Бухгалтерский учет реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Готовая продукция – конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектаций), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, предусмотренных законодательством.
При постановке бухгалтерского учета в организациях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузке и реализации, так как он напрямую влияет на финансовые показатели организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
2. ПОНЯТИЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ УЧЕТА 13
3. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 17
4. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ 22
5. ОТЧЕТНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ О ДВИЖЕНИИ 40
6. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ПРОДАЖИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерские записи:

в июле

Дебет счета 62          34800 руб. (1200 долл.* 29 руб.) -


Кредит счета 90        стоимость продукции


Дебет счета 90          5307 руб. (200 долл.*29 руб.) -

Кредит счета 68        стоимость НДС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в августе


Дебет счета 62          600 руб. (1200 долл.*(29,5 руб. – 29 руб.)) -

Кредит счета 90        положительная курсовая разница

 

Дебет счета 90        91,5 руб. (183 долл.*(29,5 руб. – 29 руб.)) -


Кредит счета 68      НДС  с положительной суммовой разницы

Пример 2.

Курс доллара составил в июле и августе соответственно 29 руб. и 28,8 руб.

Бухгалтерские записи:

в июле:

Дебет счета 62       34800 руб. – на стоимость продукции


Кредит счета 90


Дебет счета 90       5308 руб. – на сумму НДС 

Кредит счета 68

в августе:


Дебет счета 62                               (1200 долл.*(28,8 руб. – 29 руб.)) -

Кредит счета 90      отрицательная суммовая разница


Дебет счета 90                              (183 долл.*(28,8 руб. – 29 руб.)) -      


Кредит счета 68      сумма  НДС с отрицательной суммовой разницы

Объектом обложения акцизами является оборот по продаже подакцизных товаров  собственного производства.

Учет расчетов с бюджетом по акцизам  осуществляют на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по акцизам».

На сумму акциза в состав выручки дебетует счет 90 «Продажи» и кредитуют счет 68, субсчет «Расчет по акцизам». Перечисление акциза отражают по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по акцизам», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Организации, производящие продукцию с длительной циклом изготовления или оказывающие комплексную услугу (строительные, научные, проектные, геологические и др.), могут признавать продажу продукции, работ и услуг (а следовательно, и прибыль):

    1. в целом за законченную и сданную заказчику работу;
    2. по отдельным этапам выполненной работы.

Первый вариант является традиционным, и учет продажи продукции осуществляется по одному из уже изложенных методов  учета продажи продукции, работ, услуг.

При втором варианте расчет осуществляется по законченным этапам или комплексам, имеющим самостоятельное значение, или осуществляется авансирование заказчиком организации до полного окончания работ в размере договорной стоимости. При втором варианте используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

По дебету этого счета учитывают  стоимость оплаченных заказчиком законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке и отражаемых по кредиту счета 90. Одновременно затраты по законченным и принятым этапам работ списываются с кредита счета 20 на дебет счета 90. Суммы поступившей оплаты отражают по дебету счетов денежных средств с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

По окончании всех этапов работы в целом оплаченную заказчиком стоимость этапов списывают со счета 46 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Стоимость полностью законченных работ, учтенных на счете 62, списывают на сумму полученных авансов в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и на сумму, полученную в окончательный расчет в дебет счетов по учету денежных средств.

Бухгалтерские записи при использовании  счета 46 приведены в таблице 5.

Следует отметить, что сальдо счета 46 принимают во внимание при расчете налога на имущество.

ЗАО «Белфрез-инструмент» не используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», а, следовательно, не производят продукцию с длительным циклом изготовления и не оказывают комплексных услуг.

 

Таблица 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно также иметь в виду, что  если выручка от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы и оказанию этой услуги (п. 14 ПБУ 9/99). Из этого следует, что в составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

    • о порядке признания выручки организации (по отдельным этапам работ или по всем этапам сразу);
    • о способе определения готовности продукции, работ, услуг.

Аналитический учет по счету 90 Продажи» организуется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Для аналитического учета проданной продукции используется ведомость № 16. «Учет отгрузки и реализации продукции и материальных ценностей» (раздел II), в которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки, реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с покупателями. Аналитический учет реализации организуются как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках по фактической и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела II ведомости является ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные документы и приказы накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации.

Таким образом, из раздела II возможно получить следующие данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгруженных за месяц как по ассортименту, так и в стоимостном выражении; сумму транспортных расходов; сумму НДС; суммы, причитающиеся по счетам к оплате; состояние расчетов с покупателями; сведения о поступивших в отчетном месяце суммах за продукцию и в возмещении транспортных расходов и т.д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.

Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей: А – оплата и списание; Б – списано в связи с возвратом продукции; В – не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 90 и правильности расчета остатков на счету 45. Кроме того, счет 45 может использоваться и в некоторых других случаях, когда момент перехода прав собственности не совпадает с моментом передачи продукции покупателю или перевозчику.

Организации для учета факта  продажи по моменту отгрузки могут  организовать аналитический учет реализации (в объеме отгруженной продукции) в отдельной ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости № 16.

