Бухгалтерский учет и анализ продажи товаров в организациях оптовой торговли (на примере предприятия ООО «Северянка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Целью является комплексное исследование организации бухгалтерского учета оптового товарооборота и его анализ на предприятиях торговли и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета и анализа оптового товарооборота; проанализировать практику организации бухгалтерского учета оптового товарооборота в ООО «Северянка»; провести анализ оптового товарооборота ООО «Северянка»; определить направления совершенствования бухгалтерского учета товарооборота на предприятии ООО «Северянка»; на основании анализа разработать предложения по увеличению оптового товарооборота.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…….4
1. Теоретические основы организации учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли…………………………………………………7
1.1 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли.......................................................................................................................7
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в оптовой торговле…..................................................................................................................11
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров…...15
2. Практика учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли на примере ООО «Северянка»….………………………………….. 30
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………………………...30
2.2 Практика учета торговых операций на предприятии………………………36
2.3 Бухгалтерский учет издержек обращения…………………………………….40
2.4 Анализ издержек обращения…………………………………………………..47
3. Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и увеличение объема продаж товаров на предприятии ООО «Северянка»………………51
3.1 Рекомендации по улучшению бухгалтерского учета товарооборота…….…51
3.2 Предложения по увеличению оптового товарооборота……………………..55
Заключение………………………………………………………………….……..59
Список используемых источников …………………………………….………63

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

На ценности и тару, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в ней указываются наименования товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек.

 

2.3 Бухгалтерский  учет издержек обращения

В торговых организациях все расходы по содержанию предприятия рассматриваются как расходы на продажу.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают затраты  на продажу продукции, товаров, выполненных  и сданных работ, оказанных услуг  на активном балансовом счета 44 "Расходы  на продажу".

Суммы расходов, связанных  с реализацией продукции и  товаров, записываются в дебет счета 44 "Расходы на продажу"  в  корреспонденции со счетами, отражающими  источники этих расходов.

Например, счет 60 "Услуги сторонних организаций", счет 10 "Материалы" и пр.

Таблица 4. Дебет счета 44 «Расходы на продажу»

Показатель

Дт

Кт

Сумма

(руб.)

При формировании расходов на продажу (коммерческих расходов) в  учете делаются следующие записи:

1. Израсходованы материалы  на упаковку продукции на складе

44

10

1560

2. Списаны расходы  вспомогательных производств по  изготовлению тары, доставке товаров  на станцию (пристань) отправления

44

23

5980

3. В расходы на продажу  включены расходы на ремонт  и амортизацию оборудования, используемого  при погрузке продукции в транспортные средства ситами самого предприятия

44

02

10

70

69

-

4. Начислены коммерческие  сборы (отчисления)

44

76

7600

5. Начислены заработная  плата, страховые взносы и другие  отчисления на заработную плату  рабочим за упаковку, затаривание  готовой продукции на складе, погрузку ее на транспортные средства

44

70

69

-

6. Отнесены расходы  подотчетных лиц по транспортировке  готовой продукции, ее выгрузке, представительские расходы

44

71

2630

7. По экспортируемым  товарам суммы экспортных таможенных  пошлин и таможенных сборов включены в состав коммерческих расходов

44

76

-

8. Отчисления на страхование  готовой продукции, товаров и  др.

44

76

-


 

В составе расходов, связанных  с продажей, учитываются также  дополнительные расходы поставщика при возникновении ситуации, указанной в ст. 496 ГК РФ. Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрено условие, заключающееся в том. что покупатель принимает товар, который в определенный договором срок не может быть продан другому покупателю. Неявка покупателя, а также отказ от получения товара в определенный договором срок являются отказом покупателя от исполнения договора что влечет за собой расходы поставщика на обеспечение передачи товара другому покупателю. Эти расходы продавца являются для него расходами на продажу и включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором .

При установлении цены продажи  продукции на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика расходы по доставке до пункта назначения включаются в нее и учитываются поставщиком в составе расходов на продажу. Счет-фактуру и накладную на поставленную продукцию поставщик выставляет с учетом транспортных расходов в цене поставки.

