Бухгалтерский учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании бухгалтерского учета и денежных средств. Для реализации цели курсовой работы работы поставлены следующие основные задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств, которые включают в себя систему нормативного регулирования бухгалтерского учета денежных средств и документальное оформление движения денежных средств;
Методы исследования – сбор, обобщение, анализ информации, метод сравнения.
а безналичный бухгалтерский

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств….5
1.1 Экономическая сущность и значение денег….…………….……..5
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
денежных средств……………………………………………..………..11
Глава II. Бухгалтерский учет денежных средств в организации………...…...15
2.1 Бухгалтерский учет кассовых операций………………………....15
2.2 Бухгалтерский учет безналичных денежных средств……..……18
Глава III. Движение денежных средств………………………………………..22
3.1 Документальное оформление операций по движению денежных
средств……………………………………………………….…………22
3.2 Отражение в бухгалтерской отчетности информации о денежных
средствах организации………………………………………….…….34
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………45

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет и анализ движения денежных средств.docx

— 74.09 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета денежных средств

 

Ведение бухгалтерского учета  денежных средств осуществляется в  соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них  обязательны к применению (Закон  «О бухгалтерском учете», положения  по бухгалтерскому учету), другие носят  рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и  статуса нормативные документы  целесообразно представить в  виде следующей системы1 :

1 уровень – законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации, к ним относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации части I–II, который является основным документом гражданского законодательства, регулирующим отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

В Гражданском кодексе  установлены нормы и правила  расчетов между юридическими лицами, порядок списания денежных средств  с расчетного счета, порядок и  условия использования чеков  в платежном обороте. Так же в  Гражданском кодексе регламентируются условия договоров займа.

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете», определяет правовые основы бухгалтерского учета в целом и учета операций с денежными средствами, содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.

Федеральный Закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» Законом установлен ряд обязанностей для хозяйствующих субъектов, осуществляющих денежные расчеты с населением, предусмотрены правила использования ККТ, требования к ККТ, постановки на учет, порядок ведения документооборота при использовании ККТ.

Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» применяется в части требований по группировке и детализации  данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части  требований по составлению отчета о  движении денежных средств.

2 уровень – стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.

Положение «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» определяет порядок правильного отражения  в бухгалтерском учете расчетных  операций. В положении установлен порядок расчетов платежными поручениями, по аккредитивам, чекам и другим расчетным документам.

«Положение о правилах организации наличного денежного  обращения на территории РФ» применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании.

3 уровень – методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств.

Письмо ЦБ РФ «Порядок ведения  кассовых операций в Российской Федерации» применяется в части, касающейся организации порядка приема денежной наличности и ее выдачи, порядком оформления кассовых документов; порядком хранения денег, установлением контроля за соблюдением кассовой дисциплины.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его  применению, утвержденные приказом Минфина  РФ от 31 октября 2000 года №94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются документы по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов, графики документооборота, так же большую роль для организации играет её учетная политика, под учетной политикой организации понимается принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая в себя первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организация имеет право выбрать один из нескольких элементов из каждого способа ведения бухгалтерского учета, допускаемых нормативными документами о бухгалтерском учете в РФ2.

 

 

 

Глава II. Бухгалтерский учет денежных средств в организации

 

    1.  Бухгалтерский учет кассовых операций.

 

Для осуществления расчетов наличными  деньгами и хранения денежных документов организации должны  иметь кассу. Помещение оборудовано охранной сигнализацией и видеокамерой, для обеспечения сохранности денежных средств. Так же доступ в кассу не разрешен лицам, не имеющим отношение к кассе. Все наличные деньги и ценные бумаги хранятся в сейфе, который по окончанию рабочего дня закрывается ключом, и опечатываются печатью кассира. Ключи от сейфа и печать хранятся у кассира, дубликат ключей хранится у руководителя. С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности, он несет ответственность за сохранность средств в кассе, правильность оформления первичных кассовых документов и ведения кассовой книги, а так же за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. В случае возникновения спорных моментов и недостач при учете кассовых операций договор является основанием для наказания кассира.

Наличные деньги, полученные кассой, расходуются только на те цели, на которые  они были получены (выдача заработной платы, командировочные или хозяйственные  расходы). Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка. Сверх лимита наличные деньги в кассе могут храниться только во время выдачи заработной платы не более трех рабочих дней. Всю денежную наличность сверх лимита организация сдает в банк.

Первичные документы оформляются  в момент совершения хозяйственной операции. В основном в организациях  учет ведется с использованием автоматизированной системы бухгалтерского учета «1С «Бухгалтерия 8.0»», приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера распечатываются из программы и имеют раздельную (отдельно по приходным и по расходным ордерам) нумерацию без пропусков и регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, в котом подсчитываются итоги за день по приходу и выбытию денежной наличности. Так же автоматически на основании ПКО, РКО и платежных ведомостей оставляется кассовая книга и отчет кассира. По окончанию месяца кассир проверяет и распечатывает кассовую книгу и отчет кассира, к отчету подбирает документы, распечатанные ранее, в течении месяца, подтверждающие поступление и расход денежных средств.

«1С: Бухгалтерия 8.0» формирует необходимые бухгалтерские сводные регистры, оборотно-сальдовые ведомости по счетам «50», и по счету «51», «шахматки», анализ счета «50» и «51» – все те формы, которые необходимы бухгалтеру для учета денежных средств, а так же для расчета итоговых данных, формирующих бухгалтерскую отчетность. Разные виды отчетов можно подготовить с помощью различных параметров. Используя режим формирования произвольных отчетов, можно изменять существующие и создавать новые отчеты и справки как для внутреннего учета, так и для внешний отчетности.

Для учета наличия и  движения денежных средств в кассе  используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие  суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету – суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту – суммы, выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 к которому открыт субсчет 1 «Касса организации» и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1. Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира.

Инвентаризация денежных средств  кассы должна проводится регулярно один раз в месяц в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40 и сообщенного письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18., для выявления фактического наличия денежных средств и достоверности правильного ведения учета кассовых операций.

В обязательном порядке инвентаризация проводится в следующих случаях:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене кассира;
  • если были выявлены факты хищения наличных денег;

Порядок и сроки проведения инвентаризации  определяет руководитель организации. Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная  приказом руководителя.

При проведении инвентаризации комиссия проверяет достоверность  данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей  и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета.

Одновременно с проверкой  фактического наличия денежных средств  и денежных документов в кассе  организации проводится проверка:

– правильности оформления первичных расходных документов – наличие подписей получателей наличных денег, наличие подписи руководителя организации и главного бухгалтера на расчетно-платежных (платежных) ведомостях на выплату заработной платы и иных платежных документах, для которых наличие указанных подписей необходимым для осуществления расходования денежных средств;

– полнота и правильность оприходования денежных средств, полученных в учреждении банка. Наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в банке. Проверка осуществляется посредством проведения сплошной сверки данных выписок о состоянии расчетного счета организации в кредитной организации с данными кассовой книги;

– полнота и своевременность оприходования наличных денег, сданных по приходным кассовым ордерам;

– соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе в течение отчетного года.

Результаты инвентаризации оформляется Актом инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-15. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного лица.

В результате инвентаризации могут быть выявлены излишки денежных средств или недостача, которые  оформляются следующими проводками:

Дебет 50 Кредит 91–1 – на сумму излишка.

Дебет 94 Кредит 50 – на сумму недостачи.

 

    1.  Бухгалтерский учет безналичных денежных средств.

 

 Часть расчетов в организациях  осуществляется безналичным путем – перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк.. Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждое предприятие может открыть только один расчетный счет в одном из банков по его выбору. На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи организации: оплата поставщикам за материалы, погашение  задолженности бюджету, получение  денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк). Для того чтобы банк принял, выдал или осуществил операцию с безналичными денежными средствами, бухгалтер представляет в банк специально оформленные документы, подписанные руководителем и главным бухгалтером предприятия, т.е. лицами, чьи образцы подписей представлены в банк.

Если в кассе не хватает денежных средств на выплату заработной платы  или выплаты командировочных  расходов организация вправе получить наличные деньги из банка через кассира по денежному чеку, выписанному на его имя. При сдаче денежных средств в банк кассир сдающий деньги, заполняет «Объявление на взнос наличными». Бланк «Объявления» получает у оператора банка. Он состоит их трех частей. Верхняя часть остается в банке, средняя часть (квитанция) передается кассиру. Нижняя часть объявления (ордер) тоже возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской. На каждой из трех частей проставляются: дата, от кого приняты деньги, банк получателя и получатель, назначение взноса. В правом верхнем углу первой и второй части проставляет номер расчетного счета организации и сумму цифрами.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия  организации ведет на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет, по дебету которого записываются, остаток свободных  денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей  продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета  отражаются денежные средства в погашение  задолженности предприятия поставщикам  материальных ценностей (услуг), подрядчикам  за выполненные работы, бюджету, банку  за полученные ссуды, органам социального  страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию  наличными в кассу. Для отражения  оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер по счету 51, а так же анализ счета 51 и оборотно-сальдовая ведомость по счету 51. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах. Основанием для заполнения этих регистров являются проведенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств