Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Введение…………………………………………………………………………...2
Синтетический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……..4
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами на счете 76…………6
Учет списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………….9
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………14
Порядок учета неотфактурованных поставок………………………………17
Порядок учета материалов в пути…………………………………………...18
Учет расчетов за выполненные работы и оказание услуг…………………19
Учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………...20
Расчеты авансами……………………………………………………………..23
Расчеты товарными векселями………………………………………………24
Расчеты векселями третьих лиц (финансовыми)…………………………...25
Погашение дебиторской задолженности путем взаиморасчетов………….26
Погашение дебиторской задолженности покупателя путем переуступки прав требования………………………………………………………………27
Учет расчетов с покупателями при продаже продукции по договору мены…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………35
С этого момента у
бухгалтерии организации
Договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки. В таком случае поставщик поставляет продукцию после получения аванса от покупателя. Размер аванса определяется сторонами в договоре. После окончания поставки и оплаты продукции суммы перечисленного аванса засчитываются при окончательной оплате.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ № 94н, учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете отражают расчеты по выданным авансам и по задолженности поставщикам по неоплаченным поставкам.[2]
Счет по отношению к балансу – активно-пассивный; сальдо дебетовое – свидетельствует о суммах авансов или предоплат, перечисленных поставщикам; сальдо кредитовое – о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету – о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту – о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.
Аналитический учет расчетов с поставщиками организуется в разрезе поставщиков, договоров, расчетных документов, видов расчетов. При этом необходимо выделить расчеты по авансам выданным либо в аналитическом разрезе, либо на отдельных субсчетах.
Наиболее наглядно построение учета расчетов с поставщиками можно проанализировать на базе журнально-ордерной формы учета, заполнив журнал-ордер №6. В связи с изменениями, введенными Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, структура этого журнала может быть расширена. Так как авансы выданные учитываются теперь также на счете 60, то необходимо выделить графу для отражения сальдо по авансам выданным.
Журнал-ордер №6 – комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в резерве каждого товаро-сопроводительного и платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца, а именно: по полученным товаро-сопроводительным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным – материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца по счету 60); по полученным товаро-сопроводительным документам оплаченным – материалы не поступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз», сальдо нет); по полученным товарно-сопроводительным документам неоплаченным – материалы не поступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз» и кредитовое сальдо на начало месяца); сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам – материалы поступили, а товаро-сопроводительные документы для оплаты их не поступали (сальдо кредитовое); сальдо на начало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдо дебетовое).
В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет отразить обязательства либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Журнал-ордер №6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнале-ордере №6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика в выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основе актов.
По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа.
5.Порядок учета неотфактурованных поставок
Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платежного документа. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получения документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале-ордере №6: в графе «Номер счета» проставляются буква «Н» (не отфактуровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стоимость поступивших материалов на склад на группу и по графе «Акцепт». Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком является документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При открытии журнала-ордера №6 на следующий месяц эта поставка будет зарегистрирована как сальдо на начало месяца – кредитовое. По мере поступления товарно-сопроводительных документов и документов на оплату по этой поставке в следующем месяце они акцептуются организацией, оплачиваются банком регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере №6 в свободной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежа, по строкам: сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется, то же по группе в графе «Акцепт». Расчеты с поставщиком таким образом по этой поставке будут закончены.[4]
6.Порядок учета материалов в пути
Материалами в пути считаются поставки, по которым организация акцептовала (приняла к оплате) документы поставщика. При этом право собственности на МПЗ перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются акцептованные товаро-сопроводительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.
В журнале-ордере №6 указанные
платежные документы
По мере поступления этих ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без документов) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.
При расчетах с поставщиками
за материальные ценности могут быть
выявлены недостачи или излишки
фактически поступившего количества по
сравнению с документами
Пример. Расчет суммы недостачи по вине поставщика. Количество недостачи – 30 т. Стоимость материалов 30 т. * 8000 руб. = 240000 руб.
Сумма железнодорожного тарифа за перевозку 1 т. груза составляет 200 руб.; сумма железнодорожного тарифа за все количество недостачи 6000 руб. (200 руб. * 30 т.).
Сумма наценки составляет 2% стоимости материалов – 4800 руб. (24000 * 2%).
Всего фактическая себестоимость недостачи равна 250800 руб. (240000 руб. + 6000 руб. + 4800 руб.).
Сумма недостач относится в дебет счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и в кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и отражается в журнале-ордере №6 и ведомости №7. В данном журнале отражены операции по расчетам с поставщиками, связанные только с приобретением (заготовлением) товарно-материальных ценностей. Кроме того, организации пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и др., поэтому в крупных организациях ведется отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги. По окончании месяца показатели двух журналов-ордеров суммируются для получения общих оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и внесение их в Главную книгу.[2]
7.Учет расчетов
за выполненные работы и
Как уже отмечалось ранее
в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками» немалый
При журнально-ордерной форме учета для таких целей используют листки-расшифровки по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. В них, кроме того, отражаются однородные операции, учетные на прочих счетах (71, 76 и др.). По окончании месяца общие итоги листков-расшифровок регистрируются в соответствующих регистрах аналитического учета (ведомостях №12, 15), где формируются производственные и прочие затраты. [4]
8.Учет расчетов с покупателями и заказчиками
В настоящее время
в бухгалтерском учете при
отгрузке продукции покупателям
возникающая дебиторская
На суммы оплаты за
отгруженную продукцию, выполненные
работы и оказание услуг организация
предъявляет расчетные
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит счета 90 «Продажи».
При погашении покупателями
и заказчиками своей
Факт совершения сделки по продажи продукции вызывает необходимость отражения суммы задолженности перед бюджетом по НДС, исчисленному исходя из стоимости проданной продукции. Если учетной политикой организации предусматривается учет выручки в целях налогообложения «по отгрузке», то задолженность перед бюджетом по НДС отражается бухгалтерской записью:
Дебет счета 90
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Оплата расчетных документов
за отгруженную продукцию
Дебет счета 51
Кредит счета 62;
Операции по продаже имущества организации –
Дебет счета 62
Кредит счета 91, субсчет 1.
При продажи амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества (кроме готовой продукции и товаров) стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91. Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту 62.
На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.
Авансовые платежи, полученные организациями-поставщиками от покупателей в соответствии с условиями расчетов по договору поставки материально-производственных запасов или выполнение каких-либо работ и услуг, отражаются по кредиту счету 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным». Перечисление покупателем по платежному поручению суммы авансовых платежей оформляется бухгалтерской записью:
Дебет счета 51, 55 «Специальные счета в банках»
Кредита счета 62 .
Кредиторская задолженность,
отражаемая по счету 62, субсчет «Расчеты
по авансам полученным», являются объектом
налогообложения при исчислении
НДС согласно нормам действующего законодательства.
В бухгалтерском учете
Начисление НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы авансов от покупателей и заказчиков, отражается бухгалтерской записью:
Дебет счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»