Договор факторинга во внешнеэкономических отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ договора факторинга во внешнеэкономических отношениях.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Выявить теоретические основы факторинга и его правовое регулирование в сфере ВЭД.
Провести анализ договорных факторинговых операций в России в экспортной сфере.
Проанализировать пути развития международного факторинга в России.

Файлы: 1 файл

Договор факторинга во внешнеэкономических отношениях.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Стадии развития рынка факторинга

Критерий/стадия

Начинающий рынок

Развивающийся рынок

Развитый рынок

Форма ведения     
бизнеса         

Банк-фактор    

Дочерняя компания   
банка             

Независимая 
компания

Методы            
конкуренции     

Ценовая        

Ценовая/появление   
неценовых методов 

Неценовая

Концентрация      
участников рынка

Высокая        

Высокая           

Низкая

Законодательное   
регулирование   

Отсутствует    

Не урегулирован ряд 
ключевых моментов 

Саморегулирование/ 
лицензирование

Преобладающий вид 
факторинга      

Финансирование   
счетов-фактур    
(invoice 
discounting)  

Факторинг с         
регрессом         

ABL- 
финансирование/ 
факторинг без 
регресса

Клиенты         

Крупные компании

Крупный и средний   
бизнес            

Малый и средний 
бизнес

Количество услуг

Финансирование 

Финансирование,     
защита от рисков  

Полный комплекс 
услуг

Сегментация       
участников рынка

Нет            

Специализация по    
видам клиентов    

Специализация по 
видам факторинга

Направление       
конкуренции     

Межпродуктовая

Продуктовая       

Отраслевая


 

Для каждой стадии развития рынка характерны различные направления конкуренции.

На первом этапе конкуренцию факторинговым продуктам составляют в основном услуги-заменители, такие как кредит, овердрафт и т.п. Главными задачами конкурентной стратегии на данном этапе являются информирование потребителей о наличии новой услуги и формирование клиентской базы. Впоследствии, по мере развития рынка факторинга, факторы начинают конкурировать между собой, предлагая своим клиентам ограниченный набор аналогичных факторинговых продуктов. Малейшая дифференциация продукта, например добавление дополнительных параметров услуг или скорость их оказания, дает фактору большое конкурентное преимущество. На завершающем этапе эволюции рынка факторинга большинство факторов уже обладают достаточным опытом и технологиями, чтобы предложить своим клиентам широкую линейку факторинговых продуктов. Поэтому чаще всего конкуренция идет на уровне различных факторинговых продуктов (например, факторинг со страхованием), которые предлагают разные факторинговые компании.37 Согласно данной классификации российский рынок можно отнести к развивающимся рынкам факторинга. Этот вывод подтверждается при сравнении статистических показателей российского рынка с мировыми показателями. По данным FactorsChainInternational, крупнейшей международной ассоциации факторинговых компаний, в 2008 г. объем факторинговых операций вырос на 2% (по сравнению с 15% за 2007 г.) и составил 1,325 трлн евро.38 Замедление темпов роста было во многом связано с девальвацией английского фунта по отношению к евро, что привело к номинальному сокращению на 32% крупнейшего рынка факторинга в мире - рынка Великобритании (при оценке в евро). Доля международного факторинга составила 13% от общего объема мирового рынка. В целом 2008 г. был благоприятным для рынка факторинга. Объем международных операций увеличился на 20%, что является одним из самых высоких показателей за последние годы. Россия по результатам 2008 г. заняла 17-е место по объему рынка факторинга (включая внутренний и международный факторинг), уступая таким передовым рынкам, как рынки Великобритании, Франции, Италии, Японии, Германии, США, Испании, Китая. Стоит отметить также разделение российских факторов на несколько групп исходя из объемов их бизнеса. Концентрация доли ведущих участников с каждым годом снижается: по итогам 2009 г. на пять крупнейших факторов приходилось лишь 64,5% рынка, в то время как годом ранее их доля составляла порядка 67%. В то же время разница по объемам предоставленного финансирования и числу клиентов между лидерами рынка и большинством участников очень заметна. Так, 9 компаний из 24 в рейтинге «Эксперта РА» обслуживают не более 25 клиентов, в то время как лидеры рынка имеют в портфеле от 500 до 1100 клиентов. Таким образом, такой показатель, как «стадия развития рынка факторинга», оказывает существенное влияние на методы и формы конкуренции субъектов факторингового предпринимательства.39 Анализ особенностей факторингового предпринимательства в российских условиях, степени развития рынка факторинга в России, уровня конкуренции на нем позволяет выделить следующие особенности конкурентного поведения субъектов факторингового предпринимательства:

    1. факторинговые продукты одной факторинговой компании конкурируют между собой;
    2. российский рынок факторинга по степени развития представляет собой развивающийся рынок. Основным видом конкуренции является продуктовая: факторы начинают конкурировать между собой, предлагая своим клиентам ограниченный набор аналогичных факторинговых продуктов. Малейшая дифференциация продукта, например наличие дополнительных параметров услуг или скорость оказания услуг, дает фактору большое конкурентное преимущество;
    3. в настоящий момент на российском рынке преобладают ценовые методы конкуренции, однако факторы постепенно все большее внимание начинают уделять таким составляющим неценовой конкуренции, как дифференциация своих продуктов и стимулирование сбыта;
    4. снижается уровень концентрации участников рынка, происходит движение рынка в сторону большей специализации его участников. Конкурентные действия должны быть направлены на обособление в занимаемом сегменте рынка.

