Бухгалтерский управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является: изучение организационных аспектов управленческого учета.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты сущности и организации управленческого учета на предприятии;
рассмотреть систему управленческого учета на анализируемом предприятии;

Файлы: 1 файл

глава1 и введение.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

1) обеспечение всех уровней управления  релевантной информацией для  систематического и проблемного  управления бизнесом;

2) формирование информации, необходимой  для управления подразделениями  предприятия. [7]

Рассмотрим функции управленческого учета более подробно на рисунке 1:

«Рис. 1. Функции управленческого учета»

Предоставление информации – это обмен информацией и отчетностью, позволяющий скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели. Такая информационная связь конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений.

Планирование – процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели; формулирование задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. Планы могут быть краткосрочными и долгосрочными. Перспективный план представляет собой предположение администрации в отношении развития предприятия на 3-5 лет. Он предусматривает комплекс мер, которые должна провести администрация в настоящее или ближайшее время. Таким образом, решаются вопросы инвестиций в основные фонды и производственные запасы, в создание и освоение новой продукции, поскольку изменение ассортимента выпускаемой продукции страхует предприятие от риска снижения прибыли.

Анализ – это заключительный процесс оценки всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

Координация – состоит в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей отделами, бюро, группами, подразделениями и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связей с использованием линейных и нелинейных отношений. Система управленческого учета адекватна организационной структуре предприятия и предстает как система внутренней отчетности структурных подразделений.

Мотивация – средство стимулирования участников производственного процесса, побуждающее уяснять цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и отчеты об их выполнении. Они мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, реализуемой менеджерами.

Контроль – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера – включает: определение состояния объекта; сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирование. Любое управленческое решение основывается на оценке деятельности, где управленческое планирование и систем контроля полностью взаимодействуют. На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде фактического состояния объекта. Часто в отчете сравниваются фактические и бюджетные данные, выявляются отклонения. Это позволяет концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем (например, пересмотр обязательств по поставке продукции некоторым покупателям).

Цель управленческого учета достигается в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами. Набор подзадач индивидуален и зависит от целей самой организации, от сложившейся ситуации в ее бизнес-среде, стратегии и тактики руководства, формализации и стандартизации учетно-аналитических процедур.

Несмотря на то, что учетно-управленческие задачи включают вопросы организации производства как такового, бухгалтер-аналитик принимает участие в управлении производством только там и тогда, где и когда идет речь о стоимостных оценках ресурсов и финансовых показателях результативности.

Производственная информация используется в ряде процедур управленческого учета только как информационная база для расчета показателей, нормативов и финансовых оценок. Учетные данные не должны наносить ущерба управленческой деятельности, а должны быть ей полезны. Менеджеры используют учетную информацию как базу при решении задач управления организацией. [8]

 

 

1.3. Классификация расходов по способу включения в себестоимость.

 

 

В управленческом учете, большое значение имеет классификация затрат (расходов) и доходов. Целью любой классификации затрат и доходов должно быть оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат и доходов – это выделить ту их часть, на которую может повлиять руководитель.

Понятие расходов в МСФО – "расходами признается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода происходящие в форме оттока, или истощения активов или увеличения обязательств ведущих к уменьшению капитала не связанному  с его распределением между собственниками капитала». Расходы включают материальные затраты, затраты на производство продукции (работ, услуг), оплату труда работников и управленческого персонала, амортизационные отчисления, иные затраты, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.)". Однако в этой формулировке использовано понятие "затраты", которое в Концепции не определено.

Организация финансового учета расходов в РФ регламентирована Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, где дано следующее определение расходов – "расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)". Данное определение расходов практически соответствует определению, которое приведено в разделе "Принципы" сборника МСФО.

В ПБУ 10/99 говорится о том, что для "целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности".

Таким образом, именно управленческие и коммерческие расходы в соответствии с российским законодательством в области бухгалтерского учета могут признаваться расходами периода и, как следствие, списываться на финансовые результаты в периоде их возникновения. Выбор того или иного порядка признания управленческих и коммерческих затрат представляет собой право предприятия, и выбранный вариант должен закрепляться в таком внутреннем документе предприятия, как его учетная политика. Данное правило касается признания управленческих и коммерческих расходов в финансовом (бухгалтерском) учете. При организации на предприятии самостоятельной системы управленческого учета могут быть использованы иные принципы деления затрат на продукт и на период.

