Бухгалтерский учет и сопровождение банковской гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:02, реферат

Описание работы

Рост международных финансовых рынков и увеличение разнообразия финансовых инструментов обеспечили банкам больший доступ к денежным средствам. В то же время продолжалось расширение рынков и возможностей для создания новых продуктов и услуг. Темпы этих изменений в разных странах были разными, однако повсюду банки, как правило, все более вовлекались в разработку новых инструментов, продуктов, услуг и технологий. Традиционная практика банковского дела, основанная на привлечении депозитов и предоставлении кредитов, сегодня является лишь частью деятельности типичного банка, и зачастую наименее прибыльной. Сегодня фундаментальная проблема состоит в том, что финансовые инновации в банковском деле, особенно в области внебалансовых инструментов, могут иметь последствия в виде концентрации риска и повышения неустойчивости банковской системы в целом. Корреляция между различными типами риска, как в рамках отдельного банка, так и в масштабах банковской системы увеличилась и стала более сложной1.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Банковская гарантия, как способ обеспечения исполнения обязательств 6
1.1. Понятие, виды и правовые основы банковской гарантии 6
1.2. Порядок выдачи банковских гарантий 18
Глава 2. Бухгалтерский учет и сопровождение банковской гарантии 23
2.1. Основания и проводки по операциям 23
2.2. Сопровождение договора банковской гарантии 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

Источники риска, связанного с кредитными гарантиями банков.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Представляет собой обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в установленном порядке и в установленные сроки, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней. Выдается в соответствии со ст.204 Налогового Кодекса РФ6.

12) Контргарантия

Выдается по поручению банка  принципала другим банком (банком-гарантом) в пользу бенефициара.

Представляет собой обязательство  банка принципала уплатить банку-гаранту  денежную сумму в соответствии с  условиями этого обязательства  в случае предъявления банком-гарантом письменного требования. Используются в случаях, когда бенефициару необходима гарантия не банка принципала, а другого конкретного банка.

Основные положения о банковской гарантии в соответствии с Гражданским кодексом РФ7:

1)назначение банковской гарантии – обеспечение надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром.

2) за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

3) банковская гарантия не зависит от того обязательства в обеспечение исполнения которого она выдана.

Банк – гарант не может отозвать выданную им банковскую гарантию, если только в условиях самой гарантии не предусмотрено иное.

Если гарантией не предусмотрено  иное, то бенефициар не вправе передавать прав требования к гаранту по банковской гарантии другому лицу.

Если иное не предусмотрено условиями банковской гарантии, то она вступает в силу со дня ее выдачи.

Требование бенефициара по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.

Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.

Обязательства банка-гаранта перед  бенефициаром прекращаются при:

1) уплате бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;

2) окончании определенного в гарантии срока, на который она выдана;

3) отказе бенефициара от своих прав по гарантии и возвращении ее гаранту;

4) отказе бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

Банк-гарант имеет право потребовать  от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по банковской гарантии. Условия такого возмещения определяются соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия.

При этом банк-гарант не вправе требовать  возмещения сумм, уплаченных не в соответствии с условиями гарантии или за нарушение обязательства гаранта перед бенефициаром, если соглашением гаранта с принципалом не предусмотрено иное.

Постановлением Высшего арбитражного суда от 23.03.2012 № 14 разъяснены некоторые вопросы, связанные с применением ГК РФ о банковской гарантии.

1) О независимости банковской гарантии от основного обязательства

Неуказание в банковской гарантии всех условий обязательства, обеспеченного гарантией, не является основанием для ее оспаривания.

Такой вывод следует из положений ст.370 ГК РФ.

Кроме того, условие об указании в  банковской гарантии обеспеченного  обязательства также следует  считать соблюденным, если гарантия содержит информацию: кто является должником по обеспеченному обязательству, указана сумма, подлежащая уплате гарантом при предъявлении бенефициаром соответствующего требования, и в гарантии содержится отсылка к договору, являющемуся основанием возникновения обязательств принципала перед бенефициаром, либо указан характер обеспеченного гарантией обязательства.

