каких ресурсов она будет осуществляться; чем будущий продукт (или услуга) будет выгодно отличаться от аналогичной продукции конкурентов;

- каковы основные финансовые результаты с возможным расчетом размера продаж, выручки от реализации, затрат на производство и реализацию, прибыли, срока окупаемости затрат участников проекта.

Особым разделом бизнес-плана может быть так называемый меморандум конфиденциальности, который составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в ней 'информации, о необходимости сохранения возможной коммерческой тайны.

Несколько следующих  разделов бизнес-планов по содержанию тесно связаны между собой, поскольку дают обширную характеристику самой фирмы, предприятия, отрасли производства, к которой они относятся, продукции, которую это предприятие будет выпускать, и, таким образом, раскрывают саму сущность предлагаемого проекта.

В данных разделах бизнес-плана, в отличие от предыдущих, уже подробно и обстоятельно характеризуется суть проекта в части описания непосредственно будущей продукции (услуг), ее потребительских свойств, необходимого для этого объема ресурсов, источников их получения.

Само название очередного раздела бизнес-плана – стратегия маркетинга (или маркетинг-план) - говорит о том, что в нем должна быть проведена оценка рыночных возможностей предприятия.

Этот раздел плана состоит из нескольких частей.

Первая его часть предполагает описание структуры рынка. Принципиально важно, чтобы будущий успех предполагаемого проекта был обоснован соответствующей ситуацией на рынке данного товара, с доказательством того, что спрос на товар или услугу этого вида либо не удовлетворен, либо удовлетворен, но с худшим качеством и т. д. Иными словами, необходимо определить, существует ли на рынке данного товара та ниша, которую и собираются занять с помощью реализации данного проекта, либо существует ли возможность внедрения на рынок данного товара наряду с уже действующими на нем фирмами.

Проведенный анализ положения дел в данной сфере экономики позволяет перейти  ко второй части этого раздела  бизнес-плана - к оценке собственных возможностей данного предприятия в этой сфере. Для этого необходимо сначала сделать общую оценку потенциальной емкости данного рынка, а затем произвести оценку потенциальной суммы продаж непосредственно данного предприятия (потребителя). Ориентировочная сумма продаж позволит рассчитать и максимальную выручку от реализации, на которую может выйти предприятие за определенный промежуток времени.

Информация о работе Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии