Бухгалтерский баланс (на примере ОАО «Омск-Лада»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 6
1.1. Бухгалтерский баланс – основная форма в системе отчетности. 6
1.2.Правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности на территории Российской Федерации 10
1.3.Состав, содержание, порядок и сроки предоставления бухгалтерского баланса 15
1.4. Бухгалтерский баланс как источник информации для оценки финансового состояния предприятия 20
1.5. Сущность и назначение анализа бухгалтерского баланса 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ОМСК-ЛАДА». 32
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Омск-Лада» 32
2.2. Подготовительные работы к составлению баланса на предприятии ОАО «Омск-Лада». 39
2.3. Строение бухгалтерского баланса и техника его составления. Взаимосвязь его разделов и статей. 53
2.4 Правила оценки актива и пассива баланса. 56
2.5.Совершенствование разделов и статей бухгалтерского баланса. 61
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОМСК-ЛАДА» 69
3.1. Анализ бухгалтерского баланса предприятия ОАО «Омск – Лада» 69
3.2. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия ОАО «Омск-Лада». 72
3.3.Анализ типа финансовой устойчивости и его оценка. 74
3.4. Улучшение финансовой устойчивости предприятия 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91

Файлы: 1 файл

бУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС.doc

— 495.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский   учет   на   предприятии   ведется   в   соответствии   с законодательными нормативными актами и приказом по учетной политике.

Структура бухгалтерского аппарата представлена на рисунке 2.



 



 


 

Рис.2 Структура бухгалтерского аппарата ОАО «Омск-Лада»

Состав бухгалтерии следующий: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, два кассира и бухгалтер-операционист. Заместитель главного бухгалтера ведает оформлением счетов-фактур, безналичными расчетами, товарно-транспортными накладными. Один из кассиров ведет расчеты с покупателями, другой кассир выдает заработную плату персоналу предприятия.

Ведение бухгалтерского учета частично автоматизировано, используется индивидуально  разработанная программа для  начисления заработной платы. В бухгалтерии  имеется четыре компьютера, на которых обрабатываются бухгалтерские документы, также есть компьютеры на складе, в отделе кадров и у директора.

Первичные документы заполняются  по месту совершения хозяйственных  операций и сдаются в бухгалтерию  бухгалтеру для дальнейшей обработки в указанные в приказе сроки (авансовые отчеты в течение 3-х дней, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, путевые листы на следующий день, табеля учета рабочего времени по окончании месяца и т. д.). Бухгалтер проверяет правильность оформления первичной документации и заносит данные в программный продукт для дальнейшей обработки, которые затем передают главному бухгалтеру (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным). Главный бухгалтер заполняет Главную книгу и составляет 4 текущую отчетность. На основе отчетов за месяц составляются квартальные и годовая отчетности.

Годовая отчетность в ИФНС РФ предоставляется  до 30 марта следующего за отчетным годом, квартальная отчетность – на 30 день после отчетного квартала.

Сетевая система ПЭВМ обеспечивает информацией много пользователей: руководство, товароведа, бухгалтерию и т.д.

Сохранение товаров, денежных средств  и прочего имущества обеспечивается проведением инвентаризации:

  • товаров в розничных секциях (торговля запчастями) - при смене материально ответственного лица;
  • товаров на складе – не реже двух раз в год;
  • денежных средств в кассе - ежемесячно;
  • прочего имущества - один раз в год.

При необходимости проводятся контрольные инвентаризации.

Основным и наиболее ответственным участком бухгалтерского учета является учет расчетов с поставщиками и связанный с ним в одном комплексе учет товаров на складе розничного торгового предприятия. Множество поставщиков затрудняют расчет и ведение учета. С 1 января 1996 года обязательным реквизитом, вводимым в ПЭВМ по учету расчетов с поставщиками, стал идентификационный номер, что позволило с одной стороны, значительно упростить учет расчетов, а с другой ужесточить расчет. Идентификационный номер проставляется во всех товарных документах и по нему отслеживается продажа товаров, после чего производится оплата поставщику товаров. В сетевой системе ПЭВМ рассчитанной на много пользователей является наиболее емкой по составу задач подсистема «Учет товаров и расчетов с поставщиками». В нее включаются следующие задачи:

  1. Контроль за заключением договоров на поставку товаров. Информация о заключении договоров с поставщиками товаров вводится в компьютер товароведом. В числе обязательных реквизитов идентификационный номер.
  2. Складской (оперативный) и бухгалтерский стоимостной учет товаров и тары.

Источником информации являются первичные документы о  поступлении и выбытии товаров  и тары: товарно- транспортные накладные, счета- фактуры, расходные накладные  на отпуск товаров в торговые секции, акты переоценки товаров и списания товаров по причинам порчи, лома и т.п. Информация вводится материально ответственным лицом. При получении товаров сверяются реквизиты в документах поставщиков с данными регистрационного журнала заключенных договоров. Составляется реестр продажных (розничных) цен, который представляется на утверждение руководителю предприятия. Утвержденные и зафиксированные в реестре продажные (розничные) цены указываются в расходной накладной на отпуск товаров в торговые секции.

