Бухгалтерский учет расходов на реализацию товаров в торговле, пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
определить экономическую сущность и классификацию расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
сформулировать задачи и основные принципы организации учета и анализа расходов на реализацию товаров;
исследовать номенклатуру статей расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
дать краткую экономическую характеристику Буда-Кошелевскому райпо
изучение синтетического учета расходов на реализацию товаров и его влияния на достоверность учетной информации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров……………………………………………………………………..6
Экономическая сущность и классификация расходов на реализацию товаров……………………………………………………………………..6
Цель, задачи и принципы учета расходов на расходов на реализацию товаров. Номенклатура статей расходов на реализацию товаров……..13
Организация и методика бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров………………………………………………………………………18
Синтетический и аналитический учет расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности……………………………….18
Отчетность о расходах на реализацию товаров………………………….25
Пути совершенствования бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности……………………28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 71.90 Кб (Скачать файл)

В отечественной и зарубежной экономической литературе рассматривается  ряд классификаций затрат.

Так М.И. Баканов классифицирует расходы на реализацию товаров по следующим группировкам: по элементам, статьям; по группам расходов, разделяемым  по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировка в зависимости  от способа их отнесения на затраты  отдельных товарных групп и структурных  подразделений (центрами ответственности); группировки по периодам; по отношению  к остаткам товаров; разделение затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль; по степени  участия в обращении (оперативные, управленческие, прочие); по отношению  к качеству торгового обслуживания; по степени зависимости от работы предприятия [10, с.149].

П.Г. Пономаренко придерживается следующей классификации расходов, которая сводится к группировке  расходов на реализацию товаров по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под влиянием хозяйственной  деятельности, отношению к процессу создания добавленной стоимости, участию  в формировании себестоимости товаров, регламентации их размеров и др. [11, с.194].

По отраслевой принадлежности различают расходы на реализацию оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и  общественного питания. Группировка  затрат по отраслевому принципу в  бухгалтерском учете достигается  за счет закрепления за каждым видом  деятельности соответствующего субсчета к счету 44 «Расходы на реализацию товаров».

По составу затраты  объединяют в однородные статьи и  группируют по элементам затрат. Номенклатуру статей расходов на реализацию товаров  и их состав устанавливают отраслевые министерства и ведомства.

По экономическому содержанию учитываемых объектов затраты подразделяют на затраты по приобретению товаров, затраты по хранению товаров, затраты  по реализации товаров и административные расходы.

По порядку признания  и отражения в бухгалтерском  учете затраты по приобретению товаров  считаются затратами на продукт (на товар), а затраты на хранение, продажу товаров и расходы  на управление – затратами на период (расходами периода). Расходы на реализацию товаров, связанные с приобретением  товаров, распределяют на остаток товаров  и реализованные товары. Себестоимость  остатка товаров на конец месяца устанавливают присоединением к  их стоимости по отпускным ценам  расходов по приобретению, приходящихся на остаток товаров. Расходы по приобретению товаров, приходящиеся на реализованные  товары и операционные издержки обращения  являются затратами отчетного периода, участвующими в формировании финансового  результата от организационной деятельности организации.

По назначению расходы  на реализацию товаров торговых организаций  подразделяют на дополнительные (производительные) затраты в сфере товарного  обращения и чистые (торговые) расходы. К дополнительным затратам относятся  расходы на продолжение (завершение) производственных функций в сфере  товарного обращения – транспортировка, фасовка и упаковка товаров в  тару производителя, осуществляемая торговой организацией. Данные расходы включаются в покупную цену товаров. Чистыми (торговыми) расходами являются расходы на реализацию товаров и управленческие расходы.

По изменению абсолютной величины затрат при увеличении (уменьшении) объема продаж товаров расходы на реализацию подразделяют на условно-постоянные и переменные.

По отношению к отчетному  периоду затраты организаций  торговли, общественного питания  и заготовок включаются в расходы  на реализацию товаров и в расходы  будущих периодов. Расходы на реализацию считаются текущими затратами отчетного  периода. Расходами будущих периодов являются затраты, авансированные в  отчетном периоде и относящиеся  к доходам последующих периодов. К расходам будущих периодов относятся  расходы на подписку, оплаченные авансам  расходы по страхованию имущества, начисленные суммы оплаты за дни  отпуска, приходящиеся на следующий  месяц и другие суммы.

