Дебиторская и кредиторская задолженность, порядок их отражения в отчетности на примере ОАО «Аврора»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью;
- определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности, изучение информационных и организационных основ дебиторской и кредиторской задолженности;

Содержание работы

Введение………………………...............................................................................3
1. Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………..5
1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа………………………………….5
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..8
1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основ-ные характеристики финансового состояния организации…………….12
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ОАО «Аврора»…………………………………………………………………………...16
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Аврора» ………………………..16
2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью…….22
2.3. Оценка кредиторской задолженности……………………………………..29
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолжен-ности…………………………………………………………………...33
3.1. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности………...33
3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности…………………………………………………….35
3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации... …………………………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

курсач по бух фин отч.doc

— 723.50 Кб (Скачать файл)

 

         Чтобы  установить  сумму   денежных  поступлений,  необходимо   определить дебиторскую задолженность  по  состоянию  на  конец   прогнозируемого  периода (месяца). С этой целью можно использовать формулу оборачиваемости

Tд.з.=Oд.з.*t/B,                                                                                    (7)

где Тд.з. —  период  оборота  дебиторской  задолженности;

Oд.з.  —   средние остатки дебиторской  задолженности;

t —  длительность  анализируемого  периода (в рассматриваемой  ситуации — месяц);

В — выручка  от реализации продукции.

         Если ожидается, что в предстоящем  периоде характер расчетов с  покупателями не изменится, допустимо воспользоваться рассчитанным ранее

значением длительности погашения дебиторской задолженности (см. табл. 6).

         Тогда средние остатки дебиторской  задолженности в прогнозируемом периоде можно рассчитать по формуле

Oд.з.=Tд.з.*B/t                                                                                       (8)

         Для более надежного определения средних  остатков  задолженности  дебиторов надо  учесть  характер  расчетов  предприятия  с  покупателями  (соотношение последующей и предварительной  оплаты).  Более  точный  расчет  предполагает использование  в  числителе  формулы   выручки,   получаемой   на   условиях до следующей  оплаты.  Поскольку   прогнозировать   данное   соотношение   на перспективу   достаточно   сложно,   можно   воспользоваться    сложившимися соотношениями. Если такую информацию получить затруднительно или в составе выручки значительную часть составляют расчеты  с  покупателями  на  условиях последующей оплаты, в числителе может использоваться  общий  прогнозируемый объем продаж.  В данном случае расчет по формуле (8):

   Qд.з.=2,52*631 636,8/30= 53 057,5

         Для небольших интервалов времени (месяц,  квартал)  средние остатки Оср удобно определять по формуле среднего арифметического:

    Oср=(Oн+Oк)/2                                                                                    (9)                        

 где Он  и  Ок — остатки на начало  и конец периода.

         Начальные остатки дебиторской   задолженности  (остатки на конец истекшего периода) составляли 61 352 тыс.  р.  Рассчитаем  ожидаемое значение дебиторской задолженности на конец периода:

         Ок = 2*Оср – Он                                                                             (10)

2 * 53 057,5 – 61 352 = 44 763.

         Таким  образом,  ожидаемая   сумма   поступлений   денежных   средств   от покупателей составит

753 531,3+ 61 352 - 44 763= 770 120,3.

         Как  видно,  вследствие  увеличения   к   концу   периода   задолженности покупателей  (неоплаченной   отгруженной   продукции)   на   16 589 р. прогнозируемые денежные поступления будут меньше   ожидаемого  объема  продаж на такую же величину и составят 770 120,3р.

         Расчет значения кредиторской задолженности производится на основании предположения неизменности оборачиваемости кредиторской задолженности в течение всей продолжительности инвестиционного проекта, которая в данном случае составляет 30 дней. Прежде всего, определим показатель оборачиваемости

PT = 365 / 30 = 12,17.

         Затем рассчитаем величину прогнозируемого  значения кредиторской задолженности, учитывая, что показатель оборачиваемости кредиторской задолженности равен отношению выручки от реализации продукции к величине дебиторской задолженности:

        AP = TR / PT                                                                                              (11)

         Для рассматриваемого примера  получим

       AP = 753 531,3 / 12,17 = 61 917,12 тыс. р.

         Аналогичным образом рассчитываются  величины кредиторской задолженности на конец каждого месяца инвестиционного проекта.

 

 

3.2. Оценка  эффективности применения факторинга  в целях оптимизации дебиторской задолженности

Катализатором бизнеса, как известно, являются деньги. Одним из самых доступных способов получения необходимых средств является факторинг.

Факторинг – комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.

Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния  задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.

Кроме того, факторинг  помогает удовлетворить потребность  предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы

Преимущества  факторинга [8, с. 14]:

1) При правильно  составленном договоре финансирования  под уступку денежного требования  происходит расщепление ответственности  между фактором и клиентом, в то время как бремя кредита клиент несет практически единолично.

2) Поставщик  экономит на расходах по оформлению  кредитного договора, не платит проценты за пользование чужими деньгами, от него не требуется при наступлении срока погашения кредита производить мобилизацию денежных средств, изымая их из оборота.

3) Факторинговые  компании могут дополнительно  предоставлять своим клиентам услуги по страхованию рисков, связанных с неполной оплатой товаров, просрочкой платежа или изменением валютных курсов, информировать о платежной дисциплине покупателей, вести бухгалтерский учет, а также осуществлять управление дебиторской задолженностью

Факторинг – это оптимальное решение, так как у предприятия, как

было выявлено во второй главе данного исследования, существует дебиторская задолженность.

Дополнительным  мотивом к использованию факторинга является тот факт, что на рынке  продажи мебели лучшие цены и лучшие объемы закупаемого товара доступны только на условиях предварительной оплаты, поэтому факторинг необходим для ОАО «Аврора».

