Дебиторы и кредиторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Синтетический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……..4
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами на счете 76…………6
Учет списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………….9
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………14
Порядок учета неотфактурованных поставок………………………………17
Порядок учета материалов в пути…………………………………………...18
Учет расчетов за выполненные работы и оказание услуг…………………19
Учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………...20
Расчеты авансами……………………………………………………………..23
Расчеты товарными векселями………………………………………………24
Расчеты векселями третьих лиц (финансовыми)…………………………...25
Погашение дебиторской задолженности путем взаиморасчетов………….26
Погашение дебиторской задолженности покупателя путем переуступки прав требования………………………………………………………………27
Учет расчетов с покупателями при продаже продукции по договору мены…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

дебиторы и кредиторы.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

С этого момента у  бухгалтерии организации возникают  расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад кладовщиком выписывается приходный ордер, который при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется по учетным ценам и вместе с платежным поручением регистрируется в журнале-ордере №6. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу организиции-поставщика.

 Договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки. В таком случае поставщик поставляет продукцию после получения аванса от покупателя. Размер аванса определяется сторонами в договоре. После окончания поставки и оплаты продукции суммы перечисленного аванса засчитываются при окончательной оплате.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина РФ № 94н, учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете отражают расчеты по выданным авансам  и по задолженности поставщикам по неоплаченным поставкам.[2]

Счет по отношению  к балансу – активно-пассивный; сальдо дебетовое – свидетельствует  о суммах авансов или предоплат, перечисленных поставщикам; сальдо кредитовое – о суммах задолженности  организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету – о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту – о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц.

Аналитический учет расчетов с поставщиками организуется в разрезе поставщиков, договоров, расчетных документов, видов расчетов. При этом необходимо выделить расчеты по авансам выданным либо в аналитическом разрезе, либо на отдельных субсчетах.

Наиболее наглядно построение учета расчетов с поставщиками можно  проанализировать на базе журнально-ордерной формы учета, заполнив журнал-ордер  №6. В связи с изменениями, введенными Планом счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций, структура этого журнала может быть расширена. Так как авансы выданные учитываются теперь также на счете 60, то необходимо выделить графу для отражения сальдо по авансам выданным.

Журнал-ордер №6 –  комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в резерве каждого товаро-сопроводительного и платежного документа, приходного ордера или приемного акта. Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца, а именно: по полученным товаро-сопроводительным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным – материалы поступили (кредитовое сальдо на начало месяца по счету 60); по полученным товаро-сопроводительным документам оплаченным – материалы не поступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз», сальдо нет); по полученным товарно-сопроводительным документам неоплаченным – материалы не поступили, находятся в пути (справочно «За неприбывший груз» и кредитовое сальдо на начало месяца); сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам – материалы поступили, а товаро-сопроводительные документы для оплаты их не поступали (сальдо кредитовое); сальдо на начало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдо дебетовое).

В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет отразить обязательства либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

Журнал-ордер №6 ведется  линейно-позиционным способом, что  дает возможность судить о состоянии  расчетов с поставщиками по каждому  документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнале-ордере №6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика в выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основе актов.

По выпискам банка  производится отметка об оплате каждого  платежного документа.

 

5.Порядок учета  неотфактурованных поставок

Неотфактурованными считаются  поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платежного документа. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получения документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале-ордере №6: в графе «Номер счета» проставляются буква «Н» (не отфактуровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стоимость поступивших материалов на склад на группу и по графе «Акцепт». Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком является документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При открытии журнала-ордера №6 на следующий месяц эта поставка будет зарегистрирована как сальдо на начало месяца – кредитовое. По мере поступления товарно-сопроводительных документов и документов на оплату по этой поставке в следующем месяце они акцептуются организацией, оплачиваются банком  регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере №6 в свободной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежа, по строкам: сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется, то же по группе в графе «Акцепт». Расчеты с поставщиком таким образом по этой поставке будут закончены.[4]

 

6.Порядок учета  материалов в пути

Материалами в пути считаются  поставки, по которым организация  акцептовала (приняла к оплате) документы  поставщика. При этом право собственности  на МПЗ перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются акцептованные товаро-сопроводительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.

В журнале-ордере №6 указанные  платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За  неприбывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца ниже показателя «Итого поступило» фиксируется сумма стоимости материалов по соответствующим группам, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. материалы приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.

По мере поступления этих ценностей  бухгалтерия получит приходные  ордера складов, оприходует их на склад  и на группу (без документов) по строке регистрации этого счета в  не законченных на начало месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.

При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки  фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7). Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам организации или по договорным (опускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере №6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка; отдел маркетинга сообщает поставщику об излишках и просит выставить расчетные документы. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок – пропорционально стоимости груза.

