Бухгалтерский учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.

Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет основных средств.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

Под капитальным ремонтом понимается:

 

 

для оборудования и транспортных средств  — полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей  и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов  на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание  агрегата;

 

для зданий и сооружений — смена  изношенных конструкций и деталей  или замена их на более прочные  и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мотов и пр.).

Основным первичным документом, согласно которому определяются объем  работ по капитальному ремонту, его  сметная стоимость и продолжительность, является дефектная ведомость. На ее основании служба главного механика выписывает наряд — заказ в трех экземплярах: один — цеху-исполнителю, второй остается в указанной службе и используется как основной источник информации для оперативного контроля за выполнением ремонта, а третий — бухгалтерии для осуществления организации его аналитического учета.

 

Первичными документами при  осуществлении работ на отдельные  виды ремонта являются: требования-накладные (ф. № М-11), выписываемые в двух экземплярах. Один остается на складе как основание для списания с подотчета работника склада запасных частей, других товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр используется в ремонтном цехе для их оприходования. В дальнейшем оба экземпляра требования-накладной, подписанные материально ответственными лицами склада и цеха потребителя, сдаются в бухгалтерию для текущего контроля за формированием издержек на отдельные виды ремонта основных средств; наряды на заработную плату ремонтным рабочим.

 

Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в карточке многографной формы, открываемой на отдельный заказ, которому присваивается свой шифр (код). Под этим шифром в постатейном разрезе формируются затраты в процессе осуществления данного ремонта: стоимость запасных частей, материалов, заработной платы — основной и дополнительной — ремонтных рабочих, начислений на их заработную плату, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

 

Синтетический учет затрат по текущему ремонту при незначительных объемах  работ может предусматривать прямое отнесение издержек на счета производства и обращения: Д-т 20, 44 и др. К-т 10, 12, 70 и др.

 

На рассматриваемом предприятии  как правило создается резерв для финансирования ремонта отдельных  видов основных средств исходя из своих возможностей (Применяем счет 89 “Резерв предстоящих расходов и платежей”, субсчет 1 “Резерв на проведение ремонтов основных средств”). При этом в учете делаются записи: Д-т 20 (25) К-т 89-1 400000.

 

Фактические расходы на ремонт, произведенный  организацией в течение года, списываются за счет этого резерва: Д-т 89-1 К-т 10, 12, 70, 69 338000.

 

В конце года была проведена инвентаризация по данному резерву. Излишне начисленный  резерв присоединяют к балансовой прибыли, так как остатка резерва на конец года не должно быть: Д-т 89-1 К-т 80 62000.

 

Если бы сумма начисленного резерва  оказалась ниже фактически произведенных  затрат в отчетном году (300000) , то сумму  разницы списали бы на счет 31 “Расходы будущих периодов”: Д-т 31 К-т 20 38000.

 

В следующем отчетном году эта сумма была бы списана по мере создания резерва на соответствующие цели: Д-т 89-1 К-т31 38000.

 

В последней ситуации возможен и  другой вариант по ремонту основных средств. Достаточно в конце года сделать дополнительную запись по доначислению резерва на сумму разницы между фактически произведенными расходами и созданным резервом на эти цели. В любом случае для подобной корректировки в приказе по учетной политике должен быть предусмотрен соответствующий выбор.

 

При значительных объемах, достаточной степени сложности, неравномерном выполнении ремонтных работ в течение года, организация в качестве учетной политики может формировать ремонтный фонд как источник их финансирования. (Применяя счет 89, субсчет 2 “Ремонтный фонд”).

 

Отчисления в ремонтный фонд производятся ежемесячно исходя из планируемой сметы затрат на все виды ремонта, с включением в себестоимость продукции (работ, услуг): Д-т 25,26 К-т 89-2. Фактические затраты на отдельные виды ремонта, проводимого собственными силами организации, учитывают по Д-ту активного счета 23 “Вспомогательные производства”. На основании первичных документов (нарядов по начислению заработной платы, требований на отпуск запасных частей и т. п.) в учете делается запись: Д-т 23 К-т 10-5,70. По окончании ремонтных работ составляется акт приемки — сдачи отремонтированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3). Учтенные затраты (за минусом стоимости материалов, полученных при ремонте от разборки) списываются за счет ремонтного фонда: Д-т 89-2 К-т 23.

 

Если ремонтный фонд не создается, то учтенные затраты списываются сразу на потребителей: Д-т 20, 25, 44 К-т 23.

 

При подрядном способе ведения  работ принятые счета к оплате: Д-т 20, 25, 44, 89-2 К-т 60,76.

 

Погашение указанных обязательств перед подрядными организациями: Д-т 60 К-т 51.

 

По окончании отчетного года также производится корректировка  учтенных сумм по счету 89-2 исходя из фактического объема выполненных работ и принятого  варианта учетной политики.

 

2.4. Учет выбытия основных средств 

 

Основные средства выбывают из организации в результате:

 

 

продажи;

 

списания или ликвидации;

 

передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

 

безвозмездной передачи;

 

по другим причинам.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выбытие основных средств отражается развернуто: по Д-ту счета 47 — первоначальная (восстановительная) стоимость и затраты, связанные с выбытием (снос, разборка, демонтаж, транспортировка и др.), а по К-ту счета 47 — сумма износа, выручка, стоимость оприходованных материальных ценностей. Всякое движение основных средств (прием, передача, внутреннее перемещение) оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

 

Чтобы проиллюстрировать этот раздел учета основных средств, рассмотрим несколько ситуаций из хозяйственной деятельности ООО “Карьера”.

