Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:47, дипломная работа
Целью является комплексное исследование организации бухгалтерского учета оптового товарооборота и его анализ на предприятиях торговли и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета и анализа оптового товарооборота; проанализировать практику организации бухгалтерского учета оптового товарооборота в ООО «Северянка»; провести анализ оптового товарооборота ООО «Северянка»; определить направления совершенствования бухгалтерского учета товарооборота на предприятии ООО «Северянка»; на основании анализа разработать предложения по увеличению оптового товарооборота.
Введение……………………………………………………………………….…….4
1. Теоретические основы организации учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли…………………………………………………7
1.1 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли.......................................................................................................................7
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в оптовой торговле…..................................................................................................................11
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров…...15
2. Практика учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли на примере ООО «Северянка»….………………………………….. 30
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………...30
2.2 Практика учета торговых операций на предприятии………………………36
2.3 Бухгалтерский учет издержек обращения…………………………………….40
2.4 Анализ издержек обращения…………………………………………………..47
3. Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и увеличение объема продаж товаров на предприятии ООО «Северянка»………………51
3.1 Рекомендации по улучшению бухгалтерского учета товарооборота…….…51
3.2 Предложения по увеличению оптового товарооборота……………………..55
Заключение………………………………………………………………….……..59
Список используемых источников …………………………………….………63
Сразу после совершения операции составляется первичный документ, содержащий наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, содержание операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, выполнивших операцию.[37,c. 59]
Во время инвентаризации через проверку наличия материальных ценностей, основных и денежных средств контролируется сохранность собственности предприятия, а кроме того проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета.
Оценка осуществляется в денежном выражении для получения обобщающих показателей. Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен.[19,c. 329]
Счета предназначены для группировки и текущего учета хозяйственных операций. Счета разделены на две части: дебет и кредит. На счетах хозяйственные операции отражаются двойной записью. Двойная запись помогает понять внутреннюю связь явлений, содержание каждой операции, экономический смысл. Взаимосвязь счетов называется корреспонденцией. Счета делят на активные и пассивные. На активных отражается движение средств предприятия, пассивных - их источников.
По степени детализации показателей используются два вида счетов: синтетические и аналитические. Синтетические предназначены для учета информации о составе и движении хозяйственных средств предприятия, их источниках и хозяйственных процессах в обобщенном виде. На аналитических отражаются те же операции, но по более детальным экономическим группировкам. Общие итоги по аналитическим счетам должны соответствовать сумме на синтетическом счете.[28,c. 2]
Каждое предприятие разрабатывает свою учетную политику на основе общих правил бухгалтерского учета, определяя методы отражения в учете закупок, транспортировки, хранения и реализации товаров.
На разных предприятиях используют разные бухгалтерские формы учета. Чаще всего применяют:
Первая форма применяется с 1952 года, вторая с 1928 года, третья форма наиболее современная, использует компьютерную технику, специальные программы. Эта форма наиболее часто встречается на предприятиях оптовой торговли. [44,c. 45]
1.2 Нормативное
регулирование бухгалтерского
Ведение бухгалтерского учета в оптовой организации должно быть строго регламентировано, то есть, подчинено определенным правилам. Существует свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. Отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности предприятия, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.п..[3]
Свод правил – это
система нормативных
1-й уровень:
2-й уровень (Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов и конкретизируют закон о бухгалтерском учете):
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н);
3-й уровень:
1. приказы (например, приказ Минфина России от 31 октября 2000г. №94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению;[10]
2. методические рекомендации и указания Минфина России конкретизируют статьи законов и отдельные ПБУ. К таким рекомендациям относят:
Инструкции; комментарии; письма.
4-й уровень (Методические
рекомендации других
Например, Комитетом по торговле утверждены:
5-й уровень:
Таким образом, ведение бухгалтерского учета на предприятии должно быть организовано в соответствии с законодательством РФ.
Поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3"Тара под товаром и порожняя". Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства", служащую для хозяйственных нужд - на счете 10 «Материалы».[30,c. 17]
Для учета товаров, принятых на хранение (если возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется за балансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров, ведется на счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;
Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.
Если в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. Стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 "Товары" с последующим списанием на счет продаж.[45,c. 11]
Если товар закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. При данных операциях предприятие оптовой торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет. Это делает такие операции невыгодными.
Поступление товаров и тары в бухгалтерском учете можно отражать через счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", отклонение учетной стоимости от фактической фиксируется по счету 16 "Отклонение в стоимости материалов".[29,c.51]
В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" относится покупная стоимость товаров, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков. Записи производятся в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.
В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 41 относится стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных товаров. Сумма разницы в стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16.
Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений).
Все транспортные расходы, которые производит предприятие в процессе приобретения товаров, в зависимости от принятой учетной политики или учитываются в составе покупных цен или могут быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил услуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:[40,c. 42]
Дт 44 "Издержки обращения" - непосредственно на стоимость доставки;
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС по транспортным услугам.
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности за услуги по доставке, включая НДС.
Аналитический учет поступления товаров в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.
В бухгалтерии по каждому документу составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые затем фиксируют в учетных регистрах по счету 41 «Товары».[38,c.40]
Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитическою учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.
При журнально-ордерной форме учета поступление товаров и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.[21,c.12]