Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:17, курсовая работа
Актуальность данной работы определена следующими реалиями и положениями. Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для:
оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
выявления резервов снижения себестоимости продукции;
определения оптовых цен на продукцию;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы организации бухгалтерского учета затрат…………………...5
1.1. Расходы организации, их состав и порядок учета (ПБУ 10/99)…………...5
1.2. Состав и характеристика производственных затрат.……………………..12
1.3. Нормативное регулирование и документальное оформление учета затрат.…………………………………………………………………………….15
1.4. Синтетический и аналитический учет затрат……………………………..21
Глава 2. Организация и совершенствование методологии учета затрат на производство…………………………………………………………………..…24
2.1. Оценка и учет незавершенного производства.……………………..……..24
2.2. Методология учета затрат и способы определения себестоимости………………………………………………………………..…..27
2.3. Проблемы бухгалтерского учета затрат………………………..………….31
Заключение…………………………………………………………………….…34
Библиографический список……………………………………………………..
Лимитно-заборные книжки являются отчетными документами склада, цеха, химучастка и других хозрасчетных подразделений и сдаются в бухгалтерию.
Акт на списание материальных ценностей применяется для списания материальных ценностей на производственные нужды, если не применяют лимитно-заборные книжки. Акт составляется руководителем работ в одном экземпляре, сдается в бухгалтерию.
Приемо-сдаточная накладная на продукцию промышленности применяется для оформления сдачи продукции на склад при внутреннем перемещении, составляется в двух экземплярах, сдается в бухгалтерию.
Накладная накопительная по сдаче продукции из цеха на склад применяется для оформления сдачи продукции из цеха на склад. Выписывается в двух экземплярах, сдается в бухгалтерию.
Отвес (упаковочный лист) применяется для регистрации каждой упаковки готовой продукции при сдаче на склад или отгрузке. Является основанием для составления приемо-сдаточной или товарно-транспортной накладной. Заполняется в одном экземпляре, сдается в бухгалтерию.
Журнал учета расхода сырья и выработки продукции применяется для оперативного учета поступивших и израсходованных за смену сырья и полуфабрикатов и их остатка на начало и конец смены, а также для учета выработанной и сданной на склад готовой продукции. Составляется работником цеха.
Спецификация на отгруженную продукцию (товары) применяется при отгрузке продукции собственного производства или покупных товаров по железной дороге или судах. Прилагается к транспортным документам, сопровождающим груз. Выписывается материально ответственным лицом.
Спецификация на отгруженную продукцию применяется при транспортировке продукции по железной дороге. Заполняется материально ответственным лицом в одном экземпляре, прилагается к транспортным документам.
Сведения о движении продукции применяются для отражения движения продукции в разрезе сортиментов и по складам. Ведутся вцехах, подписываются начальником и бухгалтером лесопункта, сдаются в центральную бухгалтерию организации на позднее 3-го числа следующего за отчетным месяца.
Сведения о выполнении наряда-заказа применяются для учета объемов производства, численности работающих по категориям, сводным данным по заработной плате, фонду социальной защиты, содержанию обслуживающих и вспомогательных производств, работе машин и механизмов, затратам по цеху по элементам затрат с отражением отклонений от норм. Подписывается начальником цеха, нормировщиком и старшим бухгалтером.
Акт на переработку забракованных деталей применяется при оформлении забракованных деталей в результате выявленных сырья.
Рапорт о движении деталей и полуфабрикатов смены, участка, цеха применяется для оперативного учета, заполняется мастером смены по перечню деталей, полуфабрикатов, по шифрам изделий с учетом переходящих остатков. Оперативный учет движения деталей в производстве обеспечивает контроль за балансом деталей по всему маршруту движения их в производстве, предупреждает возможность сокрытия брака и недостач, приписок выработки и иных злоупотреблений, повышает ответственность лиц при приемке, выдаче и транспортировке деталей, улучшает качество оперативно-производственного планирования, устанавливает контроль за остатками незавершенного производства.
