Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:43, контрольная работа
План счетов БУ и организация его на предприятии, инструкции по применению. Техника и формы оформления учетных регистров как способ регистрации учетной информации. Двойная запись операций на счетах, ее сущность и значение. Документация хозяйственных операций.
План счетов БУ и инструкция по его применению.
План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.
Настоящая Инструкция
устанавливает единые подходы к
применению Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и отражению фактов хозяйственной
деятельности на счетах бухгалтерского
учета. В ней приведена краткая характеристика
синтетических счетов и открываемых к
ним субсчетов: раскрыты их структура
и назначение, экономическое содержание
обобщаемых на них фактов хозяйственной
деятельности, порядок отражения наиболее
распространенных фактов. Описание счетов
бухгалтерского учета по разделам приводится
в последовательности, предусмотренной
Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями
бухгалтерского учета отдельных активов,
обязательств, финансовых, хозяйственных
операций и др., в том числе признания,
оценки, группировки, устанавливаются
положениями и другими нормативными актами,
методическими указаниями по вопросам
бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета
и в соответствии с настоящей Инструкцией
бухгалтерский учет должен вестись в организациях
(кроме кредитных и бюджетных) всех форм
собственности и организационно-правовых
форм, ведущих учет методом двойной записи.
На основе Плана счетов бухгалтерского
учета и настоящей Инструкции организация
утверждает рабочий план счетов бухгалтерского
учета, содержащий полный перечень синтетических
и аналитических (включая субсчета) счетов,
необходимых для ведения бухгалтерского
учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет
собой схему регистрации и группировки
фактов хозяйственной деятельности (активов,
обязательств, финансовых, хозяйственных
операций и др.) в бухгалтерском учете.
В нем приведены наименования и номера
синтетических счетов (счетов первого
порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация
может по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации вводить
в План счетов бухгалтерского учета дополнительные
синтетические счета, используя свободные
номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов
бухгалтерского учета, используются организацией
исходя из требований управления организацией,
включая нужды анализа, контроля и отчетности.
Организация может уточнять содержание
приведенных в Плане счетов бухгалтерского
учета субсчетов, исключать и объединять
их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета
устанавливается организацией исходя
из настоящей Инструкции, положений и
других нормативных актов, методических
указаний по вопросам бухгалтерского
учета (основных средств, материально-производственных
запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого
синтетического счета дана типовая схема
корреспонденции его с другими синтетическими
счетами. В случае возникновения фактов
хозяйственной деятельности, корреспонденция
по которым не предусмотрена в типовой
схеме, организация может дополнить ее,
соблюдая единые подходы, установленные
настоящей Инструкцией.
Организация БУ на предприятии.
Организация бухгалтерского учета — заранее намеченная система мероприятий (условий и элементов) по построению бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой предприятия и составляется с учетом специфики работы предприятия, его структуры и другими условиями и предпосылками. Организация бухгалтерского учета осуществляется для контроля за рациональным использованием ресурсов и получения более положительного финансового результата.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, которые в зависимости от объема учетной работы могут:
При формировании учетной политики предполагается, что:
Бухгалтерский учет в Российской Федерации отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности.
В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов.
Первый уровень — законы Российской Федерации, устанавливающие единые правовые, методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ и Федеральные законы, например, закон «О бухгалтерском учете», в котором отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями.
Второй уровень — нормативные акты Президента и Правительства РФ, других правительственных органов, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы. Они используются при разработке положений на этапах регулирования системы нормативных документов.
Третий уровень — положения (стандарты), планы счетов, инструкции, приказы и другие нормативные акты о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Этот уровень является главным. По нему издаются нормативные документы с целью дальнейшего приближения организации бухгалтерского учета в России к международным стандартам учета и отчетности.
Четвертый уровень
— документы, которые носят рекомендательный
характер по организации и ведению
бухгалтерского учета в разрезе отдельных
видов имущества, обязательств и хозяйственных
операций. Они предназначены для внутреннего
использования.
Техника и формы БУ. Учетные регистры.
Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его проведения, то есть способ регистрации учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации. Для этой цели разработаны учетные регистры. По своему внешнему виду они подразделяются на книги, журналы, карточки, свободные листы.
Карточки для ведения бухгалтерского учета изготавливают из плотной бумаги или картона. Они предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), товарно-материальных ценностей по местам хранения (карточки складского учета товаров, материалов). Каждой карточке присваивается порядковый номер, указывается дата ее открытия. Хранят карточки в ящиках – картотеках.
Существуют различные формы карточек. Контокоррентные карточки применяются для учета в денежном выражении расчетов с разными дебиторами и кредиторами (например с подотчетными лицами).
Форма контокоррентной карточки приведена ниже.
2000__ г. | Наиме-нование счета Петров | 76 | 1 | 1 | Корреспондирующие счета |
Шифр счета | Карточки | Страни-цы | |||
Дата | № п/п | Дебет | Кредит | ||
Сальдо на 1.12 | |||||
5.12.200_ г. | 1 | Выдано из кассы | 1000 | 50 | |
Книги (журналы) представляют собой сброшюрованные листы определенного формата и графления. Их используют на тех участках, где необходим усиленный контроль. Применение их ограничено, так как работу по их ведению нельзя разделить между счетными работниками. Например, обязательно на любом предприятии ведется кассовая книга. Ее листы должны быть прошнурованы и пронумерованы, а на последней странице указывается общее количество страниц за подписями руководителя и главного бухгалтера, скрепленными печатью. Преимущество книг (журналов) состоит в том, что исключается возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях.
Свободные (отдельные) листы представляют собой учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по сравнению с карточками. Они предназначены для синтетического и аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся журналы-ордера и ведомости. Они удобны для использования, так как позволяют более рационально распределять обязанности между работниками бухгалтерии.
По видам учетных записей регистры делятся на: хронологические, систематические, комбинированные.
Хронологические регистры используются для регистрации хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию. Такие регистры обеспечивают контроль за сохранностью поступающих документов и полнотой бухгалтерских записей. Примером хронологического регистра служит регистрационный журнал – Книга учета хозяйственных операций.
Систематические регистры применяются для записей однородных по содержанию хозяйственных операций. Это регистры для ведения бухгалтерских счетов. Примером может служить Главная книга. На каждый синтетический счет в ней открывается отдельная страница.
В комбинированных регистрах сочетаются хронологическая и систематическая записи. Например, в журналах-ордерах записи ведут по синтетическим счетам в хронологическом порядке.
По объему сведений (назначению) регистры делят на: синтетические, аналитические, комбинированные.
В синтетических регистрах записи ведут в денежном выражении с указанием даты, номера документа, но, как правило, без пояснительного текста. К таким относятся Главная книга и большинство журналов-ордеров.
Аналитические регистры используют для записей по аналитическим счетам. В них указывается номер и дата документа, краткое содержание хозяйственной операции. При учете товарно-материальных ценностей указывают денежные и натуральные измерители. Примером аналитических регистров служат карточки, книги, ведомости.
Регистры, в которых совмещается синтетический и аналитический учет, называются комбинированными. Записи в учетные регистры делают вручную (шариковой ручкой, чернилами), на пишущей машинке или с помощью ЭВМ.
Записи бывают простыми
и копировальными. Простые записи
осуществляются в одном учетном
регистре, а копировальные с помощью
копировальной бумаги одновременно
в нескольких регистрах. Записи в
учетных регистрах следует
Корректирующий способ – это зачеркивание неправильной записи одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. При необходимости над зачеркнутым пишут правильную сумму или текст. Этот способ применяется в том случае, когда ошибка обнаружена до составления баланса и не требуется изменения корреспонденции счетов.
Способ дополнительной проводки применяется в том случае, если корреспонденция счетов правильная, но сумма указана меньшая, чем следовало, или ошибка обнаружена после подведения итогов. Ошибка исправляется путем составления дополнительной бухгалтерской проводки.
Формы бухгалтерского учета
Под формой бухгалтерского
учета понимается процесс обработки
учетной информации с использованием
различных регистров
В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-главная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная, простая, упрощенная (с использованием регистров для учета имущества).
Мемориально-ордерная форма – старейшая из применяемых в настоящее время (рис. 9.1).
В мемориально-ордерной форме учета используются книжные и карточные регистры. Синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического учета используют главным образом карточки. Сущность формы сводится к тому, что на каждый первичный документ (отдельную хозяйственную операцию) или группу однородных первичных документов (хозяйственных операций) составляется мемориальный ордер.
Например, вместо
того, чтобы каждую накладную
на отпуск материалов со