Бухгалтерский учет операций по исчислению и учету налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по исчислению налогов и сборов, их законодательная основа. Исследование необходимости отражения в учетной политике положений о способах и методах учета налогов и сборов на примере конкретной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам
1.1. Нормативная база расчетов с бюджетом по налогам и сборам………...5
1.2. Виды расчетов с бюджетом по налогам и сборам…………………….…8
1.3. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом……………………………...11
2. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере ООО "А"
2.1. Краткая характеристика ООО «А»……………………………………...19
2.2. Учетная политика предприятия…………………………………………23
2.3. Организация учета расчетов по налогам и сборам…………………….26
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая бухучет.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

     Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Бухгалтерский  учет расчетов по налогам и  сборам 
1.1. Нормативная база расчетов с бюджетом по налогам и сборам………...5 
1.2. Виды расчетов с бюджетом по налогам и сборам…………………….…8 
1.3. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом……………………………...11 
2. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на примере ООО "А" 
2.1. Краткая характеристика ООО «А»……………………………………...19

2.2. Учетная политика  предприятия…………………………………………23 
2.3. Организация учета расчетов по налогам и сборам…………………….26 
Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоговые поступления в бюджет являются основным источником формирования доходной части бюджета. Поэтому данной категории уделяется самое большое внимание, как со стороны государства, в лице налоговых органов, так и со стороны собственников предприятий и их руководителей. С одной стороны предприятия заинтересованы в минимизации уплачиваемых налогов и сборов, в оптимизации налогообложения, с другой стороны контролирующие органы заинтересованы в полноценном пополнении бюджетных средств в виде налогов и сборов, а так же в контроле соблюдения норм законодательства, регулирующего порядок исчисления, учета и уплаты налогов.

       По характеру, содержанию и  разнообразию выполняемых функций,  по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налоги и сборы, а именно их учет и расчет, являются одним из важнейших участков бухгалтерского учета на каждом предприятии. Безусловно, для каждой категории предприятий (от микро до крупнейших) государство предусмотрело свой «набор» исчисляемых и уплачиваемых налогов и сборов, предусмотрело различные системы налогообложения, а так же существенно облегчило налоговую нагрузку для малого бизнеса, позволив использовать «льготные» системы налогообложения, такие как ЕСХН, ЕНВД и УСН. Но справедливости ради, необходимо отметить, что каждый бухгалтер, который занимается расчетом и учетом налогов, с особым вниманием подходит к процессу начисления и уплаты налоговых обязательств перед государством.

     Учитывая  постоянно меняющееся законодательство, как регламентирующее бухгалтерский учет (в виду поставленной задачи Министерством Финансов Российской Федерации по сближению отечественных стандартов учета с международными, добавления новых Положений по бухгалтерскому учету, а так же внесение изменений в действующие ПБУ), так и ежегодное обновление Налогового Кодекса Российской Федерации, а так же сложность и вариативность учета и исчисления налогов и сборов, можно с уверенностью сказать, что данная тема – бухгалтерский учет налогов и сборов - будет всегда актуальна.

       Работникам бухгалтерских служб  и специалистам, занятым в области бухгалтерского учета и налогообложения, приходится постоянно следить за изменением законодательства, чтобы правильно отражать на счетах учета все операции, связанные с исчислением налогов и сборов, а так же в интересах хозяйствующего субъекта искать способы оптимизации налоговой нагрузки.

     Предметом изучения в настоящей работе является рассмотрение вопросов, связанных с бухгалтерским учетом операций по исчислению и учету налогов и сборов.

     Объектом  рассмотрения поставленного вопроса  в данной работе будет деятельность ООО «А», занимающегося оптовой торговлей запасными частями для дорожно-строительной техники и зарегистрированное в Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Уфа.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

     - определить законодательную основу  учета и расчетов по налогам  и сборам;

     - изучить порядок отражения в  бухгалтерском учет операций  по исчислению налогов и сборов;

     - определить необходимость отражения  в учетной политике положений о способах и методах учета налогов и сборов;

     - рассмотреть на практическом  примере организацию учета налогов  и сборов. 
 

      
  1. Бухгалтерский учет расчетов по налогам  и сборам 
    1.1. Нормативная база расчетов с бюджетом по налогам и сборам
 

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, основанного на законодательстве о бухгалтерском учете. Это касается так же и ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

     Принципы  учета расчетов с бюджетом по налогам  и сборам базируются на законодательстве о бухгалтерском учете, которое  регламентирует весь процесс учета подобных расчетов. Гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе учета, такие как материальная ответственность, должностные обязанности лиц, ответственных за учет, форс-мажорные обстоятельства, возникающие различные внештатные ситуации в ходе хозяйственной жизни предприятия, определены в Трудовом Кодексе и Гражданском Кодексе Российской Федерации.

     К первому уровню законодательных  актов, на основании которых ведется  учет расчетов с бюджетом по налогам  и сборам, относятся:

     - Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.1996 г. №12-ФЗ;

     - Налоговый Кодекс Российской  Федерации;

     - Гражданский Кодекс Российской  Федерации;

     - Трудовой Кодекс Российской Федерации.

     Документы данного уровня устанавливают общие  принципы и нормы, которыми нужно руководствоваться при организации учета. Требования, изложенные в данных нормативных актах, являются обязательными для исполнения как руководителями, ответственными за организацию учета, так и рядовыми исполнителями, которые непосредственно и осуществляют учет расчетов по налогам и сборам.

     К нормативно-правовым актам второго уровня, определяющим и детализирующим непосредственно сам расчетов с бюджетом в организации, относятся следующие документы:

     - Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации»  «ПБУ 10/99», утвержденное приказом  Министерства Финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. №33н;

     - Положение по бухгалтерскому  учету «Учет расчетов по налогу  на прибыль организаций» «ПБУ 18/02», утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19.11.2002 г. №114н;

     -  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н.

     Данные  нормативно-правовые акты детализируют и конкретизируют порядок учета  и документирования операций по учету расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также определяют основные правила отражения результатов учета в бухгалтерской финансовой отчетности, порядок и сроки хранения документов. Данные документы также раскрывают и определяют понятия, задачи и методологию учета расчетов с бюджетом.

     К нормативно-правовым актам третьего уровня относятся следующие документы:

     - План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. №94н;

     - Методические указания по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. №49

     Данные  документы определяют и регламентируют порядок действий в различных ситуациях, которые могут возникнуть в богатой хозяйственной жизни предприятия; определяют, что и как нужно делать для правильного, точного, своевременного и законного отражения того или иного события, связанного с учетом расчетов с бюджетом.

     К четвертому уровню документов, определяющих порядок учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации, относятся внутренние, созданные самим предприятием документы, основанные на законодательных актах первых трех уровней. И, прежде всего, самым главным на данном уровне документом является учетная политика предприятия, утверждаемая руководителем предприятия ежегодно, и являющаяся обязательной для исполнения бухгалтерской службой предприятия. В данном документе находят свое отражение способы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, выбранные самим предприятием из предлагаемых вариантов учета законодательством. В частности, в зависимости от размера предприятия, а так же системы налогообложения, используемой предприятием, такой выбор может встать при определении порядка применения или не применения норм ПБУ 18/02, порядка учета сумм налога на добавленную стоимость, и многие другие вопросы.

     Так же к документам данного уровня можно  отнести должностные инструкции, положение о проведении инвентаризации, правила внутреннего документооборота организации и некоторые другие внутренние документы, в которых отражен порядок действий уполномоченных работников предприятия. 
 
 
 
 

     
    1. Виды  расчетов с бюджетом по налогам и сборам
 

     Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. В условиях рынка налоги должны способствовать поступлению денежных средств в бюджет, стимулированию научно-технического прогресса, ограничению роста цен и инфляции. С помощью налогов обеспечивается сбор денежных средств, как с предприятий, организаций, так и с населения. Происходит регулирование денежных доходов как физических, так и юридических лиц.

     В соответствии со ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в РФ включает федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

     Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

     Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

     Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     К федеральным налогам и сборам относятся:

     - налог на добавленную стоимость;

     - акцизы;

     - налог на доходы физических лиц;

     - налог на прибыль организаций;

     - государственная пошлина и др.

     К региональным налогам и сборам относятся:

     - налог на имущество организаций;

     - транспортный налог.

     К местным налогам и сборам относятся:

     - земельный налог;

     - налог на имущество физических лиц.

     Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

     - объект налогообложения;

Информация о работе Бухгалтерский учет операций по исчислению и учету налогов и сборов