Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 20:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение порядка формирования и использования уставного, резервного и добавочного капитала в организации , согласно нормативным документам, действующим в Республике Беларусь, и уставу организации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Изучения сущности уставного, добавочного и резервного фондов как объекта бухгалтерского учета.
Рассмотрения случаев и порядка изменения уставного, добавочного и резервного фондов, а также нормативно-правовой базы, регулирующей порядок их формирования и изменения.
Ознакомления с методикой учета операций по формированию фондов.
Введение……………………………………………………………………
5
1 Экономическая сущность капитала и методологические аспекты организации их учёта ………………………………………..……………
6
1.1 Экономическая сущность капиталов и принципы их формирования …………………………….……………………………….
6
1.2 Нормативно-правовая база учёта уставного, добавочного и резервного капиталов ….…………………………………………………
11
1.3 Финансово-экономическая характеристика ОАО“Добрица”..
13
2 Бухгалтерский учёт уставного, добавочного и резервного капиталов…….……………………………………………………………..
17
2.1 Документальное оформление и учёт формирования и изменения уставного капитала …..……………………………………….
17
2.2 Документальное оформление и учёт формирования и изменения добавочного и резервного капиталов …………………...…..
23
2.3 Совершенствование уставного, добавочного и резервного капиталов …………………………………………………………….……
31
Заключение……………………..……………………………………….…
34
Список использованных источников ………………………………
Документальное подтверждение факта формирования уставного фонда является аудиторское заключение. Регистрирующий орган выдает свидетельство о формировании уставного фонда в течение 10 дней, со дня получения документального подтверждения.
Уставный фонд юридического лица, создаваемого на территории Республики Беларусь, должен быть сформирован учредителями в размере, определенном учредительным договором, до момента государственной регистрации организации.
До момента подачи пакета документов в регистрирующий орган уставный фонд частного унитарного предприятия должен быть сформирован в полном объеме. При формировании собственником частного унитарного предприятия уставного фонда за счет неденежного вклада должна быть произведена экспертиза достоверности оценки неденежного вклада, вносимого в уставный фонд частного унитарного предприятия собственником.
В целях упорядочения имущественных отношений в соответствии с Положением о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, проводится экспертиза достоверности оценки имущества, вносимого в уставный фонд организации.
Добавочный капитал занимает важное место в структуре капитала организации.
Добавочный фонд представляет источник собственных средств организации, аккумулированных за счет прироста стоимости активов. В добавочный фонд зачисляются доходы от прироста стоимости активов, не признаваемые таковыми при определении прибыли.
Образование средств происходит путем:
- прироста стоимости внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и прочих капитальных вложений) предприятия в результате переоценки;
- безвозмездно полученного имущества и денежных средств от юридических и физических лиц;
- дополнительной эмиссии акций или повышения номинальной стоимости акций, за счет суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при реализации их по цене, превышающий номинальную стоимость;
- прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет прибыли или фондов предприятия;
- отражения положительных курсовых разниц по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы.
Понятие добавочного капитала раскрывается нормативными документами по бухгалтерскому учету. Добавочный капитал является одним из источников собственных средств организации. Он образуется в процессе хозяйственной деятельности предприятия в результате прироста стоимости активов предприятия, а также в результате присоединения к активам безвозмездно полученного имущества производственного назначения.
Структура добавочного капитала включает три составных элемента: эмиссионный доход, курсовую разницу при погашении задолженности по взносам в уставной капитал, выраженный в иностранной валюте, прирост стоимости основных средств в результате переоценки.
Добавочный фонд – это, прежде всего, источник собственных средств организации, призванный характеризовать прирост стоимости ее имущества без возникновения у организации каких-либо обязательств перед третьими лицами. Иными словами, под добавочный фонд, выступающий в качестве составной части источников собственных средств, у субъектов хозяйствования в активе баланса имеются условные активы, не обремененные какими-либо обязательствами. При этом если речь идет об эмиссионном доходе, то, какие это активы, идентифицировать практически невозможно. На первоначальном этапе это были денежные средства, полученные за выкупленные акции (в размере положительной разницы между ценой реализации и номинальной стоимостью акций). Впоследствии эти средства “перешли” в другие виды имущества – внеоборотные активы, производственные запасы и т.д. Суммы переоценок, как правило, связаны с наличием основных средств, которые переоценивались, хотя некоторые из них впоследствии могли быть уже реализованы. В любом случае добавочный фонд в части фонда переоценки и эмиссионного дохода подтверждается не конкретными, а условными активами, по которым у субъекта хозяйствования не имеется задолженности.
Резервный фонд – это часть чистой прибыли организации, накапливаемых для определенных целей. Обычно он создается для покрытия возможных убытков от хозяйственной деятельности и (или) обязательных расходов за счет прибыли при отсутствии или недостатке нераспределённой прибыли. Создание резервного фонда препятствует распределению прибыли между учредителями и оттоку собственных средств из организации.
Резервный фонд, рассматриваемый как запас финансовой прочности организации, гарантирует защиту кредиторам и покрытие возможных потерь организации. Резервный фонд образуется, как правило, за счет отчислений от прибыли и используется по целевому назначению в случае возникновения непредвиденных расходов или в случае ухудшения финансового положения организации.
Отсюда следует, что предприятию необходимо осуществлять анализ собственного капитала, поскольку это помогает выявить его основные составляющие и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости компании. Учет собственного капитала является важным звеном в системе бухгалтерского учета. Именно здесь формируются основные характеристики источников финансирования организации.
В условиях рыночной экономики резко повышается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия, а также финансирование текущей хозяйственной деятельности. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он используется, зависит финансовое благосостояние предприятия и результаты его деятельности.
Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь[5], Законе «О бухгалтерском учете и отчетности»[8], нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в области бухгалтерского учета и отчетности.
Ведение бухгалтерского учета запасов осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно разделить по уровням, где:
1-й уровень занимают законодательные акты: Законы, Указы, Декреты Президента Республики, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень
занимают постановления
3-й уровень - методические рекомендации (указания), комментарии, письма Министерства финансов Республики Беларусь и других ведомств;
4-й уровень занимает рабочая документация по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Основным нормативным актом 1-го уровня является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 № 57-З.
Этот нормативный акт определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность.
Нормативные документы 2-го уровня - учетные стандарты, которые определяются как свод основных правил, устанавливающий порядок учета, оценки и отчетности. Учетные стандарты (инструкции) призваны конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете и отчетности».
К ним следует отнести Инструкцию по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62 [12], Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 [4], Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 [5].
В нормативно-правовую базу, регулирующую порядок формирования и изменения уставного фонда в Республике Беларусь входят такие основные документы как:
Порядок бухгалтерского учета добавочного капитала, а также отдельные положения по отражению в учете хозяйственных операций, связанных с его формированием и использованием, регулируются следующими нормативными документами:
Нормативная база для учёта резервного капитала, создаваемого организацией в законодательном порядке, включает:
Таким образом имея регулируемую нормативную базу капиталов можно контролировать работу любого производственного подразделения. Проводимый на этой основе ретроспективный и оперативный экономический анализ позволяет обнаружить недостатки в организации производства, снабжении, нормировании, использовании материальных и трудовых ресурсов, выявить имеющиеся внутренние резервы. Использование нормативной базы обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. При нормативной базе регулирующей собственный капитал достигается большая взаимосвязь бухгалтерского учета с планированием и оперативным учетом, обеспечивается координация работы бухгалтерии и других экономических и технических служб, значительно повышается роль бухгалтерского учета в экономической работе, а значит, и авторитет бухгалтерии.
1.3. Финансовая характеристика ОАО “Добрица”
Открытое акционерное общество “Добрица” расположено в восточной части Солигорского района в 7-и км. от районного центра. Центром ОАО “Добрица” является агрогородок Зажевичи Солигорского района.
Колхоз “Передовик” 11.08.2000 г. был реорганизован в ОДО “Зажевичи”, решение Минского облисполкома № 523 от 11.08.2000 г., на базе которого решением Минского облисполкома № 3 от 04.01.2003 года создан СПК “Добрица” . 03.12.2010г. СПК “Добрица” реорганизован ОАО “Добрица”.
Открытое акционерное общество “Добрица” находится в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и специализируется на производстве молока и мяса в животноводстве, картофеля и зерновых в растениеводстве. Основной отраслью в хозяйстве является – животноводство, дополнительной – растениеводство.
В связи с животноводческим направлением уделяется большое значение кормовым культурам. В целом по условиям тепло обеспеченности и влажности Солигорского района благоприятны для возделывания большинства сельскохозяйственных культур.
На территории хозяйства получили распространение дерново-подзолистые, супесчаные, суглинки, торфяно-глеевые почвы. Естественная растительность на территории ОАО сохранилась под лесами, которые расположены по всей территории небольшими массивами.
Общая земельная площадь в хозяйстве составляет 5039 га, в том числе с/х угодий 4463га, из них пашни 3074га, сенокосы 1206 га, пастбища 183 га.
Данные о земельных угодьях в ОАО “Добрица” приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Состав и структура землепользования
Примечание- Источник: собственная разработка.
Согласно данных качественной оценки земель, средневзвешенный балл сельскохозяйственных угодий равен – 26,6, пашни –30,6.
На территории ОАО находится: свинотоварная ферма на01.01.2014г. поголовье составляет 2630 гол.; 2 МТФ на 855 гол. дойных коров и ферма на выращивание и откорме КРС на 1792 гол.; машина–тракторный парк, ремонтная мастерская.
Информация о работе Бухгалтерский учёт уставного, добавочного и резервного капиталов