Бухгалтерский баланс (на примере ОАО «Омск-Лада»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 6
1.1. Бухгалтерский баланс – основная форма в системе отчетности. 6
1.2.Правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности на территории Российской Федерации 10
1.3.Состав, содержание, порядок и сроки предоставления бухгалтерского баланса 15
1.4. Бухгалтерский баланс как источник информации для оценки финансового состояния предприятия 20
1.5. Сущность и назначение анализа бухгалтерского баланса 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ОМСК-ЛАДА». 32
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Омск-Лада» 32
2.2. Подготовительные работы к составлению баланса на предприятии ОАО «Омск-Лада». 39
2.3. Строение бухгалтерского баланса и техника его составления. Взаимосвязь его разделов и статей. 53
2.4 Правила оценки актива и пассива баланса. 56
2.5.Совершенствование разделов и статей бухгалтерского баланса. 61
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОМСК-ЛАДА» 69
3.1. Анализ бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Омск – Лада» 69
3.2. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия ОАО «Омск-Лада». 72
3.3.Анализ типа финансовой устойчивости и его оценка. 74
3.4. Улучшение финансовой устойчивости предприятия 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91

Файлы: 1 файл

бУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

1.4. Бухгалтерский  баланс как источник информации  для оценки финансового состояния  предприятия

 

Эффективность проведения финансового анализа как элемента управляющей системы в значительной мере зависит от качества формируемой и используемой информационной базы и способов оценки ее аналитических возможностей, которые наиболее полно отвечают целям исследования. Применительно к анализу финансового состояния экономического субъекта она приобретает важное значение, так как от качества информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависит уровень финансовой устойчивости коммерческой организации.

Информация может быть недостаточной или избыточной для пользователя, в связи с чем вводится понятие «существенная информация», что отражено в ПБУ 1/98. Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности каждый существенный показатель; критерием существенности может быть как общеустановленный порог существенности в 5% от общего итога соответствующих данных, так и иной обоснованный показатель. Содержание бухгалтерской отчетности представляет собой комплекс показателей, связанных между собой как логически, так и информационно. Процесс реформирования современной российской финансовой отчетности направлен на приближение ее к Международным стандартам финансовой отчетности.

Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н определены состав, порядок составления и предоставления отчетности, а также рекомендованы  образцы отчетных форм «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н. Организации самостоятельно, согласно общим требованиям, представленным в ПБУ 4/99, должны разработать собственные формы отчетности. В стандарте № 5 «Данные финансовых отчетов» (IAS5-77) в п. 9 указано, что в финансовых отчетах должны содержаться соответствующие цифры за предшествующий период, что, несомненно, повышает аналитичность отчетов20.

Система показателей  бухгалтерской отчетности, сформированная исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении основных элементов: активов, капитала, обязательств, доходов, расходов, прибылей и убытков.

Активы (экономические  ресурсы) характеризуются как доходообразующее имущество, контроль над которым  организация получила в результате ведения своей деятельности.

Капитал (собственный капитал) показывает вторую составную часть финансовых ресурсов, внесенных первоначально в виде уставного капитала и в результате реинвестирования прибыли в течение всего периода деятельности организации с момента учреждения в целях получения будущих доходов.

Обязательства (заемный  капитал) представляют собой часть  привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований к ее имуществу.

Доход - увеличение экономических  выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Расходы организации - это  уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов  и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Убытки - это уменьшение капитала владельцев в результате хозяйственных  операций, не входящих в ее основную деятельность21.

Прибыль - это увеличение капитала владельцев в результате хозяйственных  операций, не входящих в ее основную деятельность22.

Основным источником информации для обширного круга  пользователей служит бухгалтерский  баланс, который в зарубежной практике называют отчетом о финансовом состоянии организации. Согласно ст. 48 ГК РФ он является одним из признаков юридического лица, т.е. выполняет экономико-правовую функцию, обеспечивая реализацию одного из принципов бухгалтерского учета - имущественную обособленность хозяйствующего субъекта. По бухгалтерскому балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций  включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости  от стадий кругооборота средств. Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности (подвижности имущества), т. е. в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает денежную форму. В отечественной практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности. Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы. Статьи пассива баланса группируются и располагаются по возрастанию степени срочности погашения обязательств. В отличие от прежней трактовки пассива как «источника образования и размещения средств предприятия» в рыночной экономике он в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы)23.

Правильно построенный  бухгалтерский баланс означает:

  • полный охват хозяйственных процессов организации;
  • надлежащую группировку хозяйственных явлений;
  • изучение связей между явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволяет анализировать финансово-хозяйственную деятельность и движение имущественных средств организации24.

В рыночной экономике  балансовое уравнение имеет вид:

Активы = Капитал + Обязательства.

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой, баланса, которая отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов, предоставленных собственниками и кредиторами. Разграничение пассивной части баланса на капитал и обязательства соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственником и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения. Признание и отражение в бухгалтерском балансе величины собственного и заемного капитала должно обеспечить его владельцам контроль за ожидаемым наращением его25.