2) О сроке банковской гарантии

ГК РФ не устанавливает требований, чтобы срок, на который выдана гарантия, был равен или превышал срок исполнения обязательства, которое обеспечивается гарантией.

Банковская гарантия, выданная на срок, меньший, чем срок исполнения обеспеченного обязательства, не может быть признана недействительной по причине наличия или отсутствия у нее обеспечительной функции. В соответствии со статьями 1, 156, 421 ГК РФ гарант и бенефициар, выдавая и принимая гарантию, действуют своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих гражданских прав и обязанностей.

3) О письменной форме банковской гарантии

Исходя из положений статей 156, 160, 434 ГК РФ: требования статьи 368 ГК РФ о письменной форме банковской гарантии считаются соблюденными, когда гарантия выдана также посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной (в частности системы SWIFT (СВИФТ) или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от лица, совершившего сделку8.

Даже несоблюдение простой письменной формы банковской гарантии не влечет ее недействительности; заинтересованные лица вправе приводить письменные и другие доказательства, подтверждающие сделку и ее условия (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

4) О наличии на гарантии подписи главного бухгалтера

Отсутствие подписи главного бухгалтера юридического лица, выдавшего банковскую гарантию, не является основанием для признания гарантии недействительной.

Юридическое лицо приобретает гражданские права  и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст.53 ГК РФ). Главный бухгалтер юридического лица не является органом юридического лица, следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера на документах, составленных юридическим лицом, не свидетельствует об отсутствии воли юридического лица на совершение соответствующей сделки.

Минфином РФ выпущен Приказ от 10.10.2011 г. № 126н, устанавливающий максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одной кредитной организацией, одной страховой организацией для принятия таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Данные показатели устанавливаются для банков, которые соответствуют условиям, предусмотренным статьей 142 ФЗ «О таможенном регулировании», в зависимости от размера собственных средств и норматива достаточности собственных средств (Н1) на все отчетные даты в течение трех последних месяцев (табл. 1).

Таблица 1.

Максимальная сумма банковской гарантии

Для организации

Размер собственных средств

Норматив достаточности собственных средств (Н1)

Установленная максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий

Установленная максимальная сумма одной банковской гарантии

Банк

Свыше 50 млрд. руб.

Свыше 11 %

8 млрд. 500 млн. руб.

1 млрд. 700 млн. руб.

Банк

Свыше 20 млрд. руб.

Свыше 11%

3 млрд. 500 млн.

700 млн. руб.

Банк

Свыше 10 млрд. руб.

Свыше 11 %

1 млрд. 700 млн. руб.

345 млн. руб.

Банк

свыше 4 млрд. руб.

Свыше 11 %

700 млн. руб.

140 млн. руб.

Банк

До 4 млрд. руб.

До 11%

170 млн. руб.

35 млн. руб.

Иные кредитные организации (кроме банков), страховые организации  которые соответствуют условиям, предусмотренным ст. 142 ФЗ «О таможенном регулировании»

170 млн. руб.

35 млн. руб.


 

Срок действия предоставленной  банковской гарантии не может превышать 36 месяцев и должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом гаранту требования по банковской гарантии в случае неисполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией.

Таким образом, банковская гарантия – это дополнительный способ обеспечения исполнения обязательств клиента перед третьим лицом. Целью предоставления является обеспечение исполнения обязательств клиента перед третьим лицом (в том числе при участии в тендерах на поставку товаров, оказания услуг и в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в бюджет РФ).

Основными преимуществами банковской гарантии являются:

1) гарантия крупного и надежного универсального коммерческого банка;

2) различные виды предоставляемых банковских гарантий;

3) дополнительный инструмент финансирования и обеспечения исполнения обязательств клиента.

 

1.2. Порядок выдачи  банковских гарантий

 

Банковские гарантии банков-партнеров – это банковские гарантии без залога, однако размер комиссии за выдачу банковской гарантии не может быть менее 20000 руб.

Для предоставления банковской гарантии необходимо:

1) Подобрать банк и провести процедуру согласования тарифа;

2) Подготовить и согласовать проект документов;

3) Оплатить комиссии за выдачу банковской гарантии.

Для оформления банковской гарантии, в электронном виде необходимо представить следующие документы:

1) свидетельство ОГРН, ИНН;

2) Устав (в действующей редакции);

3) выписка из ЕГРЮЛ;

4) бухгалтерская отчетность: форма № 1 на последнюю отчетную дату; форма № 2 за последние три отчетные даты; декларация при УСН.

Образец текста банковской гарантии представлен в Приложении 1. Банковская гарантия выдается на основании заявления (Приложения 2) и Договора о предоставлении банковской гарантии (Приложение 3).

Банковская гарантия выдается клиентам Банка, с устойчивым платежным оборотом и удовлетворительным финансовым состоянием.

Переговоры с потенциальным  Принципалом проводятся сотрудником  Отдела ОФС, после предоставления Принципалом  Заявки на выдачу банковской гарантии.

Заявка на выдачу банковской гарантии должна содержать следующее:

1)в какой срок должна быть предоставлена банковская гарантия;

2) в обеспечение какого основного обязательства клиент просит выдать банковскую гарантию и наименование Бенефициара;

3) предполагаемый срок действия гарантии;

4) источники, из которых компания может удовлетворить требование Банка о возмещении в порядке регресса сумм, уплаченных Бенефициару по банковской гарантии.

В ходе переговоров сотрудником  Отдела ОФС Клиенту разъясняются основные требования и стандарты данной банковской услуги Банка, выясняются основные условия предоставления банковской гарантии, изучается контракт, по которому выдается гарантия, либо условия проведения конкурса, участия в тендере и т.д.

Для решения вопроса о целесообразности выдачи банковской гарантии сотрудник Отдела ОФС истребует от Клиента следующие документы:

1) заполненную и подписанную клиентом  Заявку;

2) надлежащим образом заверенную копию договора (проект договора), со всеми приложениями, подтверждающего возникновение обязательства, исполнение которого просит обеспечить Принципал путем выдачи банковской гарантии;

3) бухгалтерский Баланс (форма № I по ОКУД 0710001) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД 0710002) на последнюю отчетную дату с отметкой ИМНС о принятии;

4) справки о полученных кредитах и займах с приложением, при необходимости, копий кредитных договоров (договоров займа) по состоянию на дату запроса о выдаче гарантии (запрашиваются в случае, если клиент имеет непогашенные кредиты и займы);

5) справки о выданных поручительствах с приложением копий договоров поручительства по состоянию на дату запроса (запрашиваются в случае, если выданные поручительства имеются);

6) в случае если в учредительные документы были внесены изменения, либо в случае, если произошли изменения в руководящем составе предприятия, истребуются удостоверенные копии соответствующих документов;

7) справку главного бухгалтера о соотношении суммы гарантии в денежном выражении и в процентах относительно балансовой стоимости активов общества;

8) в случае если сумма гарантии в процентах относительно балансовой стоимости активов общества превышает 25%, то Принципал обязан представить протокол общего собрания участников об одобрении сделки по получению банковской гарантии;

Также, в случае необходимости, Банк оставляет за собой право запросить иные документы, касающиеся выдачи банковской гарантии.

Не позднее трех дней с момента поступления заявки и получения от Клиента необходимых документов сотрудник Отдела оценки финансового состояния заемщиков и контроля кредитных договоров (ОФС) регистрирует заявку в журнале учета заявок на предоставление кредитов, в разделе банковские гарантии. Если по итогам переговоров с Клиентом сотрудник Отдела ОФС решает продолжить работу с заявкой, он рассматривает документы, полученные от Принципала, имеющие отношение к выдаваемой гарантии, с извещением Отдела экономической безопасности УСП (Управление специальных программ) для дачи соответствующего заключения, и приступает к комплексному анализу заявки.

Информация о работе Бухгалтерский учет и сопровождение банковской гарантии