Продажа товаров (продукции) по отпускной (договорной) цене, в которой предусмотрены расходы на доставку товаров (продукции) до пункта отправления, предполагает, что расходы по доставке товаров (продукции) от пункта отправления до пункта назначения оплачиваются покупателем. Соответственно расходы, компенсируемые покупателем, в продажные цены товаров и в выручку у поставщика не включаются. В накладных и счетах-фактурах, выставленных продавцом, сумма транспортных расходов указывается отдельно с выделением отдельной строкой налога на добавленную стоимость.

В этом случае в учете продавца делаются записи:

Д 76 - К 60 – 1360 руб. - отражена стоимость транспортных расходов, возмещаемых  покупателем;

Д 51 - К 76 – 4520 руб. - отражено получение от покупателя денежных средств  в возмещение транспортных расходов согласно условиям договора.

По правилам бухгалтерского учета расходы на продажу (коммерческие расходы) включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (пп. 5 и 7 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33-н; с изм. и доп.) Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33-н; с изм. и доп.. Накопленные на счете 44 суммы списываются на себестоимость продаж в дебет счета 90 «Продажи» полностью или частично в зависимости от варианта, предусмотренного учетной политикой организации.

Расходы на упаковку и  транспортировку, учитываемые в  расходах на продажу, включаются в себестоимость  отгруженных товаров (продукции) или  других показателей, предусмотренных учетной политикой организации. Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права собственности на отгруженную продукцию от предприятия к покупателю (например, по оплате продукции), то в этом случае в организации по отгруженной в отчетном месяце продукции не может быть признана в установленном порядке выручка от продажи и в учете делается запись: с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные". Учтенные за этот месяц расходы на упаковку и транспортировку распределяются между продукцией отгруженной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 45, и реализованной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 90.

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, списываются ежемесячно на себестоимость проданной продукции - в дебет счета 90, субсчет ''Себестоимость продаж".

Для целей обложения  налогом на прибыль все суммы  расходов на продажу, осуществленные предприятием в течение отчетного (налогового) периода (согласно ст. 318 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ), относятся к косвенным расходам и в полном объеме списываются на уменьшение доходов от реализации этого отчетного (налогового) периода.

В соответствии с главой 25 НК РФ расходы признаются в целях  налогообложения только в том случае, когда они экономически оправданы, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение экономически оправданных затрат дано в Методических рекомендациях по применению главы 25 'Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. приказом МНС России от 26.02.02 № 5Г-3-02/98. Это затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Наряду с рассмотренным  выше способом списания расходов на продажу  на себестоимость организациями  может применяться и другой способ. В соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

При переходе организаций  с начала отчетного года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания расходов на продажу (коммерческих и управленческих расходов) полностью в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году расходы на продажу подлежат включению в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг на начало отчетного года.

Организация имеет право  принять решение о равномерном  включении этих сумм в себестоимость  проданных продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (например, квартала, полугодия) (п. 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. приказом Минфина России от 28.06.00 № 60н).

Если в учетной политике в целях бухгалтерского учета  будет предусмотрено включение  расходов на продажу в себестоимость  проданной продукции полностью, то в этом случае данные бухгалтерского и налогового учета совпадут.

Эти расходы принято  обособленно показывать и в отчете о прибылях и убытках (п.23 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99) .

В соответствии с ПБУ 10/99 организации торговли имеют право  выбрать один из двух вариантов списания расходов по продажам:

  • полностью в текущем отчетном периоде;
  • пропорционально стоимости реализованных товаров.

В бухгалтерском учете  и в целях налогообложения  подлежат только транспортные расходы. Издержки обращения распределяются следующим образом:

При первом способе, после  перехода права собственности на отгруженные товары к покупателю в бухгалтерском учете отразиться записью: (Приложение 6,7,8)

Таблица 5. Учет перехода права собственности на отгруженные товары к покупателю

Показатель

Дт

Кт

Сумма

(руб.)

