Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:02, курсовая работа
В условиях рыночной экономики происходит расширение внешнеэкономических связей. Белорусские предприятия устанавливают все новые связи с поставщиками и покупателями их продукции, находящимися за пределами национальных границ. Это приводит к повышению значимости расчетов в иностранной валюте, расширению сферы применения валютных расчетов в самых различных отраслях экономики.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 экономическая сущность операций в иностранной валюте 7
1.1 Нормативно-правовая база по учету валютных операций 7
1.2 Порядок открытия валютных счетов в банке 13
2 документальное оформление и учет валютных операций Зао «Август-бел» 21
2.1 Документальное оформление и учет валютных операций в кассе организации 21
2.2 Документальное оформление и учет валютных операций на счетах в банке 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Интерес также представляют следующие нормативные акты:
Большая часть расчетов между организациями в процессе их хозяйственной деятельности осуществляется безналичным путем, т.е. перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником в этих расчетах является банк [25, с. 515].
Для хранения средств в иностранной валюте и операций, связанных с расчетами организации в учреждениях банков, открывают валютный счет [25, с. 518].
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь (далее - БК) взаимоотношения банка и клиента определены в договоре банковского счета, который банк заключает с любым юридическим или физическим лицом при обращении в банк с таким предложением.
Принятым Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 N 416-З "О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь" (далее - Закон) внесен ряд изменений в нормы БК относительно порядка открытия счетов и проведения безналичных расчетов.
Следует отметить, что Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Декрет) дает возможность иметь неограниченное количество счетов в разных банках.
Процедура открытия счета регламентирована Постановлением N 40. В частности, чтобы открыть счет, требуется представить в банк:
Рисунок 1.2− Документы, предоставляемые в банк для открытия счета
Данный перечень также является закрытым. Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов не представляются. Однако, несмотря на закрытость этого перечня, в банке требуют дополнительно документы, подтверждающие статус руководителя, главного бухгалтера коммерческой организации (это могут быть решения (протоколы) о назначении на должность руководителя, приказы о вступлении в должность, о принятии на должность, трудовые контракты).
Так, в письме Национального банка Республики Беларусь от 24.03.2009 N 11-19/130 “О применении Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1″, основанном на разъяснениях Администрации Президента Республики Беларусь, указано, что во избежание возможных злоупотреблений при движении денежных средств по счетам при свидетельствовании уполномоченным сотрудником банка подлинности подписей, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати субъектов хозяйствования, в банк в соответствии с требованиями гражданского и трудового законодательства должны быть предъявлены для ознакомления соответствующие документы, подтверждающие полномочия и правоспособность этих лиц, чьи подписи включаются в карточку с образцами подписей и оттиска печати, что не будет считаться нарушением норм ч. 1 и 3 подп. 2.3 п. 2 Декрета N 1. Свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках с их образцами для открытия счетов в банках осуществляется непосредственно уполномоченными сотрудниками банков.
Следует отметить, что относительно порядка открытия, закрытия счетов в банке приняты и другие законодательные акты, согласно которым не требуется предоставление в банк дополнительных документов, в частности справок органов Белгосстраха и органов Фонда социальной защиты.
Необходимость представления вышеуказанных документов отменена с 3 августа 2012 г. в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 25.04.2012 N 204 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 и о признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений)" (далее - Указ N 204), поскольку Указом N 204 отменен п. 255 Положения N 530.
Одновременно принятым Указом N 204 отменен Указ Президента Республики Беларусь от 24.08.2006 N 515 "Об утверждении перечня счетов, открытие (закрытие) которых осуществляется без справок органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты", в соответствии с которым требовалось представление справки при закрытии текущего счета.
Таким образом, с учетом норм Указа N 204 открытие и закрытие всех счетов в банке производятся без представления справок страховых органов и органов Фонда социальной защиты.