Коммерческие расходы – это расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ или услуг). Данные расходы накапливаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу".

Различия в организации учета коммерческих расходов при осуществлении различных видов деятельности сформулированы в Инструкции по применению Плана счетов:

- в организациях, осуществляющих  торговую деятельность, на счете 44 "...могут быть отражены, в  частности, следующие расходы (издержки  обращения): на перевозку товаров, на оплату труда; на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы, другие аналогичные по назначению расходы".

В торговых организациях производственный процесс как таковой отсутствует. Их деятельность направлена на перепродажу приобретенного товара. В связи с этим состав расходов на продажу (издержек обращения) в торговых организациях гораздо шире, чем на производственных предприятиях. 

При этом во многих случаях, при ведении торговой организацией одного вида деятельности (например, только оптовой или только розничной торговли) ведение обособленного учета общехозяйственных (управленческих) расходов для торговой организации не является оправданным. В этом случае состав расходов на продажу расширяется еще и на суммы расходов, которые рассматривались как управленческие.

Расходы, включаемые в состав издержек обращения у производственных организаций, разумеется, включаются в состав издержек обращения и у организаций торговли.

В целях унификации налогового и бухгалтерского учета в составе расходов на продажу торговым организациям целесообразно учитывать также расходы по доставке и страхованию и доработке приобретаемых товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже. В связи с отсутствием у торговых организаций такой категории расходов, как прямые расходы на производство, при исчислении налога на прибыль торговыми организациями применяется иная классификация расходов на прямые и косвенные и иной порядок исчисления суммы прямых расходов.

Группировать затраты можно по разным признакам: по видам расходов, по месту возникновения, по экономической роли в процессе производства и т. д. Рассмотрим классификацию затрат по способу их включения в себестоимость продукции (работ, услуг). По этому признаку расходы подразделяются на прямые и косвенные. В торговых организациях учет прямых и косвенных расходов имеет свои особенности.

Прямые расходы — это затраты, связанные с производством отдельного вида продукции (выполнением определенных работ, оказанием отдельных услуг), которые могут быть непосредственно включены в себестоимость этой продукции (работ, услуг).

В соответствии со статьей 320 НК РФ в состав прямых расходов торговой организации из состава издержек обращения включаются только расходы по доставке покупных товаров до склада торговой организации.

В состав расходов по доставке товаров следует включать все расходы, непосредственно связанные с перемещением товара от места нахождения склада продавца до склада покупателя, если такие расходы оплачиваются сверх стоимости товара. Транспортные расходы, учтенные по условиям договора поставки в стоимости приобретенного товара, расчетным путем из нее не выделяются. В частности, в состав транспортных расходов, относимых к прямым расходам, должны включаться:

-оплата за доставку товара по счетам, предъявленным как транспортными организациями, так и самим поставщиком сверх стоимости товара, предусмотренной договором поставки;

-оплата услуг по погрузке товаров в транспортные средства и разгрузке из них;

-плата за временное хранение грузов в местах их погрузки (перегрузки) в транспортные средства;

-плата за экспедиторские услуги;

-плата предприятиям железнодорожного транспорта за подачу вагонов, утепление, укрепление груза в вагоне, за обслуживание подъездных железнодорожных путей к складу организации и т. п.

Не относятся к транспортным расходам по доставке товара, включаемым в состав прямых расходов:

-расходы по доставке товара собственным транспортом организации;

-расходы по страхованию товара во время транспортировки;

-таможенные сборы, включая сборы за таможенное сопровождение товара и его хранение на таможенном складе.

Прямые расходы (расходы на транспортировку товара) подлежат распределению на сумму прямых расходов, относящихся к остаткам товара, и прямых расходов, приходящихся на реализованный товар.

Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товара, определяется по формуле:

Формула 1.

Рк = (Рн + Рм) : (Тр + Тк) х Тк,

где, Рк - сумма прямых (транспортных) расходов, приходящихся на остаток товара, на конец отчетного месяца;

Рн - сумма прямых (транспортных) расходов, приходящихся на остаток товара на начало отчетного месяца;

Рм - сумма прямых (транспортных) расходов, произведенных за отчетный месяц;

Тр - стоимость товаров, реализованных за отчетный месяц;

Тк - стоимость остатка товаров на конец отчетного месяца.

При этом стоимость товаров принимается в расчет в той оценке, в которой они учитываются в составе расходов для целей налогообложения, то есть по договорным ценам приобретения.

Информация о работе Бухгалтерский управленческий учет