Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:49, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение порядка учета материальных ценностей.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи: определяется понятие и классификация материальных ценностей; определяется документальное оформление операций по учету материальных ценностей; определяется порядок оценки и учета поступления материальных ценностей в организацию; порядок отражения операций по выбытию материальных ценностей; порядок организации складского учета и хранения материальных ценностей; определяется порядок проведения инвентаризации материальных ценностей; определяется порядок оценки материальных ценностей при подготовке бухгалтерской отчетности.
Введение 3
1. Понятие и классификация материальных ценностей 5
2. Документальное оформление, оценка и учет поступления материальных ценностей 8
3. Документальное оформление, оценка и учет отпущенных материальных ценностей в производство и на другие цели, отражение учета движения материальных ценностей в регистрах бухгалтерского учета 19
4. Учет материальных ценностей на складе и его связь с учетом в бухгалтерии 25
5. Инвентаризация материальных ценностей 32
6. Оценка материальных ценностей при подготовке бухгалтерской отчетности 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
Важным условием контроля за рациональным использованием материалов являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.
Все службы предприятия должны иметь
список должностных лиц, которым
предоставлено право
Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться квартальные лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.
Один экземпляр лимитно-
Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.
Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и Уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.
Применение лимитно-заборных карт
значительно сокращает
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.
Для учета движения материалов внутри
предприятия применяют
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.
При перевозке материалов автотранспортом
вместо накладной применяют товарно-
Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.
Вместо первичных документов
по расходу материала можно
На фактически израсходованные
материалы подразделение-
В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.
В соответствии с ПБУ 5/2001 материалы, отпускаемые в расход могут оцениваться одним из следующих способов, который указывается в учетной политики предприятия и применяется по группе или виду материалов:
Далее рассмотрим пример
расчета списания материалов по способам
средней себестоимости и
Пример 2
№ п/п |
Показатели |
Количество, кг. |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
1 |
Остаток на начало месяца |
1000 |
5 |
5000 |
2 |
Поступило в январе: 1 партия 2 партия 3 партия |
6000 4000 20000 |
10 12 20 |
60000 48000 400000 |
3 |
Итого поступило за месяц |
30000 |
508000 | |
4 |
Итого поступило с остатком |
31000 |
513000 | |
5 |
Отпущено в январе: 1. в основное производство 2. на продажу 3. на прочие нужды |
16000 1000 5000 |
||
6 |
Итого отпущено |
22000 |
||
7 |
Списание материалов по средней себестоимости Отпущено в январе: 1. в основное производство 2. на продажу 3. на прочие нужды |
16000
1000 5000 |
513000/31000=16,55
16,55 |
264800 16550 82750 |
8 |
Итого |
22000 |
16,55 |
364100 |
9 |
Остаток на 1 февраля |
9000 |
148950 | |
10 |
Списание материалов по способу ФИФО Отпущено в январе: 1. в основное производство 2. на продажу 3. на прочие нужды |
16000
1000 5000 |
15,14 |
242160
15140 75700 |
11 |
Итого в расход |
22000 |
333000 | |
12 |
Остаток на 1 февраля |
9000 |
180000 |
Далее рассмотрим пример по списанию материалов производственные нужды.
Пример 3
Рассмотри продолжение примера 1, спишем 22500 шт. патронов для нужд организации основного производства.
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отражено списание 22500 шт. патронов по учетным ценам |
33750 |
20 |
10/уч |
2 |
Отражено списание ТЗР по приобретенным патронам с учетом того, что материалы на начало=0, ТЗР на начало =0 |
2568 (33750*7,61%) |
20 |
10/ТЗР |
Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о движении и наличии материальных ценностей, которые передаются в бухгалтерию в определенные графиком сроки. Бухгалтерская служба обязана:
Поступление материалов в организацию и расчеты с поставщиками отражаются на основании первичных документов в регистре, позволяющем контролировать расчеты с поставщиками. При журнально-ордерной форме это Журнал-Ордер №6.
Для хранения материальных запасов в организациях создаются:
а) центральные
(базисные) склады, которые находятся
в ведении непосредственно
б) склады (кладовые) цехов, филиалов и других подразделений организации.
Для материалов открытого хранения оборудуются специально приспособленные площадки.
На складах (кладовых) материальные запасы размещаются по секциям, а внутри них - по группам, типо- и сорторазмерам на стеллажах, полках, ячейках, в ящиках, контейнерах, мешках и другой таре и в штабелях.
Размещение материальных запасов должно обеспечивать их надлежащее хранение, быстрое отыскание, отпуск и проверку наличия.
К месту хранения материальных запасов, как правило, прикрепляется ярлык, а на ячейках (ящиках) делаются надписи (например, на приклеенных листках бумаги или бирках) с указанием наименования материала, его отличительных признаков (марка, артикул, размер, сорт и т.п.), номенклатурного номера, единицы измерения и цены.
Прием, хранение,
отпуск и учет материальных запасов
по каждому складу возлагаются на
соответствующие должностные
Учет материальных запасов (т.е. материалов, тары, товаров, основных средств, готовой продукции и др.), находящихся на хранении в складах (кладовых) организации и подразделений, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей (сортовой учет). При автоматизации учетных работ указанная выше информация формируется на магнитных (электронных) носителях средств вычислительной техники.
На складах ведется количественный сортовой учет материальных запасов в установленных единицах измерения, с указанием цены и количества.
Карточки складского учета открываются на календарный год службой снабжения (снабженческо-сбытовой) организации. При этом заполняются реквизиты, предусмотренные в карточках: номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, артикул, марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и другие реквизиты.
На каждый номенклатурный номер материала открывается отдельная карточка.
Карточки складского
учета регистрируются бухгалтерской
службой организации в
Информация о работе Бухгалтерский учет материальных ценностей