Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 17:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью;
- определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности, изучение информационных и организационных основ дебиторской и кредиторской задолженности;
Введение………………………...............................................................................3
1. Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………..5
1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа………………………………….5
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..8
1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основ-ные характеристики финансового состояния организации…………….12
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ОАО «Аврора»…………………………………………………………………………...16
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Аврора» ………………………..16
2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью…….22
2.3. Оценка кредиторской задолженности……………………………………..29
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолжен-ности…………………………………………………………………...33
3.1. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности………...33
3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности…………………………………………………….35
3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации... …………………………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44
Чтобы установить сумму
денежных поступлений, необходимо
определить дебиторскую
Tд.з.=Oд.з.*t/B,
где Тд.з. — период оборота дебиторской задолженности;
Oд.з. — средние остатки дебиторской задолженности;
t — длительность анализируемого периода (в рассматриваемой ситуации — месяц);
В — выручка от реализации продукции.
Если ожидается, что в
значением длительности
погашения дебиторской
Тогда средние остатки
Oд.з.=Tд.з.*B/t
Для более надежного определения средних остатков задолженности дебиторов надо учесть характер расчетов предприятия с покупателями (соотношение последующей и предварительной оплаты). Более точный расчет предполагает использование в числителе формулы выручки, получаемой на условиях до следующей оплаты. Поскольку прогнозировать данное соотношение на перспективу достаточно сложно, можно воспользоваться сложившимися соотношениями. Если такую информацию получить затруднительно или в составе выручки значительную часть составляют расчеты с покупателями на условиях последующей оплаты, в числителе может использоваться общий прогнозируемый объем продаж. В данном случае расчет по формуле (8):
Qд.з.=2,52*631 636,8/30= 53 057,5
Для небольших интервалов времени (месяц, квартал) средние остатки Оср удобно определять по формуле среднего арифметического:
Oср=(Oн+Oк)/2
где Он и Ок — остатки на начало и конец периода.
Начальные остатки дебиторской
Ок =
2*Оср – Он
2 * 53 057,5 – 61 352 = 44 763.
Таким образом, ожидаемая сумма поступлений денежных средств от покупателей составит
753 531,3+ 61 352 - 44 763= 770 120,3.
Как видно, вследствие увеличения к концу периода задолженности покупателей (неоплаченной отгруженной продукции) на 16 589 р. прогнозируемые денежные поступления будут меньше ожидаемого объема продаж на такую же величину и составят 770 120,3р.
Расчет значения кредиторской задолженности производится на основании предположения неизменности оборачиваемости кредиторской задолженности в течение всей продолжительности инвестиционного проекта, которая в данном случае составляет 30 дней. Прежде всего, определим показатель оборачиваемости
PT = 365 / 30 = 12,17.
Затем рассчитаем величину
AP = TR / PT
Для рассматриваемого примера получим
AP = 753 531,3 / 12,17 = 61 917,12 тыс. р.
Аналогичным образом
3.2. Оценка
эффективности применения
Катализатором бизнеса, как известно, являются деньги. Одним из самых доступных способов получения необходимых средств является факторинг.
Факторинг – комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.
Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.
Кроме того, факторинг помогает удовлетворить потребность предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы
Преимущества факторинга [8, с. 14]:
1) При правильно
составленном договоре
2) Поставщик
экономит на расходах по
3) Факторинговые компании могут дополнительно предоставлять своим клиентам услуги по страхованию рисков, связанных с неполной оплатой товаров, просрочкой платежа или изменением валютных курсов, информировать о платежной дисциплине покупателей, вести бухгалтерский учет, а также осуществлять управление дебиторской задолженностью
Факторинг – это оптимальное решение, так как у предприятия, как
было выявлено во второй главе данного исследования, существует дебиторская задолженность.
Дополнительным
мотивом к использованию
Итак, ОАО «Аврора» необходимо закупить товар по предварительной оплате. Предварительная оплата составляет 800 тыс. руб. в год, оборачиваемость дебиторской задолженности – 2 раза.
В городе услуги факторинга предоставляются банком «ПромТрансБанк» на следующих условиях:
- 50% резерв дебиторской задолженности;
- комиссионные – 16% на среднюю дебиторскую задолженность, подлежащие оплате при приобретении дебиторской задолженности;
- 10% от дебиторской
задолженности после
1. Средняя дебиторская задолженность (находим путем деления продажи по предоплате на оборачиваемость):
800 / 2,52 = 317,46 тыс. руб.
2. Доходы от факторинга.
Средняя дебиторская задолженность равна 317,46 тыс. руб.