Текущий (расчетный) банковский счет в белорусских рубля и иностранной валюте являются основными счетами, на которых отражаются движение денежных потоков юридического лица, но не единственными. В действующей редакции БК не упоминаются иные счета, кроме карт-счетов. Законом не забыты специальные счета и субсчета, поэтому БК дополнен ст. 207-1 относительно порядка открытия данных счетов.
Также определено, что к отношениям по договору специального счета, договору субсчета применяются правила о договоре текущего (расчетного) банковского счета, если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или актом законодательства Республики Беларусь, в соответствии с которым специальный счет, субсчет открываются.
Особенности открытия специальных счетов и субсчетов и режимы этих счетов определены отдельными нормативными актами, на что обращено внимание и в Постановлении N 40. Согласно Постановлению N 40 субсчет, специальный счет - счета, открываемые банками на тех же балансовых счетах, что и текущие (расчетные) счета в случаях, предусмотренных актами законодательства, режим функционирования которых определяется в договорах субсчета, специального счета с учетом требований актов законодательства.
Разновидностей специальных счетов, открываемых для юридических лиц, немного. Основные счета специального характера - это счета, связанные с обязательной продажей валюты и учетом купленной валюты.
Так, для учета средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в иностранной валюте при осуществлении ими операций, связанных с обязательной продажей, а также иных операций, предусмотренных законодательством, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 N 129 "О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке" в банке открываются следующие специальные счета:
Рисунок 1.3− Специальные валютные счета
Для хранения иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, открывается специальный счет в соответствии с Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 N 112. До настоящего времени существуют ограничения в открытии таких счетов в банках, а именно специальный счет для хранения купленной валюты можно иметь только в одном банке.
Данное решение было принято Национальным банком Республики Беларусь в период валютного кризиса и в условиях приостановления валютно-обменных операций с юридическими лицами на внебиржевом валютном рынке. В настоящее время операции на внебиржевом валютном рынке возможны только в пределах одного лота. Поэтому не исключено, что снятие ограничений в объеме сделок на внебиржевом рынке позволит снять ограничение и в количестве открываемых специальных счетов для хранения купленной валюты, поскольку при нормальном функционировании внутреннего валютного рынка количество специальных счетов потеряет свою актуальность, ввиду того что порядок совершения сделок на внебиржевом валютном рынке не требует обязательного зачисления купленной валюты на специальный счет.
Несмотря на то, что банки заинтересованы в максимальном привлечении клиентов на обслуживание, все же иногда отказывают клиенту в открытии счета.
Основанием отказа может являться предоставление недостоверных документов, необходимых для открытия счета, или документов, содержащих исправления, неточности, подчистки. Названное основание отказа в открытии счета содержится в Постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.04.2009 N 40 "Об открытии банковских счетов" (далее - Постановление N 40). Кроме того, банк может не открыть клиенту счет и в ряде других случаев.
Такими случаями являются наложение ареста на счет или приостановление операций по счету. В частности, согласно ст. 13.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за открытие банком счета при наличии у банка решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового, таможенного органов о приостановлении операций по счетам применяются штрафные санкции в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин. Также ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность работников банка за нарушение порядка расчетов при аресте счета в виде штрафных санкций, ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до двух лет.
В дополнение к уже имеющимся основаниям для отказа в заключении договора банковского счета Законом добавлено еще одно. Так, банк получил право отказать юридическому или физическому лицам в открытии текущего (расчетного) банковского счета в случае непредставления ими документов, необходимых для их идентификации в соответствии с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 N 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности"). Соответствующие изменения внесены в ст. 199 БК.
Законом пересмотрены нормы и относительно закрытия счетов в банке. До вступления в силу Закона (вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования) в соответствии со ст. 206 БК счета могут быть закрыты банком по инициативе владельца счета, по инициативе банка, если в течение трех месяцев отсутствует движение денег по счету, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Также определен срок для возврата остатка денежных средств на счете, а именно банк обязан перечислить деньги или выдать их наличными не позднее следующего дня после передачи документов в избранные им банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию.