Бухгалтерский учет расходов на реализацию товаров в торговле, пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
определить экономическую сущность и классификацию расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
сформулировать задачи и основные принципы организации учета и анализа расходов на реализацию товаров;
исследовать номенклатуру статей расходов на реализацию товаров в розничной торговле;
дать краткую экономическую характеристику Буда-Кошелевскому райпо
изучение синтетического учета расходов на реализацию товаров и его влияния на достоверность учетной информации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров……………………………………………………………………..6
Экономическая сущность и классификация расходов на реализацию товаров……………………………………………………………………..6
Цель, задачи и принципы учета расходов на расходов на реализацию товаров. Номенклатура статей расходов на реализацию товаров……..13
Организация и методика бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров………………………………………………………………………18
Синтетический и аналитический учет расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности……………………………….18
Отчетность о расходах на реализацию товаров………………………….25
Пути совершенствования бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров и их отражения в бухгалтерской отчетности……………………28
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 71.90 Кб (Скачать файл)

1. Абсолютное большинство  расходов торговых организаций  относится на дебет счета 44 «Издержки обращения» в момент  их начисления с кредитованием  соответствующих регулирующих счетов  и счетов по учету расчетов.

2. Стоимость материалов, малоценных и быстроизнашивающихся  предметов стоимостью до 1 базовой  величины за единицу относится  на дебет счета 44 «Издержки  обращения» непосредственно при  передаче их на хозяйственные  нужды (в эксплуатацию) с кредитованием  соответствующих счетов материальных  ценностей.

3. Некоторые виды расходов, как, например, естественная убыль  продуктов при хранении, выявляются  или возникают в течение года  неравномерно. Для более точного определения фактических затрат отчетного периода эти расходы включают в издержки каждого месяца в плановом размере; на суммы, предусмотренные сметой, ежемесячно начисляется резерв.

Суммы фактических затрат, по мере их возникновения или выявления, относят затем на дебет счета  96 «Резервы предстоящих расходов и платежей»; излишне начисленная сумма резерва сторнируется.

Торговая организация  имеет право создавать за счет издержек обращения следующие резервы  предстоящих расходов и платежей:

    • резерв на списание потерь товаров в пределах Норм естественной убыли (Норм потерь от боя, лома, порчи товаров);
    • резерв на списание процентов, взимаемых банком за пользование предоставленным торговой организации кредитом;
    • резерв на списание затрат по капитальному ремонту собственных основных средств, проводимому в конце отчетного периода (года);
    • резерв на списание затрат по ремонту арендованных основных средств, если по условиям договора аренды эти затраты несет торговая организация.

4. Некоторые расходы, начисленные  или оплаченные в отчетном  периоде, но произведенные в  целях обеспечения устойчивой  работы организации в будущем,  предварительно учитываются на  дебете счета 97 «Расходы будущих периодов». С наступлением периода, к которому относятся эти расходы, суммы с этого счета (ежемесячно, равными частями, исходя из сроков погашения) переносят на дебет счета 44 «Издержки обращения».

К таким расходам относят:

    • стоимость годовой или квартальной подписки на газеты, журналы, справочные, информационные издания;
    • расходы на рекламу, подготовку кадров;
    • арендную плату, плату за коммунальные услуги, платежи по страхованию, оплачиваемые согласно договору вперед за квартал или более длительный срок;
    • затраты по ремонту основных средств в случае, если они составляют значительную сумму, а согласно учетной политике в организации не создан резерв на эти цели (или не начисляется ремонтный фонд);
    • расходы по приобретению бланков строгой отчетности и т.п.

 

Таблица 1

 

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТА 44 «ИЗДЕРЖКИ  ОБРАЩЕНИЯ»

№ п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

2

3

4

1

Начисление амортизации (износа):

   

основных средств

44

02/1, 02/2

нематериальных активов

44

05

2

Списание стоимости топлива, запасных частей, материалов, израсходованных  на хозяйственные нужды; на ремонт основных средств и МБП; на проведение мероприятий  по дезинсекции, дератизации и дезинфекции  помещений, уборке их и прилегающих  территорий; списание электроламп, кассовых лент, мыла, соды; материалов, израсходованных  при оформлении витрин, выставок; материалов, использованных при подработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров (кроме  оплачиваемых покупателями) и др.