По порядку включения  в расходы на реализацию затраты  бывают нормируемые и ненормируемые. По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы (нормативы) их включения в расходы на реализацию. К нормируемым расходам относят  расходы на рекламу, отчисления на подготовку кадров, представительские расходы, расходы на списание естественной убыли  товаров, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, другие расходы.

Группировка затрат по классификационным  признакам необходима для целей  составления финансовой отчетности, управления, налогообложения и проведения анализа.

На наш взгляд, наиболее полно и точно дает классификацию  расходов на реализацию товаров П.Г. Пономаренко, который группирует затраты  по следующим признакам: отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру  изменения (поведения) под влиянием хозяйственной деятельности, отношению  к процессу создания добавленной  стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации  их размеров и др.

Подведя итог, можно сделать  выводы, что главное отличие издержек обращения от себестоимости продукции  заключается в том, что в затратах торговли отсутствует стоимость  закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму «деньги–товар–деньги». В ней происходит закупка уже произведенных товаров и осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Кроме того, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и реализации, а также административные расходы.

Что касается классификации  расходов на реализацию товаров, то вышеизложенные принципы классификации расходов торговых организаций ориентированы в  основном на задачу их учета, планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию с точки зрения управления ими требует расширение классификационных  группировок с целью максимального  использования тех или иных характеристик  затрат для реализации функциональных задач торговли.

 

 

1.2 Цель, задачи и принципы учета расходов  на реализацию товаров. Номенклатура статей расходов на реализацию товаров.

 

Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций  управления.  В странах  с  развитой  рыночной  экономикой  его  считают   языком   бизнеса, предпринимательства.

Основной целью бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров  является объективное отражение  расходов, правильное их распределение  по периодам и статьям, своевременное  предоставление информации, необходимой  для контроля за расходами и принятие управленческих решений, обеспечение  экономии и эффективности производства, выработки учетной информации для  анализа, обеспечение полноты, своевременности  и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов [19, с. 144].

Для достижения поставленной цели перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:

1. Проверка законности  и целесообразности осуществляемых  в организации расходов, правильности  их документального оформления;

2. Объективное распределение  расходов на реализацию товаров  по отчетным периодам;

3. Правильное разграничение  затрат по местам их возникновения  и статьям установленной номенклатуры;

4. Своевременное представление  информации, необходимой для оценки  эффективности расходов и принятия  управленческих решений;

5. Контроль и анализ  утвержденных смет расходов и  затрат.

Текущий контроль за расходами на реализацию товаров осуществляют руководители, главные бухгалтеры, их заменители, экономисты и работники контрольно-ревизионных служб. Последующий контроль законности отнесения затрат на расходы на реализацию и достоверности финансовой отчетности организации осуществляют органы государственного контроля, аудиторы и вышестоящие организации при проведении проверок и документальных ревизий [16, с. 191].

Возможность контролировать размер затрат торговых организаций, предупреждать  случаи возникновения расходов и  потерь, вызванных упущениями и недостатками в работе, выявлять дополнительные резервы экономии ресурсов становится реальной при соблюдении в ходе документального  оформления и отображения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций основных принципов организации  учета расходов на реализацию, к  числу которых относятся следующие:

1. Начисление (соответствие) расходов и доходов. Этот принцип  предусматривает отношение затрат  на расходы на реализацию того  отчетного периода, когда они  фактически имели место и документально  были подтверждены независимо  от времени их оплаты или  соответствовали доходам, для  извлечения которых они были  произведены. Расходы по арендной  плате, начисляемые в установленном  порядке, резервы предстоящих  расходов, стоимость коммунальных, транспортных и других услуг  производственного назначения включают  в расходы на реализацию того  периода, к доходам которого  они относятся.

Расходы, начисленные и  оплаченные другим организациям в счет предстоящих поступлений доходов  в последующих периодах, в расходы  на реализацию отчетного периода  не включаются. Они учитываются обособленно, как расходы будущих периодов или как дебиторская задолженность.

