Бухгалтерская и финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно обобщенный характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регуляторы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней. Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету уже сложилось определенное понимание его структуры и наполнения (в известном смысле здесь были эталоны – международные стандарты бухгалтерского учета), то содержательная сторона соответствующих методических рекомендаций по его интерпретации и применению пока еще не обсуждалась.

Содержание работы

Раздел 1. Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности……..3
1.1.Нормативное регулирование финансовой отчетности……………………..3
1.2.Составление бухгалтерского баланса………………………………………..5
1.3.Составление отчета о прибылях и убытках………………………………..10
1.4.Отчет об изменении капитала………………………………………………17
1.5.Отчет об движении денежных средств……………………………………..21
1.6.Значение и порядок составления пояснительной записки………………..25
1.7.Значение консолидированной отчетности(МСФО)……………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...34
Приложения……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Бух фин отчетность.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Раздел1.Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности……..3

1.1.Нормативное регулирование  финансовой отчетности……………………..3

1.2.Составление бухгалтерского  баланса………………………………………..5

1.3.Составление отчета  о прибылях и убытках………………………………..10

1.4.Отчет об изменении  капитала………………………………………………17

1.5.Отчет об движении  денежных средств……………………………………..21

1.6.Значение и порядок  составления пояснительной записки………………..25

1.7.Значение консолидированной  отчетности(МСФО)……………………….30

Список используемой литературы……………………………………………...34

Приложения……………………………………………………………………...36

Раздел2.Практические основы………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел1.Теоритические основы бухгалтерской финансовой отчетности

1.1.Нормативное регулирование  финансовой отчетности

К настоящему времени в  России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета  и отчетности. Департаментом методологии  и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана  стройная четырехуровневая система  регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (таблица 1).

Таблица 1

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровни

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень-

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

II уровень –

Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный  банк РФ

III уровень –

Методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные  органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень –

Организационный

(уровень предприятия)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы


Таким образом, на современном  этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой  выделены законодательный, нормативный, методический и организационный  уровни.

Во внедряемой системе  регулирования основную нагрузку с  позиции методологии бухгалтерского учета, безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регуляторы имеют ряд особенностей.

Во-первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее  были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регуляторы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию  учета, поэтому они носят достаточно обобщенный характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное  противоречие призваны регуляторы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету  уже сложилось определенное понимание  его структуры и наполнения (в  известном смысле здесь были эталоны  – международные стандарты бухгалтерского учета), то содержательная сторона соответствующих  методических рекомендаций по его интерпретации  и применению пока еще не обсуждалась. Некоторая сложность состоит  и в том, что вряд ли возможно дать унифицированную структуру подобного  документа, т.к. эта структура в  значительной степени будет зависеть от вида базового стандарта (ПБУ), к  которому готовится документ – Методические рекомендации по применению ПБУ.

Нормативные документы по учету, разрабатываемые Минфином России и другими государственными органами, имеют значимость, прежде всего, для  бухгалтеров. Что касается пользователей  отчетности, то для них важны лишь основополагающие регулятивы, перечень которых приведен в приложении 1.

Наиболее примечательным регулятивом среди приведенных  в таблице 2 является Закон "О бухгалтерском  учете". Его принятие свидетельствует  о том, что в России не считают  разумным безоговорочное принятие англо-американской модели бухгалтерского учета (в США  и Великобритании подобного закона нет).

Приведенные в Приложении 1 нормативные акты определяют методологию  бухгалтерского учета в целом. Что  касается документов, непосредственно  регулирующих порядок составления  и представления отчетности, то помимо регулятивов второго уровня для  практикующих бухгалтеров имеют  значимость отдельные приказы и  письма Минфина России, в частности:

- "О формах бухгалтерской  отчетности организаций" от 22.07.2003 г. № 67н;

- "О порядке публикации  бухгалтерской отчетности открытыми  акционерными обществами" от 28.11.96 № 101;

Важно отметить, что данными  нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых  органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регулятивам  приходится руководствоваться Налоговым  кодексом в части определения  затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу  форм. Кроме того, хозяйствующие  субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований.

В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами  различного уровня не отработано до сих  пор. Поэтому имеется довольно много  противоречий, как в отдельных  документах, так и при их совместном рассмотрении.

Таким образом, на современном  этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой  выделены законодательный, нормативный, методический и организационный  уровни.

