Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организации и методик бухгалтерского учёта импорта товаров в организации, разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Целевая направленность курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
1. Определить сущность и задачи внешнеэкономической деятельности организации и рассмотреть основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
2. Рассмотреть цель, задачи и принципы бухгалтерского учета импорта товаров;
3. Дать краткую экономическую характеристику организации ЧТУП «БастинТорг»;
4. Рассмотреть порядок формирования цен на товары, ввозимые на территорию РБ;
Введение...............................................................................................................3
1. Сущность внешнеэкономической деятельности, организация ее контроля и учета……………………………………………………………………..........6
1.1 Сущность и задачи внешнеэкономической деятельности организации. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности организаций в Республике Беларусь и пути его совершенствования………....6
1.2 Цель, задачи, принципы учета импорта товаров……………….……….18
1.3Краткая экономическая характеристика ЧТУП «БастионТорг»……………………………………………………………………...……20
2. Бухгалтерский учет импорта товаров, пути его совершенствования…...33
2.1 Порядок формирования цен на товары, импортируемые в Республику Беларусь………………………………………………………………………..36
2.2 Документальное оформление и бухгалтерский учет импорта товаров……………………………………………………………………………...45
2.3 Пути совершенствования бухгалтерского импорта товаров
Заключение……………………………………………………………………48
Список использованных источников………………
Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения. В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования. В Законе Республики Беларусь "О таможенном тарифе" от 3 февраля 1993 г. № 2151-XІІ (в ред. от 13 ноября 2008 г. № 449-З), отдельно закреплено понятие таможенной пошлины. В соответствии с ним, таможенная пошлина — это обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [19]
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны [7, с.23]. В таблице 1.3 представлена классификация таможенных тарифов:
Таблица 1 - Классификация таможенных тарифов
Признак |
Виды пошлины |
По количеству ставок для одного товара |
|
По направлениям |
|
По характеру происхождения |
|
По методу исчисления |
|
По времени действия |
|
Источник: разработка на основе изучения экономической литературы [7].
Административные (нетарифные) методы государственного регулирования внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте используется более пятидесяти видов нетарифных ограничений [3, с. 355 – 359].
Количественные ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование. В Республике Беларусь меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера. Решения по применению количественных ограничений при внешней торговле товарами в настоящее время принимаются Советом Министров Республики Беларусь. Во исполнение данного Указа принято Постановление Совета Министров № 1267 от 27 сентября 2006 г. «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров» [34].
Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через систему лицензирования.
Лицензирование – регулирование внешнеторговой деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Порядок выдачи лицензий регулируется Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29 «Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров Республике Беларусь и Положения о порядке регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь» [34]. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.
В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
В основе следующей группы лежат так называемые технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных, национальных стандартов и технических норм. Устанавливаются либо в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.
На рисунке 1.1 представлены методы регулирования внешнеэкономической деятельности:
Источник: разработка на основе изучения экономической литературы [30].
По предварительным данным таможенной статистики в Республике Беларусь объем внешней торговли товарами (внешнеторговый оборот) в январе-декабре 2012 года составил 91,8 млрд. долл. США, что на 5,5% больше, чем в январе-декабре 2011 года. Товарооборот со странами СНГ составил 53,5 млрд. долл. США (58,2% общего товарооборота) и по сравнению с январем-декабрем 2011 года увеличился на 11,4%. Товарооборот со странами вне СНГ снизился на 1,7% и составил 38,3 млрд. долл. США.
В таблице 1.4 рассмотрим статистику внешней торговли Республики Беларусь в 2012 году по сравнению с 2011 г.
Таблица 1.4 - Статистика внешней торговли Республики Беларусь в 2012 году по сравнению с 2011 г.
Месяц |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо | ||
млн. долл. США |
в % к соответствующему периоду 2011 года |
млн. долл. |
в % к соответствующему периоду 2011 года |
млн долл. США | |
Январь |
3 488,5 |
194,2 |
3 239,9 |
129,1 |
248,6 |
Февраль |
3 929,4 |
143,7 |
3 708,3 |
97,5 |
221,1 |
Март |
4 529,6 |
131,5 |
4 197,0 |
93,3 |
332,6 |
Апрель |
4 427,6 |
119,8 |
4 081,9 |
95,5 |
345,7 |
Май |
4 493,8 |
123,7 |
4 270,6 |
114,1 |
223,2 |
Июнь |
4 133,7 |
119,2 |
3 816,1 |
96,7 |
317,6 |
Июль |
4 037,3 |
103,9 |
3 903,5 |
108,8 |
133,8 |
Август |
3 607,2 |
96,2 |
3 959,2 |
105,1 |
-352 |
Сентябрь |
3 183,5 |
87,7 |
3 550,2 |
97,6 |
-366,7 |
Октябрь |
3 170,8 |
91,1 |
3 690,4 |
96,8 |
-519,6 |
Ноябрь |
3 095,5 |
83,8 |
3 771,8 |
97,6 |
-676,3 |
Декабрь |
3 401,1 |
87,9 |
4 100,5 |
92,2 |
-699,4 |
Итого за январь-декабрь 2012 года |
45 498,2 |
110,8 |
46 289,4 |
100,9 |
-791,2 |
Источник: разработка на основании годовых данных Национального статистического комитета РБ[31].
Сальдо внешнеторгового оборота сложилось отрицательное в размере 791,2 млн. долл. Импорт Республики Беларусь в рассматриваемом периоде увеличился на 0,9% и составил 46,3 млрд. долл. США.
В таблице 1.5 приведены данные об общем товарообороте, экспорте и импорте Республики Беларусь с некоторыми странами.
Таблица 1.5 - товарооборот, экспорт и импорт Республики Беларусь с некоторыми странами
СТРАНА |
Доля в общем товарообороте Республики Беларусь |
Экспорт, млн. долл. США |
Январь-декабрь 2012 г. к январю-декабрю 2011 г. |
Импорт, млн. долл. США |
Январь-декабрь 2012 г. к январю-декабрю 2011 г. |
РОССИЯ |
47,4% |
16 079,6 |
112,7% |
27 399,6 |
109,5% |
УКРАИНА |
8,6% |
5 568,2 |
133,9% |
2 310,9 |
113,8% |
ГЕРМАНИЯ |
4,9% |
1 735,9 |
95,1% |
2 725,6 |
106,3% |
ЛАТВИЯ |
3,7% |
3 279,6 |
104,1% |
144,5 |
99,2% |
ПОЛЬША |
2,6% |
955,6 |
84,7% |
1 441,7 |
106,4% |
ЛИТВА |
1,8% |
1 185,9 |
132,9% |
508,2 |
127,5% |
КАЗАХСТАН |
1,0% |
793,9 |
124,7% |
119,7 |
86,8% |
Источник: разработка на основании годовых данных Национального статистического комитета РБ [31].
На рисунке 1.5 отражена доля годового товарооборота РБ с некоторыми странами.
Рисунок 1.2 - Доля годового товарооборота Республики Ьеларусь с некоторыми странами
Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ импорта товаров, пути их совершенствования