Бухгалтерский учет материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение порядка учета материальных ценностей.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи: определяется понятие и классификация материальных ценностей; определяется документальное оформление операций по учету материальных ценностей; определяется порядок оценки и учета поступления материальных ценностей в организацию; порядок отражения операций по выбытию материальных ценностей; порядок организации складского учета и хранения материальных ценностей; определяется порядок проведения инвентаризации материальных ценностей; определяется порядок оценки материальных ценностей при подготовке бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и классификация материальных ценностей 5
2. Документальное оформление, оценка и учет поступления материальных ценностей 8
3. Документальное оформление, оценка и учет отпущенных материальных ценностей в производство и на другие цели, отражение учета движения материальных ценностей в регистрах бухгалтерского учета 19
4. Учет материальных ценностей на складе и его связь с учетом в бухгалтерии 25
5. Инвентаризация материальных ценностей 32
6. Оценка материальных ценностей при подготовке бухгалтерской отчетности 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Учет материальных ценностей.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании  или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются  к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

Материально-производственные запасы, на которые в течение отчетного  года рыночная цена снизилась или  они морально устарели либо полностью  или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском  балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов. Снижение стоимости материально-производственных запасов отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва.

Резерв под  снижение стоимости материальных ценностей  создается по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных материально-производственных запасов. Не допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам (видам) материально-производственных запасов, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т.п.

Расчет текущей  рыночной стоимости материально-производственных запасов производится организацией на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности. При расчете принимается во внимание:

- изменение  цены или фактической себестоимости,  непосредственно связанные с  событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие  на отчетную дату хозяйственные  условия, в которых организация  вела свою деятельность;

- назначение  материально-производственных запасов;

- текущая рыночная  стоимость готовой продукции,  при производстве которой используется  сырье, материалы и другие материально-производственные  запасы. Резерв под снижение стоимости  материальных ценностей не создается  по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции, работ, оказании услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции, работ, услуг соответствует или превышает ее фактическую себестоимость.

Организацией  должно быть обеспечено подтверждение  расчета текущей рыночной стоимости  материально-производственных запасов.

Если в период, следующий за отчетным, текущая рыночная стоимость материально-производственных запасов, под снижение стоимости которых в отчетном периоде был создан резерв, увеличивается, то соответствующая часть резерва относится в уменьшение стоимости материальных расходов, признанных в периоде, следующем за отчетным.

Начисление  резерва под снижение стоимости  запасов отражается в бухгалтерском учете по счету "Прочие доходы и расходы". Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов (счет "Прочие доходы и расходы") по мере отпуска относящихся к нему запасов.2

Поступающие в организацию  материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой  продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в  двух экземплярах: один непосредственно  покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют  соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и  др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном  или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные  требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения  и доставки материалов.

Экспедитор принимает  на станции прибывшие материалы  по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков  экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При  приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала  данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда  количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в  качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад  материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Подотчетные лица приобретают  материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

В соответствии с Планом счетов, учет поступления материалов и сумм транспортно-заготовительных расходов ведется одним из следующих способов, которые необходимо указать в Учетной политике предприятия:

  1. На счете 10 «Материалы» открываются два субсчета 10/учетные цены и 10/ТЗР для раздельного отражения стоимости материалов по учетным ценам и сумм ТЗР;
  2. С использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» для учета затрат по заготовлению и отклонению;
  3. Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость материалов (при небольшой номенклатуре материалов).

Фактическая себестоимость  всех поступивших материалов формируется  в конце месяца, поэтому текущий  учет отпуска материалов в производство и на другие цели разрешается вести по учетным ценам. В качестве таких цен выступают следующие:

  1. Договорные цены
  2. Фактическая себестоимость материалов
  3. Планово-расчетные цены
  4. Средняя цена группы.

В конце месяца рассчитываются отклонения в стоимости  материалов, отпущенных по учетным  ценам от их фактической себестоимости  по проценту отклонений.

% отклонений = *100%

 

Сумма ТЗР=

Рассчитанная  сумма ТЗР ежемесячно списывается  на те же счета, где был отражен расход материалов по учетным ценам.

На практике расчет ТЗР делают в специальном  регистре «Ведомость № 10».

 

 

 

Таблица 1

Расчет ТЗР

Показатели

Учетные цены

ТЗР

Фактическая себестоимость

Остаток на начало месяца

10000

800

10800

Материалы за месяц

100000

1500

101500

Итого поступило  с остатком

110000

2300

112300

% ТЗР

= 2300/110000=2,09%

Списано в отчетном периоде на разные нужды

11000

230

11230

Остаток на конец  месяца

99000

2070

101070


 

На счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается поступление материалов по договорным ценам, а также ТЗР.

В конце месяца на 15 счете определяются отклонения сопоставлением дебетового и кредитового  оборота. Положительные отклонения списываются с кредита 15 счета  в дебет 16 счета, отрицательные отклонения списываются наоборот либо делается сторнировочная запись.

В конце месяца отклонения в стоимости списываются  в дебет тех же счетов, куда в  течение месяца списаны материалы  в расход по учетным ценам. Распределения  производят по той же формуле % отклонений. Положительные отклонения списываются  с дебета 16 счета в кредит счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44, 29). Отрицательные отклонения отражаются той же записью, но сторно.

Рассмотрим  пример по приобретению материалов в  организацию за плату.

Пример 1

Организация ООО  «Боец» приобретает патроны 5 мм в количестве 35000 шт. по цене 1,77 рублей за штуку с НДС . Расходы на доставку 3540 рублей с НДС, консультационные расходы 1180 рублей с НДС. Отразим приобретение патронов двумя способами.

Журнал регистрации  хозяйственных операций

№ п/п

Содержание  операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

С использованием счетов 10/уч цены и 10/ТЗР и 15

1

Отражено приобретение патронов 5 мм

52500

10/уч цены (15)

60

2

Отражен НДС  по приобретенным патронам

9450

19

60

3

Отражены расходы  на доставку патронов

3000

10/ТЗР (15)

60

4

Отражен НДС с доставки патронов

540

19

60

5

Отражены консультационные расходы 

1000

10/ТЗР (15)

60

6

Отражен НДС  по консультационным расходам

180

19

60

7

Принят к  вычету перед бюджетом НДС

10170

68

19

8

Оплачен счет поставщика за патроны, доставку и консультацию

66670

60

51

Информация о работе Бухгалтерский учет материальных ценностей