 

В ноябре 1999 г. реализовался объект основных средств за 150000 руб. (включая НДС). Восстановительная стоимость объекта  — 200000 руб., износ — 60000 руб. Ранее при приобретении этого объекта НДС был возмещен из бюджета. Затрат по реализации не было.

 

В бухгалтерском учете были произведены  следующие записи:

 

 

Д-т 47 К-т 01 200000 — списана восстановительная  стоимость основного средства;

 

Д-т 02 К-т 47 60000 — списан начисленный за время эксплуатации износ;

 

Д-т 62 К-т 47 150000 — отражена задолженность  покупателям (с НДС). При реализации основных средств, при приобретении которых входной НДС был возмещен, налогооблагаемой базой является договорная стоимость. Если же реализуется объект основных средств, оприходованный в свое время с НДС, то НДС рассчитывается в соответствии с пунктом 50 Инструкции № 39.

 

Д-т 51 К-т 62 150000 — поступили денежные средства;

 

Д-т 47 К-т 68 25000 — начислен НДС (150000х 16,67 %);

 

Д-т 80 К-т 47 15000 — получен убыток от реализации основных средств.

Согласно пункту 2.4 Инструкции № 37, убыток от реализации основных средств  не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Поэтому, прибыль при расчете  налогооблагаемой базы следует скорректировать по строке 4.7 Справки.

 

В соответствии с пунктом 93 Методических указаний по учету основных средств  списание и ликвидация в случае морального и (или) физического износа являются одним из способов выбытия основных средств. Предприятие имеет право списать основные средства даже в том случае, если объект годен для использования и не изношен физически или морально.

 

Предприятие может самостоятельно списать только основные средства, принадлежащие ему на праве собственности. В противном случае необходимо разрешение собственника. Для определения целесообразности списания основных средств и оформления актом на списание основных средств по форме № ОС-4 (для транспорта — по форме № ОС-4а), который утверждается руководителем предприятия.

 

При списании объекта основных средств с баланса предприятия списываются первоначальная (восстановительная) стоимость и износ на счет 47 проводками: Д-т 47 К-т 01 — списывается первоначальная (восстановительная) стоимость; Д-т 02 К-т 47 — списывается сумма износа на момент списания.

 

В результате списания основных средств (как и во всех случаях выбытия  основных средств) счет 47 должен закрыться. В соответствии с пунктом 82 приказа  Минфина России об утверждении Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в РФ в случае реализации и прочего выбытия имущества организации убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты.

 

Необходимо заметить, что финансовый результат от списания выявляется по каждому объекту основных средств. Убыток от операции списания основных средств хотя и относится на финансовый результат (в Д-т счета 80), не уменьшает налогооблагаемую прибыль, которая корректируется на сумму убытка в сторону увеличения по строке 4.6 Справки.

 

В соответствии с пунктом 15 Положения о составе затрат убыток от списания основных средств (как и другого имущества) уменьшает налогооблагаемую прибыль как внереализационные расходы, когда основные средства ликвидируются как:

 

 

некомпенсируемые потери от стихийных  бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией стихийных бедствий;

 

некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

 

убытки от хищений, виновники которых  по решениям суда не установлены.

Согласно пункту 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и  отчетности в РФ, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему  использованию основных средств  и предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты.

 

При списании (ликвидации) не полностью  изношенных основных средств необходимо восстановить часть входного НДС, возмещенного при приобретении и приходящегося  на остаточную стоимость. Восстановление производится по кредиту счета 68 и дебету счета 88 (81). Это объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ “О НДС” суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам, включая основные средства, подлежат возмещению только при их использовании в производстве, а в остальных случаях, в том числе при списании (передаче в УК), НДС должен покрываться за счет собственных источников. Таким образом, при списании основных средств часть ранее возмещенного НДС должна быть восстановлена проводкой: Д-т 88 (81) К-т 68 — восстановлен НДС по списанному (ликвидированному), не полностью изношенному объекту основных средств.

 

Рассмотрим, как отражалось в бухгалтерском  учете списание основных средств  на анализируемом предприятии: II. Списывался объект первоначальной стоимостью 342000 руб. Износ составлял 176000 руб. При приобретении был уплачен и возмещен НДС в сумме 68400 руб. Объект не подвергался дооценке. При разборке объекта пригодными к дальнейшему использованию оказались запчасти на сумму 8700 руб. (по рыночной стоимости).

 

В бухгалтерском учете сделаны  проводки:

 

 

Д-т 47 К-т 01 342000 — списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

 

Д-т 02 К-т 47 176000 — списана сумма  износа;

 

Д-т 10 К-т 47 8700 — оприходованы запчасти;

 

Д-т 80 К-т 47 157300 — отражен убыток от списания основного средства;

 

Д-т 88 К-т 68 35200 — восстанавливается  часть входного НДС, приходящаяся на остаточную стоимость (68400 х 176000: 342000).

2.5. Инвентаризация и переоценка основных средств

 

Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов  в бухгалтерском учете регулируется “Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

 

Цель инвентаризации — подтвердить  наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения  по данным бухгалтерского учета.

 

Инвентаризация основных средств  является обязательной процедурой в  следующих случаях:

 

 

при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления  бухгалтерского баланса);

 

при смене материально ответственных  лиц (на день приемки-передачи дел);

 

после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);

 

перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);

 

при выявлении фактов хищения, а  также порчи такого имущества (сразу  после установления таких фактов);

 

в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация основных средств  может проводиться один раз в  три года, а книжного фонда библиотек  — один раз в пять лет.

 

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

 

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

 

Материально ответственные лица в  письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные  документы на основные средства сданы  в бухгалтерию. Принятые объекты  оприходованы, а выбывшие списаны  в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств