Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности – политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия
Историческое положение…………………………………………..…….5
Критерии отнесения к малым предприятиям. (МП)………………..….8
Глава 2. Учетная политика на предприятии
2.1 Учетная политика на малом предприятии……………………………...11
2.2 Формы организации бухгалтерского учета……………………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………….………………...…………26

Файлы: 1 файл

бух отчетность реферат.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от численности работников выделяются три категории хозяйствующих  субъектов. Для среднего предприятия  средняя численность работников за предшествующий календарный год  составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек  включительно (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без  учета НДС или балансовой стоимости  активов для каждой категории  субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности  работников организация соответствует  среднему предприятию, а по размеру  выручки - малому, категория будет  установлена по численности работников.

Величина  критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь  созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

С 1 января 2010 года вступит в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться  один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год  должна определяться с учетом всех его работников, в том числе  работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного  времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется  в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (далее –  НК РФ).

Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учетная политика на предприятии.

 

2.1. Учетная политика МП.

 

Под учетной политикой малого предприятия  понимаются выбранные им способы  ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.

Ее требования сводятся к следующим  принципам: полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной  деятельности МП; осмотрительность –  не пренебрежение в первую очередь  учетом расходов, обязательств, а затем  доходов, поступлений; приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние  активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка  их оформления (контроль); непротиворечивость - постоянная взаимосвязь показателей  синтетического и аналитического учета; рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.

Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения  бухгалтерского учета.

Исходя из различных способов ведения  учета при формировании учетной  политики выбирается один, допускаемый  законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного  года, кроме случаев изменения  законодательства РФ, изменения нормативных  документов по бухгалтерскому учету, смены  собственников предприятия, реорганизации  предприятия.

Разработанные таким образом и  утвержденные учетной политикой  способы и приемы являются обязательными  для ведения бухгалтерского учета  не только внутри предприятия, но и  для проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при  выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В  зависимости от объема учетной работы он может: а) учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение  бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту; г) вести  бухгалтерский учет лично.

Руководитель обязан создать необходимые  условия для правильного ведения  бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное  выполнение всеми структурными подразделениями  и службами, работниками, имеющими отношение  к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его  функции, по вопросам оформления и представления  для учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается  на должность или освобождается  от должности руководителем предприятия  и подчиняется непосредственно  ему

Руководитель организации и  другие лица, ответственные за организацию  и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения  бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством  РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления  и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности  в соответствии с законодательством  РФ.

Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной  политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применении тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей  себестоимости продукции, прибыли, налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика организации —  это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1 (6) допущений  и требований.

Основы формирования и раскрытия  учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".

Данное Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации независимо от организационно-правовых форм;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет  избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной  регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменение учетной политики организации  может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения  бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется  в порядке, предусмотренном для  учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового  года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной  политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Отражение последствий изменения  учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

Глава 3. Бухгалтерский учет на малых предприятиях .

 

3.1. Формирование бухгалтерского  учета.

 

Обязанность вести бухгалтерский учет установлена  Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года (далее – Закон № 129-ФЗ) только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона). Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством Российской Федерации.

Приказом  Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства (далее - Рекомендации). Этот документ был разработан задолго  до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует  в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность  за организацию бухгалтерского учета  на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных  операций несут руководители малых  предприятий.

Руководитель  малого предприятия может в зависимости  от объема учетной работы:

а) создать  бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным  бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или  бухгалтеру - специалисту;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность малых предприятий