Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является анализ договора факторинга во внешнеэкономических отношениях.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Выявить теоретические основы факторинга и его правовое регулирование в сфере ВЭД.
Провести анализ договорных факторинговых операций в России в экспортной сфере.
Проанализировать пути развития международного факторинга в России.
Таблица 1
Стадии развития рынка факторинга
Критерий/стадия |
Начинающий рынок |
Развивающийся рынок |
Развитый рынок |
Форма ведения |
Банк-фактор |
Дочерняя компания |
Независимая |
Методы |
Ценовая |
Ценовая/появление |
Неценовая |
Концентрация |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Законодательное |
Отсутствует |
Не урегулирован ряд |
Саморегулирование/ |
Преобладающий вид |
Финансирование |
Факторинг с |
ABL- |
Клиенты |
Крупные компании |
Крупный и средний |
Малый и средний |
Количество услуг |
Финансирование |
Финансирование, |
Полный комплекс |
Сегментация |
Нет |
Специализация по |
Специализация по |
Направление |
Межпродуктовая |
Продуктовая |
Отраслевая |
Для каждой стадии развития рынка характерны различные направления конкуренции.
На первом этапе конкуренцию факторинговым продуктам составляют в основном услуги-заменители, такие как кредит, овердрафт и т.п. Главными задачами конкурентной стратегии на данном этапе являются информирование потребителей о наличии новой услуги и формирование клиентской базы. Впоследствии, по мере развития рынка факторинга, факторы начинают конкурировать между собой, предлагая своим клиентам ограниченный набор аналогичных факторинговых продуктов. Малейшая дифференциация продукта, например добавление дополнительных параметров услуг или скорость их оказания, дает фактору большое конкурентное преимущество. На завершающем этапе эволюции рынка факторинга большинство факторов уже обладают достаточным опытом и технологиями, чтобы предложить своим клиентам широкую линейку факторинговых продуктов. Поэтому чаще всего конкуренция идет на уровне различных факторинговых продуктов (например, факторинг со страхованием), которые предлагают разные факторинговые компании.37 Согласно данной классификации российский рынок можно отнести к развивающимся рынкам факторинга. Этот вывод подтверждается при сравнении статистических показателей российского рынка с мировыми показателями. По данным FactorsChainInternational, крупнейшей международной ассоциации факторинговых компаний, в 2008 г. объем факторинговых операций вырос на 2% (по сравнению с 15% за 2007 г.) и составил 1,325 трлн евро.38 Замедление темпов роста было во многом связано с девальвацией английского фунта по отношению к евро, что привело к номинальному сокращению на 32% крупнейшего рынка факторинга в мире - рынка Великобритании (при оценке в евро). Доля международного факторинга составила 13% от общего объема мирового рынка. В целом 2008 г. был благоприятным для рынка факторинга. Объем международных операций увеличился на 20%, что является одним из самых высоких показателей за последние годы. Россия по результатам 2008 г. заняла 17-е место по объему рынка факторинга (включая внутренний и международный факторинг), уступая таким передовым рынкам, как рынки Великобритании, Франции, Италии, Японии, Германии, США, Испании, Китая. Стоит отметить также разделение российских факторов на несколько групп исходя из объемов их бизнеса. Концентрация доли ведущих участников с каждым годом снижается: по итогам 2009 г. на пять крупнейших факторов приходилось лишь 64,5% рынка, в то время как годом ранее их доля составляла порядка 67%. В то же время разница по объемам предоставленного финансирования и числу клиентов между лидерами рынка и большинством участников очень заметна. Так, 9 компаний из 24 в рейтинге «Эксперта РА» обслуживают не более 25 клиентов, в то время как лидеры рынка имеют в портфеле от 500 до 1100 клиентов. Таким образом, такой показатель, как «стадия развития рынка факторинга», оказывает существенное влияние на методы и формы конкуренции субъектов факторингового предпринимательства.39 Анализ особенностей факторингового предпринимательства в российских условиях, степени развития рынка факторинга в России, уровня конкуренции на нем позволяет выделить следующие особенности конкурентного поведения субъектов факторингового предпринимательства:
Результаты исследования во второй и третьей главе позволили также сформулировать ряд выводов относительно тенденций развития национального рынка факторинговых услуг в среднесрочной перспективе. Среди них:
Масштаб национального рынка факторинговых услуг 2011 г. может составить около 2 трлн. руб., о чем свидетельствует табл.2.