Товаровед контролирует соблюдение установленных цен в торговом отделе. По коду операции, вводимом материально ответственными лицами, автоматически делаются записи по счетам бухгалтерского учета, а по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» записи в аналитические счета. Товарные отчеты с первичными документами представляются в бухгалтерию, бухгалтерия контролирует правильность записей на счетах бухгалтерского учета, в необходимых случаях вносит изменения, дополнения, составляет сводные итоги за месяц. Сводная информация о движении товаров и тары в кладовой содержится в компьютере и используется бухгалтерией для составления бухгалтерской отчетности.

2.2. Подготовительные работы к составлению баланса на предприятии ОАО «Омск-Лада».

 

Составление бухгалтерской  отчётности - завершающий этап всего  учётного процесса на предприятии. Так как отчёты, и квартальный и годовой, являются результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течение года составления отчётности обеспечит получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки.

Для достижения высокого качества отчётности необходимо заблаговременное проведение большого объёма подготовительных работ. В частности, процесс составления  годового отчёта условно можно разделить  на два этапа:

  • первый этап - подготовительная работа;
  • второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.

Подготовительная работа в свою очередь делится на три  части:

а) разработка плана работы по составлению отчётности;

б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению  годового отчёта;

в) заключительные записи к составлению  бухгалтерского баланса.

Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации  бухгалтерского учёта на предприятия. А организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учёта и отчётности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчётность.

Основным нормативным  документом, регламентирующим организацию  бухгалтерского учёта и отчётности является закон “О бухгалтерском учёте“ от 1996, статьи которого конкретизируются в стандартах, дающих рекомендации о ведении учёта на  отдельных его участках по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. К системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности относится также законодательные акты и решения правительства, затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта. К ним относятся: Гражданский кодекс (часть 1 и 2), закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” № 2118 - 1 от 27 декабря 1991 года и др.

2.1. а) разработка плана работы по составлению отчётности.

Своевременное составление  отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами. Такой принцип учёта, например, затрат на производство превращает учётные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении.

В начале каждого нового года в результате анализа организации бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накапливания показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное составление форм периодической и годовой отчетности.

После разработки плана  работ по составлению годового отчета, обсуждения его в бухгалтерии  с участием экономистов и других специалистов издают приказ, где объявляют сроки начала отдельных работ по годовому отчету, указывают исполнителей отдельных видов работ.

2.1.б) Инвентаризация  статей бухгалтерского баланса  к составлению годового отчета.

Основной задачей формирования годового бухгалтерского отчета предприятия  является обеспечение своевременности, полноты и достоверности данных бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявляемой в налоговые органы и заинтересованным пользователям. Не случайно п.2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” (в редакции от 23.07.98) и п. 15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предусмотрено перед составлением годовой бухгалтерского отчетности проведение на предприятии инвентаризации его имущества и денежных обязательств. Согласно Приказа Минфина РФ  от 9.12.98 №60-Н, зарегистрированное в Минюсте РФ 31.12.98 г. №1673 введено в действие 1.01.99 г. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1.98), где один из способов введения бухгалтерского учета является организация инвентаризации.

Чтобы быть уверенным  в правильности показателей годовой  бухгалтерской отчетности на предприятии  необходимо еще раз проверить  записи бухгалтерского учета и убедиться  в том, что:

  • на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года (полнота отражения);
  • записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов (обоснованность отражения);
  • отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).

В частности, используемые бухгалтером проводки должны быть предусмотрены  инструкцией по применению Плана  счетов финансово- хозяйственной деятельности предприятий.

Другими словами, перед  формированием годовой бухгалтерской отчетности целесообразно провести инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества и денежных обязательств.

Для проведения инвентаризации бухгалтеру необходимо иметь соответствующую информационно - нормативную базу, то есть следующие основополагающие документы:

  • Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 26.12.94 № 170, в редакции Приказов Минфина РФ от 19.12.95 № 130, от 28.11.96 № 101, от 03.02.97 № 8, а с 1.01.99 «Положение об учетной политике организаций», действующий с 1.01.99 (ПБУ 1.98);
  • План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению;
  • Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирование финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями Правительства РФ.
  • Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная Приказом Минфина РФ от 12.11.96 № 97, в редакции Приказов Минфина РФ от 03.02.97 № 8, от 21.11.97 № 81-Н, от 01.01.99 № 47-Н.(3)
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.

На основании этих указаний и положений на предприятии  разрабатывается план инвентаризации и проект приказа о составе инвентаризационной комиссии.

Таблица 1

План инвентаризации на 2008 год ОАО  «Омск-Лада»

 Содержания статей

Сроки проведения инвентаризации

Ответственные за  проведение инвентаризации

1.

Денежные средства в  кассе и  документы  строгой отчетности.

 

10.11.2008

Зам. главного бухгалтера,

 кассир

2.

Запасы и МБП

20.11.2008

Бухгалтер материального отдела.

3.

Расчеты предприятия

25.12.2008

Зам. главного бухгалтера, бухгалтера

4.

Расчеты с банками

15.11.2008

Бухгалтер по денежным расчетам

5.

Продукты питания в  столовой

18.11.2008

Зам. главного бухгалтера

6.

Расчеты с покупателями

20.12.2008

Бухгалтер

7.

Расчеты с поставщиками

20.12.2008

Бухгалтер

8.

Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами

 

15.11.2008

Бухгалтер по основным  средствам

9.

Основные средства

20.11.2008

 

Информация о работе Бухгалтерский баланс (на примере ОАО «Омск-Лада»)