Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения.
В случаях безвозмездного получения объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его оприходования.
Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев:
достройки;
дооборудования;
реконструкции;
частичной ликвидации.
Результат (увеличение +, уменьшение -) от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации.
Восстановительная
стоимость — стоимость
Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления которой определяет Правительство РФ.
Остаточная
стоимость рассматривается как
реальная стоимость (без учета современных
условий их воспроизводства) на определенную
дату. Она исчисляется путем
Ликвидационная стоимость — стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.
Различают также амортизируемую стоимость — стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.
1.2. Формы первичных документов по учету основных средств
Формы первичной документации для учета основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. (в редакции от 2 июля 1999 г.) № 71-а. В соответствии с данным постановлением организации обязаны применять следующие первичные учетные документы для оформления операций по движению основных средств:
акт (накладную) приемки — передачи основных средств по форме №ОС-1 — для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;
акт приемки — сдачи
акт на списание основных средств по форме № ОС-4 — для оформления операций по ликвидации основных средств (кроме автотранспорта);
акт на списание автотранспортных средств по форме № ОС-4а — для оформления операций по ликвидации автотранспорта;
инвентарную карточку учета основных средств по форме № ОС-6 — для оформления пообъектного учета основных средств;
акт о приемке оборудования по форме № ОС-14 — для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;
акт приемки — передачи оборудования в монтаж по форме № ОС-15 — для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям;
акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 — для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.
На каждый объект основных средств
должна вестись карточка учета с
подробной характеристикой. В организациях,
имеющих небольшое число
В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49) .
1.3. Основные нормативные
ФЗ РФ “О бухгалтерском учете” (подписан Президентом РФ 21.11.96 г. № 129 с учетом изменений и дополнений).
Об организации учета
Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97 г. № 65н и зарегистрировано в Минюсте РФ от 13.01.98 г. № 1451).
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.93 г. № 160.
Положение по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организации (приложение к письму Министерства финансов СССР от 07.05.96 г. № 30).
Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве (утверждены Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомстатом СССР, Госкомцен СССР, Госстроем СССР от 29.12.90 г. № ВГ-21-Д).
Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072).
Постановление Правительства РФ от 19.08.94 г. № 967 “Об использовании механизмов ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.97 г. № 1672).
“Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности”. Письмо Министерства финансов РФ от 24.01.94 г. № 7 (с изменениями от 28.12.94 г. № 173 и 27.08.95 г. № 81).
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. № 49).
О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.11.95 г. № 39.
О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций. Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. № 37.
“О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.96 г. № 752).
Временное положение о лизинге (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.97 г. № 633).
Указания “Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 17.02.97 г. № 15).
Глава II. Организация бухгалтерского учета основных средств
2.1. Учет наличия и поступления основных средств
Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов:
Приобретением за плату или в обмен на другое имущество.
Сооружением и изготовлением.
Внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал.
Безвозмездным получением.
В других случаях.
В случае приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС (согласно пункту 21 Методических указаний).
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций по приобретению основных средств на конкретной ситуации, имевшей место в ООО “Карьера”.
Приобретался объект, договорная стоимость которого без НДС — 450000 руб. плюс НДС — 90000 руб. Посреднической организации уплачено 12000 руб. (в том числе НДС — 2000 руб.). За консультации по приобретению уплачено 6000 руб. (в том числе НДС — 1000 руб.). Командировочные расходы, связанные с приобретением объекта, составили 1000 руб. (проезд, проживание, суточные и др.). За регистрацию сделки с недвижимостью взыскана плата в размере 4175 руб. При доводке доведении объекта до рабочего состояния произведены затраты самого предприятия на сумму 20000 руб., включая: 11000 руб. — стоимость материалов; 9000 руб. — заработная плата собственного строительного участка с отчислениями во внебюджетные социальные фонды. Оплачены услуги сторонней организации по монтажу объекта на сумму 15000 руб. (в том числе НДС — 2500 руб.). За доставку транспортной организации уплачено 4500 руб. вместе с НДС. Для приобретения основных средств был взят кредит в банке в размере 300000 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Д-т 51 К-т 90 300000 — получен кредит в банке;
Д-т 08 К-т 60 450000 — оприходован объект основных средств;
Д-т 19 К-т 60 90000 — выделен НДС по оприходованному объекту основных средств;
Д-т 60 К-т 51 540000 — оплачен счет поставщика основных средств.
В отличие от материалов, сырья, МБП, по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1.
При приобретении автомобиля должен быть уплачен в дорожные фонды налог на приобретение автотранспортного средства в размере 20 процентов от стоимости объекта без НДС. Сумма налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету счета 08 и кредиту счета 67, эта сумма увеличивает первоначальную стоимость основного средства.
При приобретении основных средств у физических лиц, в том числе у предпринимателей без образования юридического лица, НДС к зачету не принимается, а включается в первоначальную стоимость, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС.
При приобретении
объекта непроизводственного
Дальнейшая схема бухгалтерских проводок выглядит следующим образом:
Д-т 08 К-т 76 4175 — отнесена плата за регистрацию при приобретении основного средства на увеличение первоначальной стоимости;
Д-т 76 К-т 51 4175 — оплачен регистрационный сбор;
Д-т 08 К-т 60 15000 — отражена стоимость услуг подрядной организации по монтажу оборудования (в том числе НДС);
Д-т 60 К-т 51 15000 — оплачены услуги подрядной организации;
Д-т 08 К-т 60 4500 — отражена стоимость услуги подрядной транспортной организации по доставке объекта основных средств (в том числе НДС);
Д-т 60 К-т 51 4500 — оплачены услуги сторонней транспортной организации;
Д-т 08 К-т 60 6000 — получены консультационные услуги;
Д-т 60 К-т 51 6000 — оплачены консультационные услуги;
Д-т 08 К-т 76 12000 — отражены посреднические услуги сторонней организации;
Д-т 76 К-т 51 12000 — оплачены посреднические услуги.
Так же на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением, как то: регистрационные сборы, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплата услуг оценщиков. В Методических указаниях не содержится исчерпывающего перечня таких затрат. Главный критерий при определении затрат, относимых на первоначальную стоимость, — они должны быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Необходимо отметить, что на счет
08 относятся командировочные
Д-т 71 К-т 50 1000 — выданы под отчет денежные средства для командировки;
Д-т 08 К-т 71 1000 — списаны командировочные расходы на увеличение первоначальной стоимости;
Д-т 08 К-т 70 9000 — начислена заработная плата своим работникам за доведение объекта основных средств до рабочего состояния;
Д-т 08 К-т 10 11000 — списаны материалы, истраченные на доведение основных средств собственными силами;