Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности – политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия
Историческое положение…………………………………………..…….5
Критерии отнесения к малым предприятиям. (МП)………………..….8
Глава 2. Учетная политика на предприятии
2.1 Учетная политика на малом предприятии……………………………...11
2.2 Формы организации бухгалтерского учета……………………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………….………………...…………26

Файлы: 1 файл

бух отчетность реферат.docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

г) вести  бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы  применяемых первичных учетных  документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества  и обязательств утверждаются учетной  политикой малого предприятия.

Малые предприятия  могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных  документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, ведомственные  формы, а также самостоятельно разработанные  формы, содержащие соответствующие  обязательные реквизиты, предусмотренные  Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском  учете совершенных хозяйственных  операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном  выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной  операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Рекомендаций малому предприятию  рекомендуется вести бухгалтерский  учет с применением следующих  систем регистров:

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
  • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие  самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и  масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым  предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется  использовать регистры, предусмотренные  в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей  и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при  необходимости применяя отдельные  регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать  применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

 

 

 

3.2.Простая форма бухгалтерского учета.

 

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции  и работ, связанного с большими затратами  материальных ресурсов, могут вести  учет всех операций путем их регистрации  только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме  № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее - Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у  малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками  и по налогу на доходы физических лиц  с бюджетом, требуют ведения также  ведомости учета заработной платы  по форме № В-8 (форма также  утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Книга может  вестись в виде ведомости. Открывать  ее можно на месяц (при необходимости  используя вкладные листы для  учета операций по счетам), или в  форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней  странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия  и лица, ответственного за ведение  бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается  записями сумм остатков на начало отчетного  периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они  имеются.

По окончании  месяца подсчитываются итоговые обороты  по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу  средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц  выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

 

3.3. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия .

 

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для  учета финансово - хозяйственных  операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
  • ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая  ведомость, как правило, применяется  для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий  счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью  номера дебетуемого счета. В обеих  ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих  операцию) делается запись на основании  форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены  записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово - хозяйственной  деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании  которой составляется оборотная  ведомость.

Данная  оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается  месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце  месяца после подсчета итога оборотов ведомости должны подписываться  лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки  в ведомостях исправляются путем  зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над  зачеркнутым правильного текста или суммы. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости  должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение  бухгалтерского учета на малом предприятии.

3.4.План счетов на малых предприятиях.

 

На малых  предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который  субъектам малого предпринимательства  предлагают использовать Рекомендации. В отличие от более крупных  хозяйствующих субъектов, малые  предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах ( счета 09, 77).

Материальные  счета на малых предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет  денежных средств согласно плану  счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов  и расходов будущих периодов, а  также резервов предстоящих расходов отсутствуют.

Это связано  с тем, что малые предприятия  могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ  и услуг), а учет приобретенных  или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется  обособленно.

3.5.Нужно ли вести бухгалтерский учет малым предприятиям, применяющим УСН.

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что  организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский  учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Но в  реальности это освобождение от ведения  бухгалтерского учета по сути является формальным.

Во-первых, бухучет необходимо вести с целью  контроля финансового положения  вашей фирмы и для того, чтоб можно было ценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость  вести бухучет в силу законодательства.

К примеру, бухучет должны вести акционерные  общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) и  Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ).

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 № 319-О установил отсутствие противоречия между нормами Законов №№ 129-ФЗ и 208-ФЗ.

Он указал, что, несмотря на освобождение от обязанности  вести бухгалтерский учет, акционерным  обществам необходимо составлять бухгалтерскую  отчетность по данным об имущественном  и финансовом положении, а также  по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

То есть, Конституционный Суд РФ своим  Определением подтвердил необходимость  ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

До появления  этого Определения некоторые  федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они  считали, что организации, применяющие  УСН, не должны вести бухгалтерский  учет, даже если такая необходимость  предусмотрена законом (Постановление  ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9833/2005(18956-А03-8)).

Необходимость вести бухгалтерский учет может  возникнуть также в следующих  случаях:

  • при выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов (п. 2 ст. 42, п. п. 1, 4 ст. 43 Закона № 208-ФЗ, Письма Минфина России от 10.01.2006 № 03-11-05/2, от 21.06.2005 № 03-11-05/1, п. 1 ст. 28, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона № 14-ФЗ; п. 1 Письма Минфина России от 17.01.2008 № 03-04-06-01/6, Письмо Минфина России от 15.12.2005 № 03-11-04/2/154; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2007 № А42-8832/2006);
  • когда необходимо определить, является ли сделка организации крупной (п. 1 ст. 78 Закона № 208-ФЗ ст. 46 Закона № 14-ФЗ, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.11.2007 № Ф08-7767/07, ФАС Центрального округа от 25.04.2007 № А09-6598/06-4);
  • для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (ст. 92 Закона № 208-ФЗ, п. п. 8.1.1, 8.2 и 8.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н п. 2 ст. 49 Закона № 14-ФЗ; Письмо Минфина России от 18.06.2008 № 07-05-06/137);
  • когда организация совмещает УСН и ЕНВД (Постановления ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11165/07-С3, ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2007 № А44-1375/2007, Письма Минфина России от 19.03.2007 № 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 № 03-11-04/2/230).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность малых предприятий