44

10 (соответст- вующие субсчета)

3

- поставщикам за транспортные, экспедиционные и другие услуги  в случае, если по условиям  договора поставки товаров эти  расходы несет торговая организация

- прочим  субъектам хозяйствования  за выполненные работы и оказанные  услуги (отопление, освещение, канализация,  вневедомственная охрана, реклама  и т.п.) 

44

60/1

- подрядчикам за выполненные  работы по текущему и капитальному  ремонту основных средств

44

60/2

- органам страхования  по обязательному страхованию  имущества, грузов, отдельных категорий  работников

44

69

- по налогам, отчислениям  и сборам, включаемым в издержки обращения

44

68

- по отчислениям в фонд  социальной защиты

44

69

- персоналу по оплате  труда и работникам, не состоящим в штате организации (в сумме, относимой на издержки обращения)

44

70

- обособленным подразделениям  организации, выделенным на отдельные  балансы, за выполненные ими  работы и услуги

44

79/2

Списание стоимости недостающих  товаров в сумме, не превышающей нормы естественной убыли при транспортировке (по покупным ценам, без НДС; по фиксированным, розничным ценам за минусом торговой скидки)

44

94

6

Начисление резерва предстоящих  расходов и платежей

44

96

8

Списание излишне начисленного резерва - сторнировочная запись

44

96

9

Списание расходов будущих  периодов

- на сумму затрат в  пределах норм (например, по маркетинговым, консультационным, информационным услугам, услугам по подготовке кадров в высших и средних учебных заведениях)

44

97

- на стоимость товаров  (продукции собственного производства) - по покупным ценам

44

41, 20


 

Отдельный регистр для  ведения синтетического учета по счету 44 «Издержки обращения» не предусмотрен. Дебетовый оборот по этому счету  отражается непосредственно в журналах-ордерах  тех счетов, на которых учитываются  расходуемые денежные средства, материальные ценности или расчетные операции (в журналах-ордерах по счетам 60, 50 и 51 и т.д.).

В журналах-ордерах для  записи сумм, отнесенных на дебет счета 44, отводятся отдельные графы, как  правило, для каждой статьи (подстатьи) затрат.

Отраженные в различных  журналах-ордерах суммы по дебету счета 44 по окончании месяца обобщаются (суммируются) в Главной книге (оборотной  ведомости по счетам синтетического учета).

Классификация издержек обращения в разрезе аналитических групп (статей), позволяет контролировать и анализировать издержки обращения по их видам, следить за их динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью управления расходами.

Вместе с тем, рассмотрение издержек с точки зрения управления ими требует расширения классификационных  группировок с целью максимального  использования тех или иных характеристик  издержек для реализации функциональных задач торговой организации.

Учет издержек в разрезе  большого количества статей, предоставляя более детальную информацию о  расходах, способствует усилению режима экономии в отрасли. Кроме того, необходимость  увеличения аналитичности сведений о расходах определяется еще и тем, что в отдельных торговых организациях бухгалтеру целесообразно вести учет издержек раздельно по каждому хозрасчетному подразделению. В зависимости от порядка включения расходов в издержки отдельных хозрасчетных подразделений их делят на прямые и распределяемые (косвенные).

Прямыми являются те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно  на издержки конкретного подразделения  на основании первичных документов.

Распределяемые расходы  в течение месяца учитываются  в целом по организации, а по окончании  месяца распределяются между хозрасчетными  подразделениями и объективность  этого распределения влияет на уровень  рентабельности подразделений.

Распределяемые расходы  различны по своему экономическому содержанию, поэтому важно объединить их в  качественно однородные группы и  правильно выбрать экономически обоснованную базу для их распределения. Объединение расходов однородной группы с тем, чтобы в дальнейшем распределить их пропорционально одному из показателей  деятельности хозрасчетных подразделений (товарообороту, численности персонала, фонду заработной платы, торговой площади), возможно лишь в случае большей, чем  предлагаемая, детализации аналитического учета. Исходя из этого, торговая организация, ориентируясь на конкретные условия хозяйствования и требование усиления контроля за рациональным использованием средств, может вести аналитический учет издержек в разрезе субстатей расходов, т.е. подразделяя отдельные статьи издержек обращения на подстатьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Отчётность о расходах на реализацию товаров

 

Все предприятия и организации  любой формы собственности обязаны  составлять на основании данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность, которая является завершающим  этапом учетного процесса. Бухгалтерская  отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и  достоверных сведений о реализованной  продукции, работах, услугах, затратах по их приобретению, об имущественном  и финансовом положении организации  и результатах его хозяйственной  деятельности.

