Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: ¬ изучение правовых, бухгалтерских и налоговых аспектов в учете расходов на маркетинговые исследования.
Для последующего разбора правовых, бухгалтерских и налоговых аспектов в учете расходов на маркетинговые исследования целесообразно классифицировать маркетинговые мероприятия по субъектному составу и по экономическому содержанию.
Ведение 3
Несколько слов о маркетинге 5
Положение о маркетинговой политике организации 6
Документальное оформление маркетинговых услуг, оказанных специализированной организацией 8
Бухгалтерский учет маркетинговых услуг 9
Учет текущих маркетинговых расходов 11
Маркетинговые исследования, связанные с будущей деятельностью 13
Маркетинговое исследование для приобретения имущества 15
Налоговый учет расходов на маркетинг 18
Порядок документального оформления расходов на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка 20
Заключение 23
Список литературы 24
Дебет 26, 44 Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — начислена зарплата сотрудникам, занимающимся маркетинговыми исследованиями;
дебет 26, 44 кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — начислен Единый Социальный Налог, взносы в Пенсионный Фонд и Фонд Социального Страхования на зарплату сотрудников, занимающихся маркетинговыми исследованиями.
В целом, в бухгалтерском учете маркетинговые исследования отражаются в зависимости от их содержания.
Расходы на маркетинг могут учитываться как:
– текущие затраты по реализации продукции (работ, услуг);
– затраты, направленные на будущую деятельность;
– затраты, связанные с приобретением имущества.
Текущие затраты по исследованию рынка следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 5 ПБУ «10/99» «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6.05 1999 г. № 33 н.
Как мы уже отмечали, маркетинговые исследования обычно осуществляют с целью увеличения сбыта продукции. Поэтому их следует отражать на счете 44 «Расходы на продажу».
Пример 1
ЗАО «Милена» занимается производством и реализацией лечебной косметики. Проанализировав годовую отчетность, руководство выявило снижение объема продаж. Поэтому «Милена» 12 мая 2004 года заключила договор на оказание маркетинговых услуг с ООО «Консультант». По условиям договора «Консультант» проводит исследование рынка лечебной косметики. Стоимость услуг составляет 59 тыс. руб. (в том числе НДС 9 тыс. руб.). Результаты исследования получены 28 мая 2004 года, в этот же день «Милена» перечислила за них деньги. Бухгалтер отразил эти операции следующими записями:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 50 тыс. руб. (59 тыс. руб. – 9 тыс. тыс. руб.) – отражены затраты на маркетинговые исследования;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 9 тыс. руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета»
– 59 тыс. руб. – перечислено «Консультанту» за проведение маркетинговых исследований;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
– 9 тыс. руб. – предъявлен к вычету НДС
Пример 2.
ООО "Альфа" заключило с ООО "Дельта" договор о текущем изучении конъюнктуры рынка транспортных услуг на сумму 118 тыс. руб., в том числе НДС 18% - 18 тыс. руб. Данный вид расходов предусмотрен маркетинговой политикой ООО "Альфа".
Рассмотрим отражение
Дебет 26 Кредит 60
– 100 тыс. руб. – отражены затраты на маркетинговые исследования;
Дебет 19 Кредит 60
– 18 тыс. руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 118 тыс. руб. – оплачены расходы ООО «Дельта»
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 тыс. руб. – предъявлен к вычету НДС
Многие организации не ограничиваются расширением рынка сбыта своих товаров. Они стремятся выйти на новые рынки, увеличить ассортимент своих товаров.
Если предприятие планирует деятельность в новых для нее секторах рынка, то расходы по их исследованию включаются в состав расходов будущих периодов. В соответствии с Планом счетов такие расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».
После начала продаж новой продукции
маркетинговые расходы
– сразу всю сумму расходов;
– равными долями
в течение определенного
Выбранный метод утверждается приказом руководителя предприятия. Им же устанавливается и промежуток времени, в течение которого такие расходы должны быть списаны.