Пример. Расчет суммы недостачи по вине поставщика. Количество недостачи – 30 т. Стоимость материалов 30 т. * 8000 руб. = 240000 руб.

Сумма железнодорожного тарифа за перевозку 1 т. груза составляет 200 руб.; сумма железнодорожного тарифа за все количество недостачи 6000 руб. (200 руб. * 30 т.).

Сумма наценки составляет 2% стоимости  материалов – 4800 руб. (24000 * 2%).

Всего фактическая себестоимость  недостачи равна 250800 руб. (240000 руб. + 6000 руб. + 4800 руб.).

Сумма недостач относится  в дебет счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и в кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и отражается в журнале-ордере №6 и ведомости №7. В данном журнале  отражены операции по расчетам с поставщиками, связанные только с  приобретением  (заготовлением) товарно-материальных ценностей. Кроме того, организации пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и др., поэтому в крупных организациях ведется отдельный журнал-ордер №6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги. По окончании месяца показатели двух журналов-ордеров суммируются для получения общих оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и внесение их в Главную книгу.[2]

 

 

 

7.Учет расчетов  за выполненные работы и оказание  услуг

Как уже отмечалось ранее  в составе счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» немалый удельный вес занимают расчеты за работы и  услуги. Отличительной особенностью их является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или выполненной работы можно сразу отнести к тому или иному виду затрат (прямые, общепроизводственные, общехозяйственные и т.п.) и распределить между потребителями внутри организации (подразделениям). Например, стоимость электроэнергии, воды, газа и др. Поэтому одновременно с регистрацией документов, подтверждающих стоимость оказанных услуг (работ), их оплату, бухгалтерия должна иметь распределительные документы внутреннего характера об объеме и стоимости полученных услуг каждым потребителем. С этой целью бухгалтерия может накапливать информацию об объеме, виде и стоимости полученных услуг каждым их них в отдельных регистрах в разрезе статей затрат.

При журнально-ордерной форме учета для таких целей используют листки-расшифровки по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. В них, кроме того, отражаются однородные операции, учетные на прочих счетах (71, 76 и др.). По окончании месяца общие итоги листков-расшифровок регистрируются в соответствующих регистрах аналитического учета (ведомостях №12, 15), где формируются производственные и прочие затраты. [4]

 

8.Учет расчетов  с покупателями и заказчиками

В настоящее время  в бухгалтерском учете при  отгрузке продукции покупателям  возникающая дебиторская задолженность  отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные  работы и оказание услуг организация  предъявляет расчетные документы  покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»

Кредит счета 90 «Продажи».

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности  они списывают ее с кредита  счета 62 в дебет счетов денежных средств.

Факт совершения сделки по продажи продукции вызывает необходимость отражения суммы задолженности перед бюджетом по НДС, исчисленному исходя из стоимости проданной продукции. Если учетной политикой организации предусматривается учет выручки в целях налогообложения «по отгрузке», то задолженность перед бюджетом по НДС отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 90

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Оплата расчетных документов за отгруженную продукцию покупателями и заказчиками, что подтверждается поступлением денежных средств на расчетные счета организации, уменьшает дебиторскую задолженность и отражается бухгалтерской записью6

Дебет счета 51

Кредит счета 62;

Операции по продаже  имущества организации – 

Дебет счета 62

Кредит счета 91, субсчет 1.

При продажи амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества (кроме готовой продукции и товаров) стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91. Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту 62.

На счете 62 отражают суммы  полученных авансов и предварительной  оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Авансовые платежи, полученные организациями-поставщиками от покупателей  в соответствии с условиями расчетов по договору поставки материально-производственных запасов или выполнение каких-либо работ и услуг, отражаются по кредиту счету 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным». Перечисление покупателем по платежному поручению суммы авансовых платежей оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 51, 55 «Специальные счета в банках»

Кредита счета 62 .

Кредиторская задолженность, отражаемая по счету 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным», являются объектом налогообложения при исчислении НДС согласно нормам действующего законодательства. В бухгалтерском учете полученные авансы рассматриваются только как источник имущества организации, появление которого связано с последующим исполнением сделки, предусмотренной договором. Налоговый аспект данной хозяйственной операции заключается в признании факта вовлечения денежных средств в оборот организации в качестве составной части сделки по договору, стоимость которой принимается в сумме облагаемого оборота по НДС. В учете независимо от различных аспектов толкования сущности произведенных хозяйственных операций должна быть сформирована информация о возникновении кредиторской задолженности и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет в связи с получением авансовых платежей.

Начисление НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы  авансов от покупателей и заказчиков, отражается бухгалтерской записью:

Дебет счета 62, субсчет  «Расчеты по авансам полученным»

Информация о работе Дебиторы и кредиторы