В системе регулирования  основную нагрузку с позиции методологии  бухгалтерского учета несут стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ), регулирующие состав и содержание отчетности.

1.2.Составление бухгалтерского  баланса

Термин «баланс» происходит от латинских слов bi – дважды и lanx – чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как  символ равенства. Этот термин принят в экономической литературе, как  правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени, например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, хлеба и т. д.), баланс денежных доходов и расходов государства. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

В бухгалтерском учете  слово «баланс» имеет два значения:

1) равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и по соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;

2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

Равные итоги по активу и пассиву баланса горизонтальной формы располагаются на одном  уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в положении равновесия.

По определению Я. В. Соколова, баланс есть модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организаци[4].

В современных экономических  условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что  его часто выделяют в самостоятельную  отчетную единицу, дополнением к  которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержатся в балансе. В  основу построения современных балансов положена классификация хозяйственных  средств и источников их формирования. Вместе с тем возможен и функциональный подход к созданию формата баланса.

В экономике любого государства  бухгалтерский баланс выполняет  важные функции, в том числе:

• баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, имущественным состоянием организации;

• по балансу определяют ликвидность и показатели платежеспособности организации;

• по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде прироста собственного капитала за отчетный период;

• на показателях баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;

• данные баланса широко используются налоговыми органами, кредитными учреждениями и органами государственного управления для анализа деятельности организации и контроля за ней.

Многие организации имеют  сложную структуру, а их подразделения  ведут самостоятельный бухгалтерский  учет и составляют самостоятельные  балансы. Располагая балансами и  отчетностью дочерних и зависимых  организаций, руководители акционерного общества могут координировать деятельность всей группы взаимосвязанных организаций.

Каждый пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности с помощью  модели баланса стремится решать свои задачи.

Кредиторов волнует платежеспособность организации, поэтому они склонны  рассматривать баланс как категорию  бухгалтерского учета, позволяющую  на определенный момент времени представить  в денежном измерении имущественное  положение организации.

Покупателей и продавцов  волнует вопрос, что выгоднее: продать  предприятие в целом или же, ликвидировав его, распродать его имущество.

В этом случае составляется актуарный баланс, в котором имущество  оценивается по цене возможной реализации и который представляет собой  одну из разновидностей статического баланса.

Администрацию и собственников  волнует движение капитала, который  должен приносить прибыль, поэтому  они рассматривают баланс как  категорию бухгалтерского учета, позволяющую  представить финансовый результат  хозяйственной организации за отчетный период.

Для налоговых органов  составляются налоговые декларации, которые могут быть увязаны с  балансом, например по налогу на имущество  организации.

В практике российского учета  преобладает статическая трактовка  баланса. В балансе показывается состояние хозяйственных средств  организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т. д. Следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации.

Модель бухгалтерского баланса  предусматривает два разреза: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный разрез предполагает деление баланса на две части: актив и пассив. В зависимости от интересов пользователей актив можно истолковывать как средства, а пассив – как источники (статический баланс) либо как разные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).

Горизонтальный разрез зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в балансе. Во всех случаях каждой статье баланса соответствует определенное сальдо счета или группы счетов. Дебетовое сальдо, как правило, показывается в активе, кредитовое – в пассиве. Если сальдо отрицательное, то оно может быть показано в круглых скобках как в активе, так и в пассиве в зависимости от принятого порядка заполнения бланка баланса.

В России в настоящее время  принята преимущественно юридическая  трактовка статического баланса. Согласно данному подходу объектом баланса  выступает имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности. Структура пассива при этом производна от структуры актива, так как она  отражает только задолженность, которая  есть у организации. В экономическом  смысле главная задача составления  статического баланса сводится к  оптимизации структуры актива и  пассива баланса. Изменение структуры  актива, как правило, может повлиять на эффективность хозяйственной  деятельности. Так, рост запасов может  указывать на замедление оборачиваемости  и, следовательно, приводит к снижению рентабельности. Если рассматривать  актив как основное содержание статического баланса, то его статьи должны располагаться  в порядке их ликвидности. Статьи пассива должны быть сгруппированы  по мере их возможного изъятия. При  этом в активе и пассиве показываются одни и те же средства, но в разной группировке: в одном случае –  по составу, а в другом – по их источникам.

Информация о работе Бухгалтерская и финансовая отчетность