Бухгалтерский управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является: изучение организационных аспектов управленческого учета.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты сущности и организации управленческого учета на предприятии;
рассмотреть систему управленческого учета на анализируемом предприятии;

Файлы: 1 файл

глава1 и введение.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

В статью "Расходы на техобслуживание основных средств" включаются: 
расходы на поверку и клеймение весов, водомеров, электрических и газовых счетчиков и других измерительных приборов; расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств; расходы на проведение противопожарных мероприятий; расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных механизмов сторонними организациями. 
По статье "Расходы на тару" учитываются: расходы на ремонт тары (в том числе тары-оборудования); расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и таро-ремонтным предприятиям; амортизация тары-оборудования; амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки; расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования); стоимость тары, списанной из-за естественного износа; расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары; разница в ценах между приемными (при оприходовании тары под товаром) и сдаточными (при возврате порожней тары); другие расходы на тару.

В статье "Расходы на санитарную и специальную одежду" отражаются: 
услуги прачечных, ремонтных мастерских, других организаций по стирке, дезинфекции и починке санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей; стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей.

К статье "Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров" относятся: стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, опилок, стружки, соломы, проволоки и т.п.), использованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров; услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров; расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода, смазочные материалы и др.); расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями; стоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов; плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций; расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление грызунов); расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов - газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.

По статье "Потери товаров и технологические отходы" отражаются: потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках; потери реализуемых вразвес товаров при хранении, подготовке к продаже и продаже вследствие усушки, раструски и распыла, раскрошки, утечки (таяние, просачивание); потери в результате разлива при перекачке и продаже жидких товаров; потери плодов и овощей в результате расхода веществ на дыхание; потери вследствие порчи товаров, повреждения тары; масса полимерной пленки, удаляемой при продаже сыров, поступивших упакованными в указанную пленку; 
потери, обнаруженные в результате разницы между фактической массой тары и массой по трафарету; отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом), продаваемых после предварительной разделки; потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада; 
отходы картофеля, овощей и фруктов; потери охлажденного мяса и субпродуктов при замораживании (в том числе в блоках) в камерах холодильников; потери парного мяса и субпродуктов при остывании и замораживании естественным холодом (вне камер холодильников); потери мороженого мяса и субпродуктов при хранении в камерах холодильников; потери в виде мясной крошки при разрубе мяса; потери яиц при длительном хранении; потери от боя стеклянной посуды с пищевыми товарами при приеме, хранении и отпуске в торговых организациях, а также при перевозке транспортными средствами; потери от боя и щербления стеклянной порожней посуды при приеме, хранении и отпуске в торговой организации, а также при погрузке в железнодорожные вагоны (баржи) и при транспортных перевозках; потери от продажи тканей метражом (в результате разрезания); другие подобные товарные потери; потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.

В торговле существует понятие "нормы естественной убыли". Естественная убыль - это потери при хранении и реализации товаров, обусловленные физико-химическими свойствами товаров вследствие усушки, утруски, утечки, распыла, разлива и т.п. Эти потери возникают по объективным причинам, поэтому их нормируют. На отдельные виды товаров устанавливаются нормы убыли в процентах к стоимости или к натуральным показателям. Размер норм естественной убыли зависит от климатической зоны, видов и групп товаров, времени года, условий хранения и пр. На складах нормы естественной убыли зависят также от сроков хранения.

На статью "Расходы на рекламу" относят затраты: на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров; на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети; на световую и иную наружную рекламу; 
на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видеофильмов и т.п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках; на оплату образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату; 
на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей этих призов во время проведения массовых рекламных кампаний; на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой деятельностью. В бухгалтерском учете затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений.

Статья "Представительские расходы" используется практически в любой коммерческой организации, так как в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими контрагентами и заключения новых хозяйственных договоров возникают расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах. В состав представительских расходов включаются также расходы организации по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или другого аналогичного органа организации. Нормы бухгалтерского законодательства не содержат понятия "представительские расходы". Таким образом, в настоящее время организациям следует руководствоваться перечнем представительских расходов, приведенным в ст. 264 НК РФ. 
К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации. Проводиться подобные мероприятия (официальный обед, ужин и пр.) могут либо непосредственно в самой организации, либо с выездом на предприятие общественного питания, либо с этой целью организуется командировка работника в другую организацию и т.д. Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.

В зависимости от целей деятельности организации, вида товаров, сопутствующих видов деятельности перечень статей управленческого учета расходов может меняться. Однако необходимость разграничения, полного, точного и своевременного учета затрат по статьям управленческого учета является очевидной для любой торговой организации. 
В частности, накопление учетных данных по статьям расходов торговой организации позволит анализировать их в динамике в целях последующего оптимального планирования - составления бюджета коммерческих расходов. 
При формировании бюджета коммерческих расходов учитываются все расходы, связанные со сбытом, продвижением и хранением товара. Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов. Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объема продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных расходов. Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются виды продукции и категории покупателей. При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина этих расходов планируется на основе данных управленческого учета (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента. В дальнейшем для учета и контроля за отклонениями затрат по рассмотренным ранее статьям необходимо использовать ведомость аналитического учета и контроля за отклонениями затрат от установленных норм (бюджетов).

