Дебиторы и кредиторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Синтетический учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……..4
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами на счете 76…………6
Учет списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………………….9
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………14
Порядок учета неотфактурованных поставок………………………………17
Порядок учета материалов в пути…………………………………………...18
Учет расчетов за выполненные работы и оказание услуг…………………19
Учет расчетов с покупателями и заказчиками……………………………...20
Расчеты авансами……………………………………………………………..23
Расчеты товарными векселями………………………………………………24
Расчеты векселями третьих лиц (финансовыми)…………………………...25
Погашение дебиторской задолженности путем взаиморасчетов………….26
Погашение дебиторской задолженности покупателя путем переуступки прав требования………………………………………………………………27
Учет расчетов с покупателями при продаже продукции по договору мены…………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

дебиторы и кредиторы.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

Кредит счета 68.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным  видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90. Отрицательные  суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91, отрицательные  – по дебету счета 91 и кредиту  счета 62.

Невостребованная в  срок задолженность покупателей  и заказчиков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансами полученными; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учетным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно.

В организациях, выполняющих  работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные, геологические  и т.п.), для учета расчетов с  заказчиками может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»   

9.Расчеты авансами

Условиями договора партнеры могут предусмотреть аванс в  определенном размере. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организации учет поступивших авансов ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом организация должна обеспечить обособленный учет поступивших авансов. Для обеспечения этого условия целесообразно открыть отдельные субсчета, выделив расчеты по авансам, полученным от российских и иностранных покупателей и заказчиков.

Д-т сч. 51 «Расчетные счета», «Валютные счета»

К-т сч. 62, субсчета 1 и 3.

При получении аванса с него начисляют в бюджет налог  на добавленную стоимость. При этом оформляются бухгалтерские записи:

Д-т сч. 62, субсчет 1,3

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам  и сборам»

После того как произошла  отгрузка, в счет оплаты засчитывается  сумма полученного аванса:

Д-т сч. 62, субсчет 1,3

К-т сч. 62, субсчет 2,4.

При этом восстанавливается сумма НДС, начисленная ранее в бюджет:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам  и сборам»

К-т сч. 62, субсчет 1,3.[5]

 

10.Расчеты товарными  векселями

Одним из наиболее часто  встречающихся способов расчетов являются расчеты товарными или финансовыми векселями.

Бухгалтерский учет товарных векселей, применяемых при расчетах между организациями за поставленные товары (продукцию), выполнение работы и оказание услуг, осуществляются на основе письма Минфина РФ №142 от 31.10.94г. Товарный вексель подтверждает обязательства покупателя оплатить задолженность по наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю.

Организация – получатель денег по векселю (векселедержатель) при получении суммы, указанной  в векселе, отражает ее:

Д-т сч. 62, субсчет «Векселя полученные»

К-т сч. 62, субсчет 3, 4, или  сч. 90 «Продажи».

Если по полученному  векселю, обеспечивающему задолженность  покупателя (заказчика), предусмотрено  получение процента, то по мере погашения  этой задолженности делается запись:

Д-т сч. 51 или 52

К-т сч. 62 – на сумму  погашения задолженности;

К-т сч. 91 – на величину процента.

Претензии, возникающие  у организаций в связи с  использованием векселей, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Если организация-векселедержатель ведет налоговый учет по моменту  оплаты за реализованные товары, работы, услуги, то она считает продукцию, по которой был получен вексель, реализованной на дату погашения  векселя.

В случае передачи векселедержателем векселя до окончания срока платежа по нему поступление средств отражается по дебету счетов учета денежных или других средств, иного имущества (в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции) и кредиту счета 62, субсчет «Векселя полученные».

Если сумма фактически поступивших денежных или иных средств, иного имущества меньше той, которую  организация должна получить по векселю, указанная разница относится  векселедержателем в дебет счета  учета прочих расходов и доходов.

В случае неоплаты векселедержателем векселя в установленный срок задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62, субсчет «Векселя полученные», переводится на счет 76, субсчет 2.

Сумма начисленных расходов по опротестованию векселя отражается по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Перечисления указанных  сумм отражается по дебету счета 76, субсчет 2 и кредиту счетов учета денежных средств.

Для контроля за индоссированными векселями применяется забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». На этом забалансовом счете индоссированные векселя числятся до истечения срока предъявления в установленном порядке претензий по указанным векселям, получения извещения об их оплате или оплаты их организацией.

Организация, выдавшая аваль (поручительство по векселю), отражает его на забалансовом счете 009.[7]

 

11.Расчеты векселями  третьих лиц (финансовыми)

Если покупатель товарно-материальных ценностей в качестве оплаты индоссирует  на продавца вексель третьего лица, то в таком случае на дату индоссамента задолженность покупателя погашается. Полученный вексель отражается как финансовое вложение по цене приобретения, которая обычно равна продажной цене продукции (товара, работ, услуг). При этом номинал векселя не имеет значение для бухгалтерского учета. В этот же момент продукция считается реализованной и с точки зрения налогового учета.

В бухгалтерском учете  делаются записи:

Д-т сч. 58 «Финансовые  вложения»

К-т сч. 62, субсчет 3.

В дальнейшем продажа  или погашение векселя проводится обычным порядком через счет 91 «Прочие доходы и расходы»:

Д-т сч. 91, субсчет 2

К-т сч. 58 – на учетную  стоимость векселя;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие  доходы» - на продажную цену векселя  или сумму его погашения.[2]

 

 

 

12.Погашение  дебиторской задолженности путем  взаиморасчетов

В настоящее время  распространены взаиморасчеты между  организациями, в которых участвуют  три и более партнера. Для взаимного погашения задолженностей они составляют акты с подтверждением задолженностей и описанием порядка их погашения. Эти операции нельзя отнести к товарообменным, поскольку условия, сроки возникновения и величины задолженностей разные. Если в данном случае и применимо понятие обмена, то оно относимо к самим задолженностям, но не товарам. Сделки по взаимозачету задолженностей можно квалифицировать как передачу друг другу прав требования. Таким образом, удается погасить задолженность без применения расчетов через банк. Рассмотрим, как такие взаимозачеты будут отражаться в бухгалтерском учете и на какую дату следует определить выручку от реализации товаров, работ, услуг в целях налогообложения, а значит, в какой момент будет возникать задолженность организации по налогам.

Пример. ООО «Тайга» отгрузило продукцию ОАО «Буран», фактическая себестоимость отгруженной продукции Х - 85 000 руб., договорная цена – 105 000 руб. плюс НДС – 21 000 руб. Оплата за отгруженный товар от ОАО «Буран» не получено.

В то же время между ЗАО «Кедр» и ОАО «Буран» существуют свои взаимоотношения, в которых ЗАО «Кедр» за поставленный ему товар А должен ОАО «Буран» сумму в размере 150 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Тайга»  отгрузка и реализация продукции  Х отгружена так:

Д-т сч. 62, субсчет 3, аналитический  счет «Расчеты с ОАО «Буран»

К-т сч. 90, субсчет 1, 126 000 руб. – на сумму договорной цены с НДС; на сумму НДС, начисленного в бюджет, по отгруженной, но еще не оплаченной продукции –

Д-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость»

К-т сч. 76, аналитический счет «Расчеты с бюджетом по НДС, по отгруженной, но неоплаченной продукции» 21 000 руб.;

Д-т сч. 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 43 «Готовая продукция» 85 000 руб. – в размере фактической себестоимости отгруженной продукции;

Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» 40 000 руб. – на сумму прибыли от реализации.

В ходе хозяйственной деятельности ООО «Тайга» приобрело у ЗАО  «Кедр» сырье на сумму 110 000 руб. плюс НДС 22 000 руб., но еще не оплатило поставку. Будут оформлены бухгалтерские записи:

Д-т сч. 10 «Материалы» - 110 000 руб.

К-т сч. 60, субсчет 3, аналитический  счет

«Расчеты с ЗАО «Кедр»» - 110 000 руб.

Д-т сч. 19 – 22 000 руб.

К-т сч. 60, субсчет 3, аналитический  счет

«Расчеты с ЗАО «Кедр»» - 22 000 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете ООО «Тайга» имеет место дебиторская задолженность ОАО «Кедр» в сумме 132 000 руб.

Приведенные выше организации решили зачесть взаимные задолженности  между тремя организациями без  перечисления денежных средств.

При проведении взаимозачетов стороны составили следующий Акт.

 

13.Погашение  дебиторской задолженности покупателя  путем переуступки прав требования

В соответствии с ГК РФ кредитор, т.е. организация-продавец (поставщик) может передать дебиторскую задолженность  покупателя другому юридическому лицу. Для этого кредитор должен заключить договор уступки требования. Условия заключения таких договоров регулируются статьями 382-389 ГК РФ.

В соответствии с ними уступка требования, основанного  на сделке, совершенной в простой  письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге (пункт 3 статьи 146).

Кредитор, уступивший права  требования по сделке, может продать  их по цене, отличающейся от суммы долга. В связи с тем, что порядок отражается в учете операций по переуступке прав требования в настоящее время не определен нормативными документами, для определения результата от его продажи можно использовать счет 91. Это необходимо, когда права требования продаются по цене, не совпадающей с суммой дебиторской задолженности.

Согласно статье 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом  или договором, право первоначального  кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и не тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Договор уступки права требования считается исполненным в момент вступления договора в силу. На эту дату первоначальный кредитор должен погасить дебиторскую задолженность должника, что оформляется бухгалтерскими записями.

Порядок налогообложения  таких операций налогом на добавленную стоимость описан в статье 155 НК РФ. Налоговая база при реализации новым кредитором, получившим требование финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяются как сумма превышения сумм дохода, полученного новыми кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Налоговая база при реализации новым кредитором, получившим требование, иных финансовых услуг, связанных с требованиями, являющимися предметом уступки, определяется в порядке, установленном статьей 154 НК.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации продажа продукции, товаров, услуг, основных средств и прочих активов проводится с использованием счета 62:

На сумму переуступленных  прав требования – 

Д-т сч. 62, субсчет 6

К-т сч. 91, субсчет 1

На сумму списанной дебиторской задолженности –

Д-т сч. 91, субсчет 2

К-т сч. 62, субсчет 3

Начисление НДС с  разницы между суммой переуступки  долга и суммой дебиторской задолженности, если сумма переуступки превышает  сумму дебиторской задолженности  – 

Д-т сч. 91, субсчет 2

К-т сч. 68;

На сумму результата от переуступки права требования – 

Д-т сч. 91, субсчет 9 (99)

К-т сч. 99 (91, 9)

Таким образом, если организация  для целей налогообложения принимает  оплаченную выручку, то при передаче дебиторской задолженности у  нее возникает необходимость определения налогооблагаемой базы сразу по двум сделкам: от реализации продукции и от уступки права требования.

Информация о работе Дебиторы и кредиторы