Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение системы нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- исследовать содержание и значение ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- кратко охарактеризовать ПБУ;
- рассмотреть содержание нормативных документов инструктивно-разъяснительного характера в части формирования и представления бухгалтерской отчетности и рабочие документы бухгалтерии;
- определить перспективы развития бухгалтерской отчетности.
Объектом исследования являются: ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ, нормативные документы, рабочие документы бухгалтерии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ……………………………………………………………………….4
Содержание и значение ФЗ «О бухгалтерском учете»…………….5
Краткая характеристика Положений по бухгалтерскому учету …19
Краткое содержание нормативных документов инструктивно-разъяснительного характера в части формирования и представления бухгалтерской отчетности……………………………………………26
Рабочие документы бухгалтерии…………………………………..30
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….40
Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.
Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
Данное ПБУ
устанавливает правила
Это наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.
Минфином и иными исполнительными органами власти могут издаваться документы в виде писем, разъясняющих тот или иной конкретный узкий вопрос применения норм правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Поэтому они могут порождать правовые последствия, а следовательно не включаются в систему нормативно-правового регулирования учета и отчетности.
В настоящее
время действует более 300 документов
Минфина РФ и более 50 документов
ФКЦБ, как носящих нормативно-правово
Приказ Минфина от 12.05.99 № 36н «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина от 30.12.96»
Данным приказом в Методические рекомендации включен пункт согласно которому группа может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина, в случае, если одновременно соблюдаются 3 условия:
- сводная бухгалтерская отчетность составляется на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО),
- группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МФСО,
- пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Минфина РФ (п. 8 Методических рекомендаций)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18023
Приказом № 66н утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также приложения к данным формам отчетности:
- отчет об изменениях капитала.
- отчет о движении денежных средств.
- отчет о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).
Установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов.
Иные приложения к балансу или отчету о прибылях и убытках можно оформить как в табличной, так и в текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно.
Рекомендовано некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.
Организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденные распоряжением ФКЦБ России от 14.08.2002 № 991/р.
Данные методические рекомендации разъясняют порядок заполнения форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, установленных совместным Постановлением ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н от 11.12.2001 «Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг» и адресованы профессиональным участникам ценных бумаг. Для кредитных и некредитных организаций – участников рынка ценных бумаг, некоторые отдельные формы отчетности отличаются (к примеру, показатели финансовой деятельности).
Рекомендации определяют дату совершения сделки по эмиссионных ценным бумагам, содержат указания по заполнению форм отчетности. В частности, установлен перечень данных, которые должны включаться в квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг. Форма бухгалтерского баланса профессионального участника рынка ценных бумаг должна содержать строки, позволяющие произвести расчет размера собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с Методикой расчета собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденной постановлением ФКЦБ России от 15.08.2000 N 8 (стоимость собственных акций (долей, паев), приобретенных и (или) выкупленных у акционеров (участников); сумма задолженности участников (учредителей) по оплате уставного капитала; сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 90 дней после отчетной даты; стоимость имущества, являющегося предметом залога; стоимость финансовых вложений в организации, в уставном капитале которых профессиональному участнику принадлежит более 10 процентов акций, включая инвестиции в дочерние общества, за исключением эмиссионных ценных бумаг таких организаций, допущенных к обращению через организаторов торговли; стоимость финансовых вложений в уставный капитал участников (акционеров, учредителей, членов) профессионального участника, за исключением эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению через организаторов торговли; стоимость эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, выпуски которых не зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке и др.)
Методические рекомендации определяют информацию, которая должна отражаться в составе дебиторской задолженности, в составе краткосрочной финансовых вложений.
В составе сведений о наиболее крупных дебиторах и кредиторах должны указываться только дебиторы и кредиторы – контрагенты по сделкам с ценными бумагами.
Порядок заполнения
таблицы «Показатели, характеризующие
финансовое состояние организации»
содержит толкование ряда понятий (денежные
средства, текущие обязательства
организации, текущие активы) только
применительно к целям заполнен
1.4. Рабочие документы бухгалтерии
В системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета рабочие документы
конкретной организации относят к четвертой
группе.
Основными рабочими документами конкретной
организации являются:
Развитие и совершенствование рыночных отношений в России, расширение объектов финансово-хозяйственной деятельности, стремление органически влиться в мировую политическую и экономическую систему, изменить хозяйственные приоритеты осуществляются в направлениях более эффективной деятельности и роста инвестиционной привлекательности. Это ведет к необходимости изучения, анализа, теоретического осмысления и применения в практической деятельности мирового передового опыта в области бухгалтерского учета и отчетности.
Наряду с развитием национальных систем бухгалтерского учета и отчетности, происходят изменения в методологии и практике финансовой отчетности. Указанные предпосылки совершенствования информационного обеспечения явились причинами создания международной системы финансовой отчетности по данным бухгалтерского учета. Разработка международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является одной из составных частей упорядочения совокупности экономической информации, необходимой для дальнейшего технического, экономического, социального движения по пути научно-технического прогресса.
Использование международных стандартов в практике российских организаций даст возможность сформировать прозрачную и понятную для пользователей информацию в отчетности, привлечь финансовые и кредитные ресурсы для развития и расширения деятельности, по данным анализа достоверной отчетности наметить пути оптимизации коммерческой деятельности, явиться толчком для повышения эффективности руководства организациями, получить преимущества в конкурентной борьбе.
Практическая реализация мероприятий по адаптации российской учетной системы к рыночным условиям хозяйствования начала осуществляться после принятия «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г . № 238.
В процессе реформирования была выявлена целесообразность составления бухгалтерской отчетности отдельных юридических лиц и консолидированной отчетности групп организаций в соответствии с МСФО. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета был создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), представляющий некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями ; в 1998 г . сформирован Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ), который является неправительственной некоммерческой организацией, координирующей предоставление международной технической помощи Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности; а также в 2003 г . был создан Фонд «Национальная организация по Стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) целью которого является внедрение в практику экономической деятельности России признанных и широко применяемых в мире стандартов финансового учета и отчетности. Таким образом можно утверждать, что во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России созданы общественные, негосударственные организации, деятельность которых позволит создать более оптимальную систему регулирования учета и отчетности. Однако итоги реформирования бухгалтерского учета позволяют утверждать, что задача реформирования, связанная с расширением участия и усилением роли профессиональных организаций в развитии методологического обеспечения бухгалтерского учета, выполнятся недостаточно, особенно в направлении создания профессиональных рекомендаций отраслевого характера.
Основными препятствиями перехода и применения МСФО являются:
Во-первых, правовые проблемы внедрения МСФО, к которым относятся: отсутствие органа, регулирующего процесс внедрения МСФО; необходимость законодательного признания МСФО; необходимость адаптации национального законодательства к МСФО; налоговая ориентация национальной системы бухгалтерского учета; отсутствие непротиворечивого подробного руководства по применению МСФО; отсутствие версии МСФО, адаптированной для малого бизнеса; необходимость введения эффективных механизмов контроля за соблюдением МСФО.