2. Адекватность расходов  и доходов отчетному периоду.  Этот принцип также обеспечивается  с помощью бухгалтерского приема  распределения расходов на реализацию  между реализованными товарами  и их остатком на конец месяца. В торговле распределению подлежат  затраты по приобретению товаров.  Затраты по реализации товаров  и административные расходы торговых  организаций не распределяются, так как являются расходами  отчетного периода по своей  сути. Их принято считать затратами  на реализацию товаров. В формировании финансового результата отчетного периода принимают участие расходы на реализацию товаров, приходящиеся на реализованные товары.

  • 3. Единство учетной и отчетной номенклатуры расходов на реализацию. Состав расходов, относимых на расходы на реализацию, определяет Министерство финансов Республики Беларусь. В бухгалтерском учете и отчетности Буда-Кошелевскому  райпо

применяется единая номенклатура расходов на реализацию.

Номенклатура статей расходов на реализацию товаров

№ п/п

Наименование статей

 

1

Транспортные расходы  связанные с доставкой товаров  в организации торговли общественного  питания

 

2

Транспортные расходы  по доставке товаров покупателям

 

3

Расходы на оплату труда  персонала

 

4

Расходы по аренде (лизингу) ОС и нематериальных активов

 

5

Расходы на содержание сооружений,помещений  и инвентаря

 

6

Амортизация ОС и неатериальных  активов

 

7

Затраты и отчисления на ремонт ОС

 

8

Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

 

9

Расходы на топливо,газ и  электроэнергию для производственных нужд в организациях общественного  питания

 

10

Расходы на хранение,подработку,подсортировку  и упаковку товаров

 

11

Расходы на торговую рекламу

 

12

Проценты за пользования  кредитами и займами

 

13

Потери товаров при  транспортировке,хранении 
и реализации в пределах норм,технологические отходы

 

14

Расходы на тару

 

15

Налоги,отчисления и сборы,включаемые в издержки обращения (производства)

 

16

Прочие нормируемые затраты,включаемые в издержки обращения (производства)

 

17

Расходы по обеспечению условий  труда персонала

 

18

Расходы по управлению и  функционированию торговой организации

 

19

Прочие расходы

 

 

4. Оценка и признание  затрат. Законом Республики Беларусь  «О бухгалтерском учете и отчетности»  предусмотрено, что товарно-материальные  ценности в бухгалтерском балансе  отражаются по фактической стоимости.  В фактическую стоимость остатка  товаров в торговле включают  их в стоимость по покупным  ценам и расходы по приобретению. В фактическую стоимость реализованных  товаров включается их стоимость  по покупным ценам, а также  расходы по их приобретению  и реализации, относящиеся к проданным  товарам.

Затраты, относимые на расходы  на реализацию торговой организации, в  бухгалтерском учете признаются и оцениваются суммой, уплаченной по договору или подлежащей оплате (начисленной). Израсходованные материальные ценности, включаемые в состав расходов на реализацию, оцениваются по фактической  себестоимости или в размере  суммы начисленной амортизации  с учетом принятых в организации  норм и методик начисления.

Цель, задачи и принципы учета  расходов на реализацию в торговых организациях реализуются через  учетную политику. В приказе об учетной политике организации предусматривают  порядок создания резервов предстоящих расходов, распределения расходов по отчетным периодам, между реализованными товарами и их остатком, а также другие особенности учета расходов на реализацию.

 

2.Организация  и методика бухгалтерского учета  расходов на реализацию товаров.

2.1 Синтетический и аналитический  учет расходов на реализацию.

 

  • В зависимости от организационной структуры хозяйствующего субъекта, специфики его коммерческой деятельности Буда-Кошелевского  райпо к счету 44 «Издержки обращения» могут быть открыты субсчета:

1. Издержки, связанные с  торговой деятельностью.

2. Распределяемые (косвенные)  расходы.

На субсчете 44/1 учитываются  все расходы торговой организации, относимые на издержки обращения.

Субсчет 44/2 используется в  случае, если торговая организация  имеет подразделения, по которым  выводится финансовый результат  их деятельности; по окончании месяца сумма, учтенная на этом субсчете, распределяется пропорционально экономически обоснованной базе между подразделениями и  переносится на дебет соответствующих  аналитических счетов субсчета 44/1.

Корреспонденция счета 44 «Издержки  обращения» обширна, но в ней можно  выделить следующие особенности (моменты).

Информация о работе Бухгалтерский учет расходов на реализацию товаров в торговле, пути его совершенствования