Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:00, курсовая работа
Целью данной курсовой является: изучение организационных аспектов управленческого учета.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты сущности и организации управленческого учета на предприятии;
рассмотреть систему управленческого учета на анализируемом предприятии;
Кроме того, при делении торговой организации на центры ответственности необходимо учитывать социально-психологические факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителей соответствующих центров.
Организационную структуру современной торговой организации можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности.
Обобщенную структуру центров ответственности торговых организаций можно представить в следующем виде: Рис.1
Рис.1. Структура центров ответственности в торговых организациях.
Центр затрат – это структурное подразделение торговой организации, руководитель которого отвечает только за те затраты (например, бухгалтерия, отдел кадров, финансовый отдел и др.). в рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет издержек с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.
Центр продаж – подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку от продаж и расходы по сбыту(например, отдел сбыта, экспедиция, магазин, склад). В таких центрах основным контролируемым показателем является выручка от продаж, а также определяющие ее показатели6 объем товарооборота, структура реализации, цена и расходы по сбыту.
Центр прибыли – это часть управленческой системы торговой организации, руководитель которой отвечает как за затраты, так и за прибыль. В таких центрах доход есть денежное выражение реализованных товаров, расход – денежное выражение затраченных средств и ресурсов, а прибыль – разница между доходом и расходом. Менеджер центра прибыли контролирует цены, объем реализации, а также издержки обращения. Поэтому для такого центра основным контролируемым показателем устанавливается прибыль. Центр прибыли – это экономика торговой организации в миниатюре. использование модели управления по центрам прибыли позволяет децентрализовать ответственность за прибыль. примером центра прибыли может служить торговая организация находящаяся на началах внутрифирменного расчета (то есть несущее ответственность, как за издержки, так и за доходы), входящее в состав торговой организации. Центр прибыли, в свою очередь, может состоять из нескольких центров затрат. Например, торговая организация может состоять из секций, отделов, бригад и т.д.
Контролировать деятельность центров прибыли можно при помощи операционного бюджета, форма которого близка к отчету о прибылях и убытках, а также отчету об исполнении бюджета.
Центр инвестиций – это часть управленческой системы торговой организации, руководитель которой отвечает не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Примером может служить совет директоров торговой организации, имеющий право инвестировать собственную прибыль. Целю такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций и увеличение начального капитала.
Контроль за деятельностью центра инвестиций можно осуществлять при помощи операционного бюджета, отчета о его исполнении, а также баланса и отчета о денежных потоках.
Для организации управленческого учета в торговых организациях немаловажное значение имеет также подразделение центров ответственности исходя из выполняемых ими функций на основные и вспомогательные.
Основные центры ответственности занимаются непосредственной реализацией товаров. Их затраты напрямую списывают на себестоимость реализации. К таки центрам, например, можно отнести секции, отделы, бригады и др.
Вспомогательные центры ответственности существуют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость реализованных товаров. К таким центрам можно отнести отдел кадров, финансовый отдел, бухгалтерию и т.д.
Таким образом, центры ответственности – это определенное учение, новая психологическая трактовка учета, направленная на организацию поведения администраторов. Ее цель – не столько контроль, сколько помощь администраторам в организации самоконтроля, т.к. предполагается, что ни один человек не станет нарушать выгодные для него цели и критерии.