Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение системы нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- исследовать содержание и значение ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- кратко охарактеризовать ПБУ;
- рассмотреть содержание нормативных документов инструктивно-разъяснительного характера в части формирования и представления бухгалтерской отчетности и рабочие документы бухгалтерии;
- определить перспективы развития бухгалтерской отчетности.
Объектом исследования являются: ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ, нормативные документы, рабочие документы бухгалтерии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………….4
Содержание и значение ФЗ «О бухгалтерском учете»…………….5
Краткая характеристика Положений по бухгалтерскому учету …19
Краткое содержание нормативных документов инструктивно-разъяснительного характера в части формирования и представления бухгалтерской отчетности……………………………………………26
Рабочие документы бухгалтерии…………………………………..30
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….40
Ответственность за организацию бухгалтерского учета закон возлагает на руководителей организаций и учреждений. В зависимости от объема учетной работы руководители организаций по своему усмотрению могут:
учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером, либо ввести должность бухгалтера; поручить ведение бухгалтерского учета специализированной организации, либо бухгалтеру - специалисту по договору; лично вести бухгалтерский учет.
Крупным организациям не обойтись без бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером, а небольшие организации имеют возможность выбора, либо договориться о ведении бухгалтерского учета с аудиторской, бухгалтерской фирмой или индивидуально оказывающим услуги бухгалтером. Руководители небольших организаций, знающие методологию и технику бухгалтерского учета, сами могут вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, экономя средства на содержание специалиста по бухгалтерскому учету и время от времени консультируясь у специалистов по сложным вопросам, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.
Главный бухгалтер (или бухгалтер, если в организации нет специальной бухгалтерской службы либо бухгалтерского отдела) подчиняется непосредственно руководителю организации, который назначает его на эту должность и освобождает от должности.
Главный бухгалтер
(бухгалтер): отвечает за формирование
учетной политики, ведение бухгалтерского
учета, своевременное представление
достоверной бухгалтерской
Без подписи
главного бухгалтера (бухгалтера) денежные
и расчетные документы, финансовые
и кредитные обязательства
В случае возникновения
разногласий между
Нормы закона в области методологии бухгалтерского учета весьма скупо, только в основных главных аспектах, определяют эту важную составляющую учетного процесса.
Закон устанавливает, что имущество, обязательства и капитал организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении. Бухгалтерский учет необходимо вести в рублях, а счета и операции в иностранной валюте подлежат пересчету в российскую валюту по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день совершения операции.
Имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; полученное безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования; произведенное (изготовленное) в самой организации - по стоимости его изготовления на основе калькуляции, причем текущие расходы на производство продукции, работ и услуг включаются в себестоимость и учитываются отдельно от расходов на капитальные вложения (инвестиции). Погашение расходов на долгосрочно и многократно применяемое имущество, прежде всего на приобретение основных средств и нематериальных активов, производится путем амортизационных отчислений. В законе подчеркнуто, что амортизация начисляется независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде. Другие методы оценки имущества и обязательств, включая начисление оценочных резервов, применяются в случаях, предусмотренных законодательством и другими нормативными актами, регулирующими методологию бухгалтерского учета.
Законом бухгалтерский учет рассматривается как информационная система, функционирующая непрерывно со дня регистрации организации в качестве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в полном соответствии с правилами и порядком, установленными законодательством. Системность бухгалтерского учета обеспечивается в законодательном порядке требованием своевременной регистрации всех хозяйственных операций без каких-либо пропусков и изъятий путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Отдельный счет вводится для каждого вида хозяйственных средств (активов) и каждого вида источников средств (пассивов). Счета, соответствующие видам активов, называются активными. Счета, соответствующие видам пассивов, - пассивными. Каждому счету присваивается соответствующее наименование и номер (50 “Касса”, 01 “Основные средства”, 85 “Уставной капитал” и т.д.). Счет состоит из двух сторон. Левая сторона называется “дебетом” счета, правая - “кредитом” счета.
Результаты каждой хозяйственной операции двояко изменяют величины активов и/или пассивов организации, т.е. меняют содержание сразу двух счетов. Для того чтобы полностью отразить какую-либо операцию, в бухгалтерском учете показывается ее воздействие на оба счета. Такая процедура фиксации двоякого эффекта и составляет основу системы двойной записи, т.е. когда каждая запись по дебету какого-либо счета корреспондирует с записью по кредиту другого счета, а каждая запись по кредиту какого-либо счета корреспондирует с записью по дебету другого счета.