Таблица 2
Прогноз роста российского рынка факторинга, трлн. руб.
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Дебиторская задолженность (с учетом очистки) |
6,0 |
10,8 |
14,0 |
18,3 |
Объем рынка факторинга |
0,6 |
1,1 |
1,4 |
1,8 |
Вместе с тем, реальная перспектива выхода рынка на расчетный рубеж будет определяться несколькими факторами:
По оценкам «Эксперт РА»41, объем рынка в 2011 году составит около 450-500 млрдруб (прирост составит 25-35%). Рост рынка факторинга в 2011 году будет основан на 20-30% приросте регрессного факторинга и 2-3х кратном росте безрегрессного факторинга.
Если ЦБ РФ не примет поправки в отношении резервирования по факторингу, банки будут преимущественно заниматься низкорискованным факторингом, а специализированные Факторы – продуктами с высокой добавленной стоимостью, что потребует от них создания соответствующей инфраструктуры. Доля факторинга в обороте организаций оптовой торговли в 2011 году может достигнуть 2%. Перешагнуть рубеж в 1 трлнруб рынку факторинга удастся не ранее чем в 2014 году, а годовые темпы прироста составят умеренные 10-20%.
На объемы рынка в 2011 году могут сказаться изменения в Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ, закрепившие максимальные отсрочки платежа по ряду товаров. В каком-то отношении Факторам становится легче, поскольку срочность размещения становится более прогнозируемой, если, конечно, сети будут соблюдать те ограничения по срокам оплаты, которые накладывает закон. С другой стороны, у поставщиков в некоторой степени может снизиться мотивация к использованию факторинга, ведь если система заработает так, как ее представил себе законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся.
Стимул к развитию рынка в ближайшие годы, возможно, даст более устоявшаяся судебная практика по факторингу: В 2009 году участники рынка получили бесценный опыт массовых судов. До 2011 года, например, не было прописано в договоре солидарной ответственности дебиторов и клиентов, сейчас участники рынка гораздо ближе к пониманию своих правовых рисков».
Заключение
Экспортный факторинг может стать важным инструментом для обеспечения роста продаж. Банк-фактор обеспечивает оперативное финансирование поставок на зарубежные рынки в любой день после предоставления отгрузочных документов, помогает компаниям повысить конкурентоспособность за счет предоставления клиентам длительной отсрочки платежа, а также занимается покрытием комплекса рисков (кредитного, потери ликвидности, валютного и инфляционного).
Можно констатировать, что в настоящее время объем российского рынка международного факторинга крайне незначителен. Объем операций данного вида факторинга составляет не более 10% в портфеле тех немногих факторов, которые предлагают данную услугу своим клиентам. Развитие этого вида финансирования внешнеторговой деятельности ограничивается рядом внешних факторов, к которым можно отнести сугубо сырьевой состав российского экспорта, несовершенство валютного и налогового законодательства и повсеместное применение большинством импортеров и экспортеров «серых» и оффшорных схем, а также внутренними причинами, а именно отсутствием у российских факторинговых компаний и банков достаточного опыта по осуществлению подобных сделок. Реализация двухфакторной модели международного факторинга, которая является наиболее эффективной, так как позволяет существенно снизить уровень риска для фактора и в то же время предложить клиенту комплексный набор факторинговых услуг, предполагает тесное взаимодействие с факторами из других стран. Для российских факторов эта новая процедура еще требует отработки, которая может прийти только с достаточным количеством осуществленных сделок. Поэтому сейчас очень часто процесс различных переговоров и согласований между факторами растягивается на чрезмерно длительный для клиента срок, что в конечном итоге приводит к отказу клиента от сделки. Еще одной причиной, отталкивающей потенциальных клиентов, является порой явно завышенная стоимость услуг международного факторинга. Чтобы достичь оптимального соотношения «цена/качество», российским факторам нужно набраться опыта в проведении подобных сделок, укрепить отношения со своими партнерами в рамках международных факторинговых объединений (IFG и FCI) и разработать оптимальные модели риск-менеджмента и ценообразования, адаптированные к операциям международного факторинга.
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
Монографии, учебники, учебные пособия, сборники:
Статьи в периодической печати:
Информация о работе Договор факторинга во внешнеэкономических отношениях