Пример
ООО «Мастер» решило заняться новым видом деятельности – изготовлением офисной мебели. Чтобы узнать перспективы этого бизнеса, «Мастер» заказал маркетинговое исследование данного рынка. Стоимость услуг составляет 35,4 тыс. руб. (в том числе НДС 5,4 тыс. руб.), результаты исследований получены в июне 2004 года.
В учете бухгалтер «Мастера» сделал следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60
– 30 тыс. руб. (35,4 тыс. руб. – 5,4 тыс. руб.) – отражены затраты на маркетинговое исследование в составе расходов будущих периодов;
Дебет 19 Кредит 60
– 5,4 тыс. руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 35,4 тыс. руб. – оплачены маркетинговые услуги;
Дебет 68 Кредит 19
– 5,4 тыс. руб. – возмещен из бюджета НДС.
«Мастер» начал заниматься изготовлением офисной мебели с 1 июля 2004 года. Приказом руководителя расходы на маркетинг списываются ежемесячно равными долями в течение года. В конце каждого месяца бухгалтер «Мастера» будет делать запись:
Дебет 44 Кредит 97
– 2,5 тыс. руб. (30 тыс.руб. : 12 мес.) – списана на расходы часть затрат по маркетинговым услугам.
Если маркетинговые
Пример 2
Воспользуемся данными предыдущего примера. После получения результатов исследования ООО «Мастер» решило не заниматься изготовление офисной мебели. В соответствии с приказом руководителя расходы на маркетинг в таком случае списываются сразу.
В учете бухгалтер «Мастера» сделает такие проводки:
Дебет 97 Кредит 60
– 30 тыс. руб. (35,4 тыс. руб. – 5,4 тыс. руб.) – отражены затраты на маркетинговое исследование в составе расходов будущих периодов;
Дебет 19 Кредит 60
– 5,4 тыс. руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 35,4 тыс. руб. – оплачены маркетинговые услуги;
Дебет 68 Кредит 19
– 5,4 тыс. руб. – возмещен из бюджета НДС.
После получения результатов
Дебет 91.2 Кредит 97
– 30 тыс. руб. – затраты по маркетинговым услугам отнесены к прочим расходам.
(Маркетинговые расходы, связанные с приобретением внеоборотных активов)
Организация может провести маркетинговое исследование перед приобретением оборудования. При этом маркетинговые расходы включаются в их первоначальную стоимость. Такой вывод можно сделать из пункта 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.
При покупке сырья и материалов расходы на маркетинг также увеличивают их фактическую себестоимость. Это следует из пункта 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н.
До приобретения имущества затраты на маркетинг учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». В первоначальную стоимость имущества они включаются в момент покупки.
Пример 1
ЗАО «Передовик» решило приобрести станок для обработки металла. Для проведения обзора рынка предприятие привлекло своего сотрудника Петрова. За это ему была начислена зарплата в размере 8 тыс. руб. (с учетом ЕСН).
Станок был куплен за 118 тыс. руб. (в том числе НДС 18 тыс. руб.). В учете «Передовика» сделаны следующие записи:
Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
– 8 тыс. руб. – начислена зарплата Петрову за маркетинговое исследование (с учетом ЕСН);
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 100 тыс. руб. (118 тыс. руб. – 18 тыс. руб.) – отражены затраты по покупке станка;
Дебет 19 Кредит 60
– 18 тыс. руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 08 Кредит 97
– 8 тыс. руб. – зарплата сотрудника (с учетом ЕСН) включена в первоначальную стоимость станка;
Дебет 60 Кредит 51
– 118 тыс. руб. – оплачен станок;
Дебет 01 Кредит 08
– 108 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 8 тыс. руб.) – станок введен в эксплуатацию;
Дебет 68 Кредит 19
– 18 тыс. руб. – возмещен НДС из бюджета.
Пример 2.
ООО "Альфа" с целью приобретения полиграфического оборудования заключило с ООО "Дельта" договор о проведении маркетингового исследования рынка отечественного и зарубежного полиграфического оборудования на сумму 118 тыс. руб., в том числе НДС - 18 тыс. руб.