Аналитичность ведомости № 16/1 достаточно показательна и во многом повторяет  показатели раздела II ведомости № 16:

    1. ведется в разрезе каждого платежного документа, вида продукции и количества;
    2. имеет перечень неоплаченных документов на начало месяца (сальдо счета 62);
    3. имеет перечень платежных документов т объем отгрузки за отчетный период (дебет счета 62, кредит 90, субсчет 1);
    4. в ней определяют неоплаченные документы на конец месяца (сальдо счета 62 на конец месяца);
    5. все указанные количественные показатели оцениваются по фактической себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, по сумме НДС;
    6. ее показатели позволяют рассчитать результат реализации за отчетный месяц по каждому первичному документу, подтверждающему отгрузку, как разницу между отпускной и фактической стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убыток.

Ведомость № 16/1 заполняется на основе отгрузочных и платежных документов, справок-расчетов о фактической себестоимости, выписок банка из расчетных и прочих счетов организации.

Для анализа результатов планирования в ведомости № 16/1 может рассчитываться и плановая себестоимость реализации, и плановая прибыль.

Следует отметить, что в указанном  регистре ведется и аналитической  учет прочей реализации: основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочих активов.

Документальное оформление их носит  тот же характер, т.е. на основании  накладных выписываются платежные (расчетные) документы с указанием  договорной цены и отпускной стоимости.

Исследуемое предприятие использует для аналитического учета только ведомость № 16 «Учет отгрузки и  реализации продукции и материальных ценностей»

При журнально-ордерной форме учета  аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» организуется в ведомости № 15 по статьям расходов; обороты по дебету счета 44 отражаются в журналах-ордерах № 1,2,7,10/1, а обороты по кредиту – в журнале-ордере № 11. ЗАО «Белфрез-инструмент» также использует журнал-ордер № 11 для организации аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу».

Аналитические показатели к журналу-ордеру № 11 используются для расчета реализации, т.е. аналитических показателей к счету 90 «Продажи» в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа).

Сумма прибыли определяется исходя из реализованной продукции по продажным ценам минус фактическая себестоимость реализованной продукции, минус сумма НДС, минус сумма коммерческих расходов.

Таким образом, синтетический учет предназначен для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств организации, их источников и хозяйственных процессов в едином денежном выражении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Отчетность материально-ответственных  лиц о движении

готовой продукции

 

Выпущенная готовая продукция  переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первичных документах – приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции и  ее отгрузка оформляются приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основе условий договора с покупателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции (графа «Занаряжено»), срока отгрузки. В ЗАО «Белфрез-инструмент» в накладной на отпуск материалов на сторону (Приложение 9) отсутствует графа «Занаряжено», вместо нее используется графа «Надлежит отпустить».

Материально-ответственное лицо (кладовщик) комплектует продукцию по каждому  приказу и передает экспедитору для отправки, записывая количество в графе «Отпущено». В ЗАО «Белфрез-инструмент» также используется графа «Отпущено» в накладной на отпуск материалов на сторону.

Документ подписывается начальником  службы, кладовщиком и экспедитором. На ЗАО «Белфрез-инструмент» этот документ подписывается еще и бухгалтером. Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору для указания количества отправленных мест, массы груза согласно товарно-транспортной накладной и суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. По нему в карточках складского учета в графе «Расход» проставляется количество отпущенной продукции, и документ передается бухгалтеру. Экспедитор сдает продукцию транспортной организации, получает квитанцию о приеме груза. На следующий день после отгрузки продукции экспедитор обязан приказ-накладную и квитанцию транспортной организации передать в бухгалтерию организации для выписки счета типовой формы (или платежного требования-поручения) и счета-фактуры на имя покупателя.

Бухгалтер обязан ежедневно принимать  на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-накладные, товарно-транспортные накладные). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.

На основе карточек складского учета  материально-ответственное лицо ежемесячно заполняет ведомость учета остатков готовых изделий в разрезе  номенклатуры готовых изделий, единиц измерения, количества и передает ее в бухгалтерию. Здесь производится взаимосверка показателей складского и бухгалтерского учета в суммовом выражении (остаток по учетным ценам).

Для того чтобы отразить продукцию  проданными, бухгалтерия должна иметь документы, подтверждающими исполнение договора и в первую очередь переход прав собственности на них. Кроме указанного ранее приказа-накладной это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспортные накладные с отметками станции отправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Пути совершенствования учета  продажи готовой продукции

 

Для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете на исследуемом предприятии используются различные учетные регистры. Формы регистров, порядок и последовательность записей в них, а также технические средства весьма разнообразны. Определенное сочетание применяемых в учете регистров хронологического и синтетического учета, порядок ведения синтетического и аналитического учета, определенные формы связи между учетными регистрами, способ и техника учетных записей – все это определяет форму ведения бухгалтерского учета. Именно она дает самое общее представление о принципах организации учета и позволяет понять сформированные информационные связи во всей системе.

Информация о работе Бухгалтерский учет реализации готовой продукции