1) Отражена выручка  от продажи товаров

62

90/1

3840

2) Списана фактическая  себестоимость проданных товаров 

90/2

41

2100

3) Списаны расходы  на продажу 

90/2

44

1100

4) Начислен НДС с  выручки от продажи 

90/3

68

586


 

В конце месяца определяется финансовый результат от продажи (прибыль или убытки):

Прибыль от продажи товаров 

Дебет 90/9 кредит 99

Убыток от продажи  товаров 

Дебет 99 кредит 90/9

При втором способе расходы  на продажу со счета 44 "Расходы  на продажу" списываются на счет 90 "Продажа" пропорционально стоимости  товаров, проданных в отчетном периоде, таким способом могут списываться только расходы на транспортировку товара. Сумму транспортных, которую нужно списать, рассчитывают по формуле:

Тр 1 + Тр 2 - Тр 3 = Тр 4 , где (2)

Тр 1 - расходы на упаковку и транспортировку продукции составляющие сальдо по счету 44 на начало месяца;

Тр 2 - коммерческие расходы, произведенные за отчетный месяц;

Тр 3 - расходы на упаковку и транспортировку продукции  остающейся не реализованной на конец  отчетного месяца;

Тр 4 - расходы на продажу, подлежащие списанию в отчетном месяце на реализованные товары.

Сумма транспортных расходов относящихся к остатку товаров  на конец месяца, определяется:

Сн х ср% = Тр3 , где

 Сн - сальдо по счету  41 Товары на конец месяца;

 Ср % - средний процент  транспортных расходов;

 Тр3 - сумма транспортных  расходов относящихся к остатку  товаров на конец месяца.

Средний процент транспортных расходов по счету 44 , относящихся к  остатку товаров на конец месяца рассчитывается Козлов Е.П.. Бухгалтерский  учет Москва: Финансы и статистика. 2009. Стр., 48 :

Тр 3 + Тр 2

Х 100 % = Ср %

Об кт 41 + Сн 41 (3)

Тр 3 - сумма транспортных расходов относящихся к остатку  товаров на конец месяца;

Тр 2 - сумма транспортных расходов понесенных предприятием в  течение отчетного периода;

Сн 41 - сальдо по счету 41 "Товары" на конец месяца;

Об кт 41 - оборот по кредиту  счету по счету 41 Товары за отчетный период;

Ср % - средний процент  транспортных расходов.

Таким образом, у организаций  существует возможность выбора порядка  признания расходов на продажу в себестоимости реализованной продукции.

Учет у продавца:

При отгрузке покупателю товаров по договору с особым порядком перехода права собственности оформляют  запись

Дт 45 Кт 41 - отгружены товары по договору с особым порядком перехода права собственности.

После получения от покупателя средств в оплату товаров делают запись

Дт 62 Кт 90-1 - отражена выручка  от продажи товаров.

Списывается фактическая  себестоимость товаров

Дт 90-2 Кт 45 - списана себестоимость  проданных товаров 

Начисляется налог на добавленную стоимость (если товары этим налогом облагаются)

Дт 90-3 Кт 68

В конце месяца определяется финансовый результат от продажи, прибыль  или убыток

Дт 90-9 Кт 99 - отражена прибыль  от продажи

Дт 99 Кт 90-9 - отражен убыток от продажи

 

2.4 Анализ издержек обращения

Затраты — выраженные в денежной форме расходы, которые  предприятие несет в процессе осуществления своей хозяйственной  деятельности. По своему характеру  эти затраты подразделяются на два  основных вида — долговременные и  текущие.

Долговременные затраты связаны с решаемыми предприятием стратегическими задачами — строительством, реконструкцией или приобретением новых зданий и помещений; покупкой новых видов машин, механизмов и оборудования; приобретением различных нематериальных активов; формированием долгосрочного портфеля ценных бумаг и т.п.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ продажи товаров в организациях оптовой торговли (на примере предприятия ООО «Северянка»)