В результате ООО "Альфа" приобрело оборудование отечественного производства стоимостью - 1 180 тыс. руб., (в том числе НДС - 180 тыс. руб.). Расходы на доставку составили – 35,4 тыс. руб., (в том числе НДС – 5,4 тыс. руб.); расходы на монтаж оборудования – 70,8 тыс. руб., (в том числе НДС – 10,8 тыс. руб.).
Рассмотрим отражение
Дебет 60 Кредит 51
– 118 тыс. руб. – произвдена оплата ООО «Дельта» по договору о проведении маркетингового исследования
Дебет 08 Кредит 60
– 100 тыс. руб. – Отражены расходы маркетингового исследования на основании акта приемки-передачи и отчета о проделанной работе
Дебет 19 Кредит 60
– 18 тыс. руб. – Отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 1 180 тыс. руб. – Оплачено полиграфическое оборудование
Дебет 07 Кредит 60
– 1 000 тыс. руб. – Получено оборудование от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
– 180 тыс. руб. – Отражена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 35 тыс. руб. – Оплачено транспортной организации за доставку оборудования
Дебет 07 Кредит 60
– 30 тыс. руб. – Отражены расходы на транспортировку оборудования
Дебет 19 Кредит 60
– 5 тыс. руб. – Отражена сумма НДС;
Дебет 08 Кредит 07
– 1 030 тыс. руб. – Передано оборудование в монтаж;
Дебет 60 Кредит 51
– 70,8 тыс. руб. – Оплачено подрядной организации за монтаж оборудования ;
Дебет 08 Кредит 60
– 60 тыс. руб. – Отражены затраты на монтаж оборудования
Дебет 19 Кредит 60
– 10,8 тыс. руб. –учтен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
– 1 190 тыс. руб. – Передано в эксплуатацию полиграфическое оборудование;
Дебет 08 Кредит 19
– 214,2 тыс. руб. – Принят к вычету НДС по приобретенному и принятому на учет оборудованию.
В налоговом законодательстве, как и в бухгалтерском, отсутствует понятия «маркетинг» и «маркетинговые услуги».
Расходы на маркетинг и маркетинговые услуги, оказанные специальными сторонними учреждениями, учитываются в целях налогообложения дохода при соблюдении ряда условий.
Для начала, фирма должна выполнить некоторые основные требования, предъявляемые к расходам, которые установлены ст. 252 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с этой статьей, расходы на маркетинг должны быть обоснованы и должны иметь документальное подтверждение.
Под обоснованными расходами
Расходы, произведенные в ходе осуществления деятельности с целью получить доход, которые подтверждены соответствующими документами и оформлены в соответствии с законодательством РФ считаются документально подтвержденными.
Таким образом, операции по оказанию маркетинговых услуг сторонними специализированными организациями должны быть четко задокументированы.
В частности, обязательно должны быть составлены: договор в письменной форме; двусторонний акт сдачи-приемки оказанных услуг; счет-фактура; отчет об оказанных услугах. Для принятия к учету документы должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете.
Кроме того, учитывая требование экономической оправданности затрат, предприятие должно быть готово обосновать для налоговых органов оправданность размера расходов на маркетинг, а также оправданность (нужность) подобных расходов для предприятия. Именно в связи с этим, рекомендуется включать в договор на оказание маркетинговых услуг раздел «Цель договора», в котором необходимо обосновать необходимость маркетинговых услуг в конкретный момент деятельности предприятия и связь с производством, либо реализацией.
Если у предприятия есть собственная маркетинговая служба, а предприятие произвело оплату за маркетинговые услуги сторонней организации, во избежание риска претензий со стороны налоговых органов по поводу экономической оправданности затрат, предприятию следует либо поручать сторонним организациям выполнение функций, не предусмотренных должностными инструкциями и положением о маркетинговой службе, либо каким-либо иным документом обосновать необходимость выполнения определенных функций сторонней организацией.
Информация о работе Бухгалтерский учет расходов на маркетинговые исследования