Баланс движения деталей и полуфабрикатов цеха (участка) применяется для учета и контроля движения деталей, полуфабрикатов по видам изделий с учетом переходящих остатков на начало месяца по приходу и расходу с выходом на остаток на конец месяца с указанием расхода сырья на единицу по норме и на весь выпуск.
Приходные ордера применяются для учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Однострочный приходный ордер предназначен для оформления поступления материальных ценностей только одной номенклатурной позиции, а многострочный ордер - для оформления нескольких номенклатурных позиций материалов.
Путевые листы являются первичными документами по учету работы грузового и легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы шоферам автомобилей и другим лицам, связанным с перевозкой грузов. Путевой лист выписывают в одном экземпляре.
1.4. Синтетический и аналитический учет затрат.
Особо важное значение имеют правильная организация аналитического учета и его своевременность. Данные аналитического учета - база сведений или необходимая информация для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия.
Данные аналитического учета используются при составлении внутренней отчетности, строящейся на информации о видах, количестве, единицах измерения, цехах-изготовителях, статьях затрат выпускаемой продукции. Аналитический учет ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат на производство.
По счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» аналитический учет организуется по каждому заказу, виду работ, виду продукции в отдельности, в разрезе статей калькуляции и мест выполнения работ (цех). Для этого разработаны карточки (ведомости) аналитического учета производства. [13, c.9]
Аналитический учет в развитие синтетического счета 20 «Основное производство» должен обеспечить группировку информации по остаткам незавершенного производства на начало и конец месяца, по затратам за отчетный месяц, по суммам, списанным в виде затрат на окончательный брак, на себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. При цеховой структуре управления, аналитический учет затрат необходимо организовать в разрезе каждого цеха по статьям расходов.
Аналитический учет общехозяйственных расходов (счет 26) и других расходов (счет 96 «Резервы предстоящих расходов», счет 97 «Расходы будущих периодов») ведут по статьям смет расходов, по местам возникновения затрат.
Регистрация хозяйственных операций, накапливания и группировка информации о них осуществляется в регистрах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках.
Аналитический учет по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» ведут в карточках учета производства.
На основе первичных документов, фиксирующих операции по отнесению затрат на производство (требований, лимитно-заборных карт, нарядов на выполнение работ и др.), составляются разработочные таблицы распределения расхода материалов, транспортно-заготовительных расходов, возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработную плату, справки-расчеты бухгалтерии и распределении общехозяйственных и общепроизводственных расходов.
Информация, рассчитанная в разработочных таблицах, заносится в карточки учета производства.
При цеховой структуре управления производством каждая статья калькуляции в карточке подразделяется по цехам.
При нормативном методе учета затрат указанные показатели расшифровываются по нормам, отклонениям от норм, изменениям норм.
Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» организуется в ведомости №12 «Затраты цеха». Это регистр аналитического и синтетического учета. Он открывается ежемесячно по каждому цеху в отдельности для учета затрат в синтетическом разрезе по дебету счетов 20, 23, 28 и в аналитическом разрезе по счетам 25/1 и 25/2 с кредита корреспондирующих счетов. Данные аналитического учета представляют собой статьи затрат, предусмотренные Типовыми методическими рекомендациями. Так, в счет 25/1 включены статьи: амортизация оборудования и транспортных средств, эксплуатация оборудования, текущий ремонт оборудования и транспортных средств, внутризаводское перемещение грузов и пр. [14, c. 12]
По приведенным выше статьям планируются затраты, а значит, и организуется бухгалтерский учет. Ведомость №12 имеет шахматную форму графления, в которую записываются суммы хозяйственных операций по счетам с разработочных таблиц № 1, 6, 9. Преимущества ведомости №12 - наличие показателей: «Итоги за месяц», «По смете за месяц», «Фактически с начала года», «По смете на квартал (год)» к счетам 25/1 и 25/2. Сопоставление этих показателей дает возможность выявить резервы для снижения себестоимости продукции, бороться с перерасходами. Данные «Фактически с начала года» используются для анализа расходов по управлению и обслуживанию производств. Аналитический учет общехозяйственных расходов осуществляется в ведомости №15 точно в таком же порядке, как и по счетам 25/1 и 25/2 в ведомости №12.