Системность бухгалтерского учета подтверждается и нормой, требующей, чтобы данные аналитического учета соответствовали оборотам и сальдо по счетам синтетического учета. Согласно понятийному аппарату закона под синтетическим учетом понимается учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. В то же время аналитический учет представляет собой такой учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Статьи закона о первичных документах, инвентаризации имущества и обязательств, регистрах бухгалтерского учета содержат исчерпывающие основополагающие законодательные нормы, требующие, естественно, дополнительных комментариев и детализирующих отдельные нормы инструктивных указаний о порядке и технических особенностях и приемах их практического применения.
Первичные учетные документы, на основании которых осуществляется регистрация первичных данных в регистрах бухгалтерского учета, должны оформляться для подтверждения и оправдания всех без исключения хозяйственных операций, проведенных организацией. Первичные документы должны быть составлены и оформлены в момент совершения операции или сразу после ее окончания, если раньше их составить было невозможно. Своевременное составление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки для бухгалтерского учета обеспечивают лица, проводившие хозяйственные операции и подписавшие эти документы. Они же несут ответственность за качественное отражение и достоверность данных, содержащихся в первичных и сводных учетных документах.
Сводные учетные
документы разрешается
Закон запрещает исправления в кассовых и банковских первичных документах. В остальные первичные учетные документы разрешено вносить исправления по согласованию с лицами, участвовавшими в совершении хозяйственной операции, что должно подтверждаться подписями лиц, ранее подписавших данный первичный учетный документ, с указанием даты внесения в него исправлений. Перечень лиц, которым разрешается подписывать первичные учетные документы, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. В этом перечне должны быть указаны первичные документы или хозяйственные операции, право подписи при оформлении которых представляется конкретным должностным лицам организации. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписывают руководитель и главный бухгалтер организации либо специально уполномоченные ими другие должностные лица.
Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по утвержденным формам, приведенным в официально утвержденных альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные учетные документы, формы которых не предусмотрены в альбомах унифицированных форм, могут применяться только тогда, когда они содержат обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Первичные и сводные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Организация обязана за свой счет изготовлять копии последних на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций и по требованию органов контроля.
Инвентаризация имущества и обязательств определяется законом как проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Порядок проведения инвентаризации и ее сроки устанавливает руководитель организации.
Закон требует обязательного проведения инвентаризации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а также после стихийных бедствий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций; при смене материально ответственных лиц; при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; при реорганизации или ликвидации организации.
Очевидно, что уклонение от проведения обязательных инвентаризаций, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, может расцениваться как нарушение норм российского законодательства со всеми вытекающими последствиями, прежде всего при оценке степени достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В соответствии с законом стоимость выявленных при инвентаризации излишков имущества приходуется на соответствующих активных счетах бухгалтерского учета за счет увеличения прибыли (уменьшения убытка) отчетного года. Стоимость недостачи, порчи или иной утраты имущества в пределах норм естественной убыли относится на счета издержек производства и обращения, а в суммах, превышающих эти нормы, - на счета виновных лиц. Если виновные лица не установлены, а также по другим причинам, невозмещенные убытки от недостачи и порчи имущества списываются на финансовые результаты (уменьшение прибыли либо увеличение убытка) за отчетный период.
Закон прямо не предусматривает покрытие убытков от недостачи и порчи имущества за счет страховых платежей, но если оно было застраховано, то невозмещенные суммы недостач и порчи имущества должны быть отнесены на счет страхового возмещения, и только в случае недостаточности последнего оставшаяся сумма может быть списана на финансовые результаты.
Законом также не предусмотрен порядок уточнения расхождений в суммах расчетов и обязательств, выявленных при инвентаризации. Из контекста соответствующих норм, предусмотренных законом, можно предположить, что выявленные расхождения регулируются путем увеличения или уменьшения прибыли (убытков) отчетного периода, либо путем отнесения на счета резервов по сомнительным долгам.
Как определено
в законе, регистры бухгалтерского
учета предназначены для
Закон предусматривает
систему контроля записей в регистрах:
данные из первичных документов вносятся
в регистры бухгалтерского учета
в хронологической
Все организации, обязанные по закону вести бухгалтерский учет, на основе информации, полученной на синтетических и аналитических счетах, должны составлять и представлять бухгалтерскую отчетность. Формы бухгалтерской отчетности организаций, за исключением банков, и указания по их заполнению подлежат разработке и утверждению Министерством финансов Российской Федерации. Центральный банк России утверждает формы отчетности банков и инструкции к ним.