Резерв составляет 158,73 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,5)
Комиссионные расходы составят 50,8 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,16)
Проведем необходимые расчеты.
Доходы от факторинга до выплаты процентов:
317,46 – 158,73 – 50,8 = 107,93 тыс. руб.
Далее найдем полученные доходы от факторинга.
Проценты составят 5,4, так как 107,93 тыс. руб. × (0,1: 2).
Таким образом, полученные доходы от факторинга составят:
107,93 тыс. руб. – 5,4 тыс. руб. = 102,53 тыс. руб.
Найдем стоимость факторинга.
Комиссионные расходы = 317,46 тыс. руб. × 0,3 = 95,24 тыс. руб.
Стоимость факторинга каждые 180 дней (360/2,52) = 143
Оборот равен 2,52.
Полная стоимость факторинга 36,4 тыс. р. (143 тыс. руб. × 2,52).
Результаты расчетов представлены в таблице 11.
Таблица 11- Расчет условий факторинга
Наименование показателя |
Сумма |
Средняя дебиторская задолженность |
317 460 |
Обороты дебиторской задолженности |
2,52 |
Стоимость факторинга |
36 400 |
Доходы от факторинга: |
|
-резерв |
158 730 |
-комиссионные расходы |
50 800 |
-доходы от
факторинга до выплаты |
107 930 |
Расходы от факторинга: |
|
-комиссионные расходы |
95 240 |
-проценты |
5 400 |
Доходы от факторинга после налогообложения |
102 530 |
Экономическая эффективность мероприятия |
2,8 |
Выводы:
данные таблицы 11 показывают, что стоимость факторинга составит 36 400 руб., а доходы от данного мероприятия после налогообложения 102 530 руб. Экономическая эффективность – 2,8%. Таким образом, применение факторинга в данной ситуации позволяет увеличить "финансовый рычаг" и прийти к наиболее оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов.
Далее проведём расчёт основных экономических показателей после проведённого исследования (таблица 12).
Таблица 12 - Основные экономические показатели после проведенного мероприятия
Наименование показателя |
До внедрения мероприятия |
После внедрения мероприятия |
Изменения +/- |
Себестоимость, руб. |
69 744,00 |
106 144,00 |
+36 400,00 |
Прибыль предприятия, руб. |
87 225 |
189 755 |
+102 530,00 |
Выручка предприятия, руб. |
156 969,00 |
259 499,00 |
+102 530,00 |
Чистая прибыль, руб. |
16 233 |
82 363,00 |
+66 130,00 |
Рентабельность производства, % |
1,25 |
1,79 |
+0,54 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,44 |
0,41 |
-0,03 |
Фондоотдача, руб./руб. |
2,25 |
2,44 |
+0,19 |
Рентабельность продаж, % |
0,103 |
0,317 |
+0,214 |
Выводы:
таким образом, данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что за счет внедрения мероприятия по факторингу рентабельность производства увеличится на 0,214%, фондоемкость после внедрения мероприятия составит 0,41 руб./руб., что меньше на 0,03 руб./руб., соответственно, фондоотдача увеличится на 0,19, достигнув уровня 2,44 руб./руб. В свою очередь,
37
рентабельность продаж увеличится на 0,214%, составив 0,317% против 0,103% до внедрения мероприятия. Следовательно, применение факторингового финансирования дает дополнительные возможности для развития бизнеса за счет оптимизации отношений с поставщиками и дилерами. Другие виды финансирования могут обладать не меньшей эффективностью, если их правильно применять в соответствии с потребностями данного предприятия. Все зависит от выбора инструмента или набора инструментов финансирования оборотного капитала. Во многом этот выбор будет зависеть от финансовой политики ООО «Фаворит», которая, в свою очередь, определяется кредитной политикой - т. е. совокупностью способов привлечения средств для финансирования текущей деятельности и размещения временно свободных средств. Правильная кредитная политика решает несколько задач. В первую очередь, это повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств. "Сопутствующие" задачи, обеспечивающие эффективность кредитной политики, состоят в минимизации стоимости привлеченных заемных средств и снижении кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора).
Привлечение кредита, замещающего временно отвлеченные собственные оборотные средства или увеличивающего массу применяемого оборотного капитала, увеличивает "финансовый рычаг" и повышает рентабельность собственного капитала. Эффект "финансового рычага" всегда проявляется при привлечении заемных средств в любом их виде, а "операционный рычаг" будет оказывать заметное влияние лишь в том случае, когда проценты по привлеченным средствам достаточно значительны.
3.3. Расчет
снижения кредиторской
Задача аналитика заключается
не только в констатации
Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла реструктуризация кредиторской задолженности.