Ведомость №15 открывается ежемесячно и заполняется на основании тех же разработанных таблиц, что и ведомость №12.
В ведомости №15 ведется аналитический учет по счетам 96 и 97. Обороты по дебету и кредиту счетов 96 и 97 в ведомости №15 определяются не только за месяц, но и с начала года. Кроме того, эти счета имеют сальдо как на начало года, так и на каждый отчетный период, что также фиксируется в ведомости №15.
Синтетический учет производственных затрат по цехам и общехозяйственных ограничивается показателями ведомостей №12 и 15, а по предприятию в целом для этого используется журнал-ордер №10.
Окончательная сумма оборотов по кредиту производственных счетов ежемесячно рассчитывается в журнале-ордере №10/1.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
2.1. Оценка
и учет незавершенного
Незавершенное производство представляет собой незаконченный цикл производства, т.е. продукция не прошедшая всех стадий обработки и не принятия соответствующей службой как готовая продукция. Сюда же относится незавершенная работа, которая еще не принята заказчиком.
Другими словами, под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги), не прошедшая всех операций обработки, а также полностью законченная продукция, но не полностью укомплектованная, не прошедшая испытаний и технической приемки. К незавершенному производству также относятся изделия, полностью обработанные и принятые отделом технического контроля, но не сданные на склад готовой продукции до 24 часов последнего дня месяца при однои двухсменной работе предприятия, а при трехсменной — до 8 часов утра первого числа нового месяца, следующего за отчетным.
Не входят в состав незавершенного производства материалы, полуфабрикаты, находящиеся у рабочего места, но не начатые обработкой; окончательный брак деталей, узлов; комплектующие I детали, не прошедшие сборки.
Учет незавершенного производства подразделяется на оперативный и бухгалтерский.
Оперативный учет ведется в цехах в натуральном измерителе производственно-диспетчерскими отделами (ПДО), производственно-диспетчерскими бюро (ПДБ) и работниками промежуточных складов узлов, изделий. [15, c. 329]
Бухгалтерский учет незавершенного производства ведется ежемесячно в натуральном и денежном выражении. Учет движения деталей, узлов в цехах зависит от специфики производства. В цехах ведется количественный учет поступления материалов, деталей и узлов, учет деталей с первой и последующих операций, учет сдачи деталей другим цехам или на склад, учет списания деталей. У на брак, на контрольные испытания. В учете используются сдаточные накладные (на внутреннее перемещение), приемосдаточные ведомости, маршрутные листы и т.д.
Обязанности ведения оперативного учета движения остатков незавершенного производства, обычно возлагается на работников диспетчерских служб цехов. Тем не менее наиболее точную информацию об остатках затрат в незавершенном производстве дает материалы инвентаризаций.
Следует отметить, что в тех производственных предприятиях, где систематически имеются переходящие остатки незавершенного производства ежемесячно необходимо определить затраты на выпушенную продукцию и соответственно оценивать их. При этом для расчета себестоимости выпушенной продукции необходимо: к незавершенному производству на начало месяца прибавить затраты за текущий месяц, а затем вычитать возвратные и списанные суммы и суммы незавершенного производства на конец месяца.
Это очень важно, ибо если будут допущены какие либо искажения в определении остатков и оценки незавершенного производства, то это приведет в целом к искажению себестоимости готовой продукции.
В условиях индивидуального и мелкосерийного характера производства, где ведется позаказный способ учета как правило, оценка незавершенного производства не проводится, так как, при этом стоимость незавершенного производства определяется затратами на незаконченные заказы.
Для крупносерийных и массовых производств характерным является ежемесячная оценка незавершенного производства. Использование различных способов оценки зависит от того какой метод затрат на производство применяется. Это полуфабрикатной или бесполуфабрикатной методы затрат на производство.
При применении полуфабрикатного варианта предполагает исчисление себестоимости полуфабрикатов и ее отражение в бухгалтерском учете на основе дополнительно введенной статьи «Полуфабрикаты собственного производства».
Информация о работе Бухгалтерский учет затрат на производство