Форма № 2 «Отчета о прибылях и убытках», действующая на сегодняшний день, значительно отличается по своей структуре от ранее используемой и во многом соответствует международным стандартам, раскрывая информацию о формировании доходов и расходов организации за отчетный период. Изменения прежде всего коснулись детализации затрат, а разделение их на постоянные и переменные дают возможность определить объем доходов, который обеспечивает возмещение расходов организации до момента начала зарабатывания прибыли. Возрастание критического объема продаж означает, что увеличившиеся доходы идут на увеличение потребления ресурсов и на поддержание производства, а не на его расширение. Ввиду нестабильной экономической и политической ситуации в России использование статей «чрезвычайные доходы» и «чрезвычайные расходы» позволит оценить риск, которому подвержена организация, а также даст возможность определить степень и характер влияния чрезвычайных событий на финансовые результаты экономического субъекта. Произошедшие изменения в Отчете о прибылях и убытках позволят проводить более полный анализ финансового состояния организации, что в большей мере отвечает потребностям пользователей26.

Отчет об изменениях капитала отражает данные о движении собственного капитала, фондов и резервов, содержит показатель чистых активов. Он позволяет  оценить происходящие изменения (остатки  на начало и конец года, приток и  изъятие капитала) в собственном капитале и представляет интерес с точки зрения характеристики его надежности и оценки риска, а также изменения финансового положения собственника.

Отчет о движении денежных средств содержит информацию о денежных средствах организации в наличной и безналичной формах в разрезе основных видов деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Данная практика построения отчета установлена международными стандартами27.

Приложение к бухгалтерскому балансу содержит подробную информацию о движении заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемом имуществе, затратах организации, финансовых вложениях и т. д., что дает возможность провести подробный финансовый анализ28.

Пояснительная записка  является одним из основных источников дополнительной информации, которая позволяет пользователям детально оценить положение предприятия, так как раскрывает общие данные по организации и отрасли, экономической среде, в которой она работает; объявляет об изменениях учетной политики; раскрывает финансовые и другие данные, используемые в анализе; выявляет и оценивает положительное и отрицательное влияние количественных и качественных факторов по основным направлениям анализа; интерпретирует, оценивает и обобщает полученные результаты анализа29.

Аудиторское заключение является гарантией соответствия бухгалтерской отчетности установленным требованиям, что способствует уменьшению риска, связанного с принятием решения30.

Таким образом, информационная база, которая может быть использована при анализе финансового состояния предприятия, весьма обширна. Объем ее использования зависит, прежде всего, от вида самого анализа, а также от субъектов ее использования.

1.5. Сущность  и назначение анализа бухгалтерского  баланса

 

Важной и начальной  стадией проведения анализа является определение целей. Цель анализа в широком смысле - изучить баланс с точки зрения экономического содержания протекающих хозяйственных процессов, отражением которых он и является. Для понимания этих процессов в ходе анализа привлекается дополнительная информация (приложения к балансу, учетная политика, информация о состоянии экономики и отрасли, к которой относится анализируемое предприятие)31. При проведении анализа баланса преследуются две основные цели:

1. Получение информации  о способности предприятия зарабатывать прибыль.

2. Получение информации  об имущественном и финансовом  состоянии предприятия, т.е. о  его обеспеченности источниками  для получения прибыли. 

К основным задачам анализа баланса следует отнести:

- оценку имущественного  положения анализируемого предприятия;

- анализ ликвидности  отдельных групп активов;

- изучение состава  и структуры источников формирования  активов;

- характеристику обеспеченности  обязательств активами;

- анализ взаимосвязи  отдельных групп активов и  пассивов;

- анализ способности генерировать денежные средства;

- оценку возможности  сохранения и наращивания капитала.

При проведении анализа  баланса следует придерживаться определенных целевых установок.

При анализе  активов необходимо:

- выделить основные  аналитические группы: оборотные и внеоборотные;

- оценить значимость  отдельных статей актива;

- сопоставить динамику  изменения отдельных статей активов;

- сравнить динамику  изменения оборотных активов  и краткосрочных обязательств.

При анализе  обязательств необходимо:

- выделить аналитические группы: краткосрочные и долгосрочные; срочные и просроченные; обеспеченные и необеспеченные;

- оценить значимость  краткосрочных и долгосрочных  источников заемного финансирования  для формирования активов.

При анализе  капитала необходимо:

- оценить структуру  капитала, выделив ту его часть,  которая сформирована за счет  взносов (вкладов) собственников,  и ту часть, которая создана  за счет эффективности деятельности (прибыли) организации;

- проанализировать причины изменения  капитала;

- оценить наличие резервного капитала как запаса финансовой прочности организации.

При анализе свойств  баланса, определяемых структурой активов  и пассивов, а также их соотношением, необходимо:

- оценить ликвидность баланса  путем группировки активов по  срокам их оборачиваемости (реализуемости), пассивов - по срочности их погашения и сопоставления соответствующих групп активов и пассивов;

- охарактеризовать соотношение  собственного капитала и обязательств

- оценить долю долгосрочных  источников финансирования - собственного капитала и долгосрочных обязательств - в общей величине источников финансирования;

- сопоставить условия образования  и погашения дебиторской и  кредиторской задолженности.

Приступая к анализу баланса, пользователь должен быть уверен, что при его  составлении соблюдены общие  требования, предусмотренные Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21 ноября 1996г., Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н (в редакции приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 года № 107н, от 24 марта 2000 года №31н), ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Бухгалтерский баланс (на примере ОАО «Омск-Лада»)