Итак, ОАО «Аврора» необходимо закупить товар по предварительной оплате. Предварительная оплата составляет 800 тыс. руб. в год, оборачиваемость дебиторской задолженности – 2 раза.

В городе услуги факторинга предоставляются банком «ПромТрансБанк» на следующих условиях:

- 50% резерв дебиторской задолженности;

- комиссионные  – 16% на среднюю дебиторскую  задолженность, подлежащие оплате при приобретении дебиторской задолженности;

- 10% от дебиторской  задолженности после вычисления  комиссионных и резерва.

1. Средняя дебиторская задолженность (находим путем деления продажи по предоплате на оборачиваемость):

800 / 2,52 = 317,46 тыс.  руб.

2. Доходы от  факторинга.

Средняя дебиторская  задолженность равна 317,46 тыс. руб.

Резерв составляет 158,73 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,5)

Комиссионные расходы составят 50,8 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,16)

Проведем необходимые  расчеты.

Доходы от факторинга до выплаты процентов:

317,46 – 158,73 –  50,8 = 107,93 тыс. руб.

Далее найдем полученные доходы от факторинга.

Проценты составят 5,4, так как 107,93 тыс. руб. × (0,1: 2).

Таким образом, полученные доходы от факторинга составят:

107,93 тыс. руб.  – 5,4 тыс. руб. = 102,53 тыс. руб.

Найдем стоимость  факторинга.

Комиссионные  расходы = 317,46 тыс. руб. × 0,3 = 95,24 тыс. руб.

Стоимость факторинга каждые 180 дней (360/2,52) = 143

Оборот равен 2,52.

Полная стоимость  факторинга 36,4 тыс. р. (143 тыс. руб. × 2,52).

Результаты  расчетов представлены в таблице 11.

 

Таблица 11- Расчет условий факторинга

Наименование  показателя

Сумма

Средняя дебиторская  задолженность

317 460

Обороты дебиторской  задолженности

2,52

Стоимость факторинга

36 400

Доходы от факторинга:

 

-резерв

158 730

-комиссионные  расходы

50 800

-доходы от  факторинга до выплаты процентов

107 930

Расходы от факторинга:

 

-комиссионные  расходы

95 240

-проценты

5 400

Доходы от факторинга после налогообложения

102 530

Экономическая эффективность мероприятия

2,8


Выводы:

данные таблицы 11 показывают, что стоимость факторинга составит 36 400 руб., а доходы от данного мероприятия после налогообложения 102 530 руб. Экономическая эффективность – 2,8%. Таким образом, применение факторинга в данной ситуации позволяет увеличить "финансовый рычаг" и прийти к наиболее оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов.

Далее проведём расчёт основных экономических показателей после проведённого исследования (таблица 12).

 

Таблица 12 - Основные экономические показатели после  проведенного мероприятия

Наименование  показателя

До внедрения мероприятия

После внедрения  мероприятия

Изменения +/-

Себестоимость, руб.

69 744,00

106 144,00

+36 400,00

Прибыль предприятия, руб.

87 225

189 755

+102 530,00

Выручка предприятия, руб.

156 969,00

259 499,00

+102 530,00

Чистая прибыль, руб.

16 233

82 363,00

+66 130,00

Рентабельность  производства, %

1,25

1,79

+0,54

Фондоемкость, руб./руб.

0,44

0,41

-0,03

Фондоотдача, руб./руб.

2,25

2,44

+0,19

Рентабельность  продаж, %

0,103

0,317

+0,214


 

Выводы:

таким образом, данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что за счет внедрения мероприятия по факторингу рентабельность производства увеличится на 0,214%, фондоемкость после внедрения мероприятия составит 0,41 руб./руб., что меньше на 0,03 руб./руб., соответственно, фондоотдача увеличится на 0,19, достигнув уровня 2,44 руб./руб. В свою очередь,

37

рентабельность  продаж увеличится на 0,214%, составив 0,317% против 0,103% до внедрения мероприятия. Следовательно, применение факторингового финансирования дает дополнительные возможности для развития бизнеса за счет оптимизации отношений с поставщиками и дилерами. Другие виды финансирования могут обладать не меньшей эффективностью, если их правильно применять в соответствии с потребностями данного предприятия. Все зависит от выбора инструмента или набора инструментов финансирования оборотного капитала. Во многом этот выбор будет зависеть от финансовой политики  ООО «Фаворит», которая, в свою очередь, определяется кредитной политикой - т. е. совокупностью способов привлечения средств для финансирования текущей деятельности и размещения временно свободных средств. Правильная кредитная политика решает несколько задач. В первую очередь, это повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств. "Сопутствующие" задачи, обеспечивающие эффективность кредитной политики, состоят в минимизации стоимости привлеченных заемных средств и снижении кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора).

Привлечение кредита, замещающего  временно отвлеченные собственные оборотные средства или увеличивающего массу применяемого оборотного капитала, увеличивает "финансовый рычаг" и повышает рентабельность собственного капитала. Эффект "финансового рычага" всегда проявляется при привлечении заемных средств в любом их виде, а "операционный рычаг" будет оказывать заметное влияние лишь в том случае, когда проценты по привлеченным средствам достаточно значительны.

 

3.3. Расчет  снижения кредиторской задолженности  путем реструктуризации

         Задача аналитика заключается  не только в констатации уровня  финансового состояния предприятия, но и в подготовке предложений по его улучшению. Для  этого он должен выявить факторы, оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать варианты предложений по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

Значительную  роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла реструктуризация кредиторской задолженности.

Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженность, порядок их отражения в отчетности на примере ОАО «Аврора»