Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности – политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия
Историческое положение…………………………………………..…….5
Критерии отнесения к малым предприятиям. (МП)………………..….8
Глава 2. Учетная политика на предприятии
2.1 Учетная политика на малом предприятии……………………………...11
2.2 Формы организации бухгалтерского учета……………………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………….………………...…………26

Файлы: 1 файл

бух отчетность реферат.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

 

3.6.Бухгалтерская отчетность малого предприятия.

 

Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает  упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности.

Организации - субъекты малого предпринимательства  составляют и представляют бухгалтерскую  отчетность в обычном порядке.

При применении общей системы налогообложения  бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской  отчетности организаций» (далее - Приказ № 67н).

Согласно  пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская  отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных  организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательскую  деятельность и не имеющих, кроме  выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.

Согласно  пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны  представлять квартальную бухгалтерскую  отчетность в течение 30 дней по окончании  квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации.

День  представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления  или дате фактической передачи по принадлежности.

Если  при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления  о финансовом положении данного  предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

При составлении  бухгалтерской отчетности следует  руководствоваться Инструкцией  о порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской отчетности и другими  указаниями, утверждаемыми Министерством  финансов Российской Федерации.

Что касается представления бухгалтерской отчетности малыми предприятиями, применяющими специальные  налоговые режимы, необходимо отметить следующее.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые  органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности  вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ (см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 № 18-11/118639@).

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают  контролирующие органы, если организация  применяет два специальных налоговых  режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган  бухгалтерскую отчетность в целом  по организации (см. Письма Минфина  России от 20.05.2008 № 03-11-04/3/251, от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230, УФНС России по г. Москве от 06.06.2007 № 18-11/3/052731@).

К такому же выводу пришли ФАС Уральского округа в Постановлении от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.12.2007 № А44-1375/2007.

Субъекты  малого предпринимательства, которые  применяют специальный налоговый  режим в виде ЕНВД, составляют и  представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном  законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Обратите  внимание. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 129-ФЗ все организации, за исключением  бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую  отчетность в соответствии с учредительными документами органам государственной  статистики по месту их регистрации.

На практике органы государственной статистики иногда требуют представления им промежуточной бухгалтерской отчетности.

В пункте 1 Приказа Росстата от 12.08 2008 № 185 «Об  усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской  отчетности организаций в органы государственной статистики» руководителям  территориальных органов Росстата приказано строго соблюдать положения  законодательства о бухгалтерском  учете в части требования от организаций  представления в адрес органов  государственной статистики только годовой бухгалтерской отчетности. В случае поступления в адрес  территориальных органов Росстата квартальной (промежуточной) бухгалтерской  отчетности организациям, ее представившим, должно быть направлено письменное разъяснение  о порядке предоставления бухгалтерской  отчетности в адрес органов государственной  статистики в соответствии с законодательством  о бухгалтерском учете.

Таким образом, данное требование неправомерно.

 

3.7.Отчетность малых предприятий по УСН.

 

Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении  налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и  место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода  представляются не позднее 25 календарных  дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода  представляются налогоплательщиками-организациями  не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а  налогоплательщиками - индивидуальными  предпринимателями – по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению  с организациями, продлен на месяц.

В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации  представляют декларации в налоговые  органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту жительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ форма  налоговых деклараций и порядок  их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и  Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому  в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н «Об утверждении  формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».

 

3.8.Отчетность малых предприятий по ЕНВД.

 

Налоговая декларация представляется в налоговый  орган по месту учета налогоплательщика  по установленной законодательством  форме.

Налоговая декларация может быть представлена на бумажном носителе самим налогоплательщиком, направлена по почте или в электронном  виде в соответствии с Порядком представления  налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

При отправке декларации по почте днем ее представления  считается дата отправки почтового  отправления с описью вложения.

При передаче декларации по телекоммуникационным каналам  связи днем ее представления считается  дата ее отправки.

Налоговые декларации по итогам налогового периода  представляются налогоплательщиками  в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих  налоговых периодов в течение  года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

В случае если индивидуальный предприниматель  зарегистрирован и по месту осуществления  деятельности, подлежащей налогообложению  единым налогом, представлять в налоговый  орган по месту жительства «нулевые»  декларации по НДФЛ, ЕСН и НДС  не требуется. Как указано в Письме УМНС России по г. Москве от 06.04.2004 № 21-08/23524, у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых ЕНВД, отсутствует  обязанность по представлению налоговых  деклараций по перечисленным выше налогам.

В Письме от 12.10.2006 № 03-11-04/3/447 Минфин России сообщил, что налогоплательщик, переведенный на уплату ЕНВД, не обязан подавать «нулевые»  декларации по налогам (на имущество, НДС  и др.).

Форма налоговой  декларации по единому налогу на вмененный  доход (ЕНВД) и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 17.01.2006 № 8н.

 

 

 

3.9.Статистическая отчетность малых предприятий .

 

Не зависимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия  должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

- № ПМ  «Сведения об основных показателях  деятельности малого предприятия»;

- № МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной  деятельности малого предприятия  - владельца (арендатора) грузовых  автомобилей»;

- № 1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке  товаров в Республику Беларусь»

- № 1-лицензия  «Сведения о коммерческом обмене  технологиями с зарубежными странами (партнерами)»; 

- № ДАП-ПМ  «Обследование деловой активности  малых предприятий, добывающих, обрабатывающих  производств и осуществляющих  производство и распределение  электроэнергии, газа и воды»; 

- № 2-МП  инновация «Сведения о технологических  инновациях малого предприятия  (организации)». 

Статистическая  отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной  статистики.

Субъекты  малого предпринимательства, обязанные  представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным  подразделениям юридического лица.

Все формы  федерального государственного статистического  наблюдения служат только для получения  сводной статистической информации и не могут быть использованы в  целях налогообложения или предоставлены  другим коммерческим организациям.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значение малого бизнеса в рыночной  экономике, очень  велико.  Без малого  бизнеса рыночная экономика ни функционировать,  ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем   экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор,  определяющий темпы  экономического роста,  структуру и качество валового национального продукта;  во всех развитых  странах  на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов  ВНП. Поэтому  абсолютное большинство развитых государств всемерно  поощряет  деятельность малого бизнеса. Но, несмотря на опыт стран с развитой экономикой правительственная программа России по  развитию  малого бизнеса тормозит его развитие.

Можно указать на четыре недостатка  правительственной  программы, сдерживающих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это сверх  высокие  налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность  и   бездифицитность  бюджета.  Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 10-12%  прибыли. В результате малые предприятия становятся  на  грань  банкротства  независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный  недостаток  реформы связан с логикой развертывания преобразований.  Основное противоречие сегодняшней политики  -  попытка обеспечить переход к рынку административно - командными методами сверху,  игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя.  Сама же  логика  со здания  рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному  созданию  рыночной  инфраструктуры (налоговая,  кредитная политика,  банки,  биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток  реформы  -   практическая ликвидация источников формирования первоначального  капитала для  малого  предпринимателя  на старте.   Существует   три  источника капитала,  необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения,  кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков,  вкладывать деньги в малый бизнес  из-за  большого риска и отсутствия гарантий.  Третий источник, тоже пока не работает,  кроме того,  нужно учитывать их уровень  -  10 тыс.  рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае  это  будет маленькое едино временное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к  контактам  с  теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность малых предприятий