Таким образом, отлаженная система учета расходов организаций торговли по статьям управленческого учета выполняет как минимум две важные функции в части принятия управленческих решений: 
1) на основе анализа аналитических данных по статьям расходов за прошлые периоды формирует оптимальные бюджеты коммерческих расходов на будущие периоды;

2) позволяет оперативно учитывать  отклонения от принятых бюджетов, рационально использовать экономию  средств и предотвращать несанкционированный  перерасход.[11]

 

 

1.5. Классификация доходов в управленческом учете

 

 

В соответствии с ПБУ 9/99 под доходами организации следует понимать увеличение экономической прибыли (экономических выгод) за отчетный период в форме поступлений, иного увеличения активов либо уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала компании, отличному от вклада участников, поскольку вклад не связан явно с хозяйственной деятельностью организации.

Данное определение «доходы» практически соответствует определению, которое приведено в разделе "Принципы" сборника МСФО IAS 18 «Выручка» «доход – это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличение активов или уменьшение обязательств, что выражается в увеличении капиталов не связанного с вкладами собственников».

Использование в учетной практике категории «доход» повышает роль и значимость этого показателя при формировании финансовых результатов торговой организации. Вместе с тем для управленческого учета особую значимость приобретают главные составляющие этой категории – выручка от продажи товаров (розничный товарооборот) и торговая надбавка. Поэтому при раскрытии информации о доходах необходимо обратить внимание на их содержание (производственно-коммерческие или финансовые), периодичность возникновения (постоянные или случайные) и соизмеримость с издержками. Это дает возможность проводить четкую грань между выручкой организации и прочими доходами. В этом случае первую составляющую часть дохода можно использовать в управленческом учете для:

- соизмерения доходов от продажи  товаров с ее себестоимостью и выявления результата производственно-коммерческой деятельности;

- проведения анализа взаимосвязи  «издержки – доходы – прибыль»;

- установления цены безубыточной  реализации товаров;

- моделирования различных вариантов  тактического и стратегического развития организации;

- принятия эффективных управленческих  решений.

В практической деятельности регистрацию и отражение доходов часто связывают с отдельными методами учета и конкретными формами их получения, системами и видами налогообложения, а также с предполагаемыми или подразумеваемыми правилами установления времени, к которому доходы должны быть отнесены.

Торговые организации потребительской кооперации в процессе хозяйственной деятельности используют различные виды доходов, которые классифицируются следующим образом (таблица 1).

Таб.1

 

 

Таблица 1 - Классификация доходов в управленческом учете торговых организаций


 

№ п/п

Направления

классификации

Классификационные группы

1

Виды деятельности

Доход от основной деятельности

Доход от инвестиционной деятельности

Доход от финансовой деятельности

2

Источники формирования

Доход от продажи товаров

Доход от прочих поступлений

3

Характер налогообложения

Доход, подлежащий налогообложению

Доход, не подлежащий налогообложению

4

Влияние инфляционного процесса

Номинальный доход

Реальный доход

5

Период формирования

Доход предшествующего периода

Доход отчетного периода

Доход планового периода


     

 

       

Использование в учетной практике категории «доход» повышает роль и значимость этого показателя при формировании финансовых результатов торговой организации.

Вместе с тем для управленческого учета особую значимость приобретают главные составляющие этой категории - выручка от продажи товаров (розничный товарооборот) и торговая надбавка. Поэтому при раскрытии информации о доходах необходимо обратить внимание на их содержание (производственно-коммерческие или финансовые), периодичность возникновения (постоянные или случайные) и соизмеримость с издержками. Это дает возможность проводить четкую грань между выручкой организации и прочими доходами. В этом случае первую составляющую часть дохода можно использовать в управленческом учете для: соизмерения доходов от продажи товаров с ее себестоимостью и выявления результата производственно-коммерческой деятельности; проведения анализа взаимосвязи «издержки - доходы - прибыль»; установления цены безубыточной реализации товаров; моделирования различных вариантов развития организации; принятия эффективных управленческих решений

     

 

1.6. Центры ответственности в торговой организации.

 

В торговле центр ответственности – это часть торговой организации, руководитель которой отвечает за те или иные показатели.

Организация учета по центрам ответственности позволяет торговой организации преобразовать систем учета так, что затраты аккумулируются и отражаются  в отчетах на определенных уровнях управления. Одним из правил организации учета по центрам ответственности является-то, что каждую структурную единицу торговой организации обременяют те и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.

Деление торговой организации на центры ответственности должно определятся спецификой конкретной ситуации, и отвечать следующим основным требованиям:

  • центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой торговой организации;
  • во главе центра ответственности должно быть ответственное лицо – менеджер;
  • в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база распределения затрат;
  • необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности. Менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;
  • для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности;
  • менеджеры центра ответственности должны принять участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.

Информация о работе Бухгалтерский управленческий учет