В современных условиях хозяйствования существенно возросла роль бухгалтерской  отчетности. Изменение отношений  собственности повлекло расширение состава собственников и увеличение числа пользователей финансовой отчетностью. Заинтересованность в  отчетной информации о финансовом положении  своих партнеров проявляют также  кредиторы и инвесторы. Данные факторы  обуславливают значимость бухгалтерской  отчетности в системе экономической  информации и необходимость соблюдения установленных принципов ее составления. Отчетность должна отвечать определенным требованиям, основными из которых  является: обязательность и своевременность  представления информации, ее достоверность, сопоставимость с планом и показателями других организаций; единство форм и  методик составления отчетности; простота, ясность и доступность.

Отчетность организаций  розничной торговли представляет собой  совокупность сведений о результатах  и условиях их работы за отчетный период, которые используются для контроля и руководства организаций. Тщательное изучение и анализ отчетных данных раскрывают причины достигнутых  успехов или неудач и помогают наметить пути улучшения работы в  дальнейшем.

Состав бухгалтерской  отчетности, сроки и адресность ее предоставления определены Законом  Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности». Разработаны и утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности для организаций всех форм собственности, а также Правила составления и представления бухгалтерской отчетности и Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. При необходимости Министерством финансов вносятся изменения и дополнения в содержание форм бухгалтерской отчетности, в Правила составления и представления бухгалтерской отчетности и в Инструкцию о порядке формулирования показателей бухгалтерской отчетности. Специализированные формы внутрисистемной (ведомственной) бухгалтерской отчетности утверждают министерства и ведомства. Они же составляют инструкции по формированию показателей внутрисистемной (ведомственной) отчетности, правила ее составления и заполнения, устанавливают конкретные сроки представления отчетности подведомственными организациями в пределах срока, определенного Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» [1, c. 5].

Бухгалтерская отчетность включает в себя следующие типовые формы: бухгалтерский баланс; отчет о  прибылях и убытках (форма 2); отчет  о движении источников собственных  средств (форма 3).

Отчет о расходах на реализацию товаров составляется по статьям  утвержденной номенклатуры текущих  расходов. По торговле в данном отчете отражают расходы на реализацию товаров, приходящиеся на реализованные товары.

Кроме информации о расходах на реализацию товаров в отчете также  отражают валовой доход от реализации товаров по видам торгово-закупочной деятельности, суммы полученных из бюджета возмещений, начисленных  налогов, сборов и прочих отчислений, производимых от валовой прибыли (валового дохода), прибыль (убыток) от реализации товаров. В данном отчете отражаются два показателя прибыли (убытка) от реализации товаров по видам торгово-закупочной деятельности.

Для целей составления  финансовой отчетности приводится показатель прибыли (убытка), рассчитанный без  учета ограничений по нормированию (лимитированию) отдельных видов расходов. Для целей налогообложения и составления отчетности формируется показатель прибыли (убытка) от реализации товаров по видам торгово-закупочной деятельности, рассчитанный с учетом установленных норм (лимитов) расходов.

Также отчет о расходах на реализацию товаров содержит ряд  бухгалтерский справок. В них  отражаются показатели, характеризующие  оптовый, розничный товарооборот, товарооборот организаций, осуществляющих общественное питание, заготовительный оборот, остатки  нормируемых товарно-материальных ценностей и тары на отчетную дату.

Отчет о расходах на реализацию составляется ежемесячно, показатели отражаются в млн. р.

Отчет о расходах на реализацию товаров служит не только для получения  обобщенных данных о затратах, произведенных  в отчетном периоде, так как на основании информации, отраженной в  нем, проводится экономический анализ расходов на реализацию товаров и  рассчитывается уровень расходов. Кроме  того, сведения о расходах Буда-Кошелевского райпо используются при планировании расходов на реализацию товаров на следующий отчетный период.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пути совершенствования  бухгалтерского учета расходов  на реализацию товаров и их  отражения в бухгалтерской отчетности.

 

Важнейшими финансовыми  показателями хозяйственной деятельности предприятия является прибыль и рентабельность, а  величина прибыли находится в зависимости от  расходов на реализацию товаров. Увеличение расходов на реализацию приводит к ее уменьшению. В условиях рыночной экономики особое внимание необходимо уделить режиму экономии и оптимизации расходов, так как практическая реализация этих мероприятий является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности Буда-Кошелевского райпо.

Информация о работе Бухгалтерский учет расходов на реализацию товаров в торговле, пути его совершенствования