 

    1. Пути совершенствования и развития факторинга в России

 

Результаты исследования во второй и третьей главе  позволили также сформулировать ряд выводов относительно тенденций развития национального рынка факторинговых услуг в среднесрочной перспективе. Среди них:

    1. рост спроса и предложения факторинговых услуг в регионах России за пределами двух столиц;
    2. изменения в структуре оказываемых услуг в направлении увеличения доли международного факторинга;
    3. опережающее развитие безрегрессного факторинга (с передачей рисков факторинговой компании), расширение доступа к информации (формирование информационных банков), владение современными технологиями ее обработки (развитой аналитический инструментарий);
    4. смещение интереса факторинговых компаний из сегмента крупного бизнеса в сегмент малого и среднего бизнеса и обусловленная этим реструктуризация клиентской базы, с одной стороны, и номенклатуры факторинговых услуг, с другой стороны;
    5. активизация на российском рынке западных фактор-компаний,  имеющих полную инструментарную и большую, по сравнению с российскими компаниями, финансовую базу;
    6. опережающее развитие специализированных факторинговых компаний, численность которых будет увеличиваться за счет вытесняемых из банковской системы малых и средних банков;
    7. качественная эволюция участников рынка факторинговых услуг в направлении commercialfinance(небанковское финансирование), которое основывается на теории asset-basedlending (ABL, финансирование под различные активы); ABL-технология предполагает перенос центра тяжести с оценки платежеспособности заемщика в направлении оценки его способности эффективно распоряжаться активом, выступающим в качестве обеспечения;
    8. развитие факторингового бизнеса в направлении CF-компаний обусловит расширение видов активов, под которые предоставляется факторинговое финансирование;

Масштаб национального рынка факторинговых услуг 2011 г. может составить около 2 трлн. руб., о чем свидетельствует табл.2.

 

Таблица 2

Прогноз роста российского рынка факторинга, трлн. руб.

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

Дебиторская задолженность (с учетом очистки)

6,0 

10,8 

14,0 

18,3 

Объем рынка факторинга

0,6 

1,1 

1,4 

1,8 


 

Вместе с тем, реальная перспектива выхода рынка на расчетный рубеж будет определяться несколькими факторами:

    1. темпами роста объемов товарного кредитования,
    2. масштабом накопления капитала на российском финансовом рынке,
    3. его устойчивостью на фоне мирового кризиса ликвидности, спровоцированного ипотечным кризисом в США в 2007 г.,
    4. решением проблем юридического характера в области факторинговой деятельности, о которых говорилось ранее,
    5. а также методической поддержкой факторинга.40

По оценкам «Эксперт РА»41, объем рынка в 2011 году составит около 450-500 млрдруб (прирост составит 25-35%). Рост рынка факторинга в 2011 году будет основан на 20-30% приросте регрессного факторинга и 2-3х кратном росте безрегрессного факторинга.

Если ЦБ РФ не примет поправки в отношении резервирования по факторингу, банки будут преимущественно заниматься низкорискованным факторингом, а специализированные Факторы – продуктами с высокой добавленной стоимостью, что потребует от них создания соответствующей инфраструктуры. Доля факторинга в обороте организаций оптовой торговли в 2011 году может достигнуть 2%. Перешагнуть рубеж в 1 трлнруб рынку факторинга удастся не ранее чем в 2014 году, а годовые темпы прироста составят умеренные 10-20%.

На объемы рынка в 2011 году могут сказаться изменения в Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ, закрепившие максимальные отсрочки платежа по ряду товаров. В каком-то отношении Факторам становится легче, поскольку срочность размещения становится более прогнозируемой, если, конечно, сети будут соблюдать те ограничения по срокам оплаты, которые накладывает закон. С другой стороны, у поставщиков в некоторой степени может снизиться мотивация к использованию факторинга, ведь если система заработает так, как ее представил себе законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся.

Стимул к развитию рынка в ближайшие годы, возможно, даст более устоявшаяся судебная практика по факторингу: В 2009 году участники рынка  получили бесценный опыт массовых судов. До 2011 года, например, не было прописано в договоре солидарной ответственности дебиторов и клиентов, сейчас участники рынка гораздо ближе к пониманию своих правовых рисков».

 

Заключение

 

Экспортный факторинг может стать важным инструментом для обеспечения роста продаж. Банк-фактор обеспечивает оперативное финансирование поставок на зарубежные рынки в любой день после предоставления отгрузочных документов, помогает компаниям повысить конкурентоспособность за счет предоставления клиентам длительной отсрочки платежа, а также занимается покрытием комплекса рисков (кредитного, потери ликвидности, валютного и инфляционного).

Можно констатировать, что в настоящее время объем российского рынка международного факторинга крайне незначителен. Объем операций данного вида факторинга составляет не более 10% в портфеле тех немногих факторов, которые предлагают данную услугу своим клиентам. Развитие этого вида финансирования внешнеторговой деятельности ограничивается рядом внешних факторов, к которым можно отнести сугубо сырьевой состав российского экспорта, несовершенство валютного и налогового законодательства и повсеместное применение большинством импортеров и экспортеров «серых» и оффшорных схем, а также внутренними причинами, а именно отсутствием у российских факторинговых компаний и банков достаточного опыта по осуществлению подобных сделок. Реализация двухфакторной модели международного факторинга, которая является наиболее эффективной, так как позволяет существенно снизить уровень риска для фактора и в то же время предложить клиенту комплексный набор факторинговых услуг, предполагает тесное взаимодействие с факторами из других стран. Для российских факторов эта новая процедура еще требует отработки, которая может прийти только с достаточным количеством осуществленных сделок. Поэтому сейчас очень часто процесс различных переговоров и согласований между факторами растягивается на чрезмерно длительный для клиента срок, что в конечном итоге приводит к отказу клиента от сделки. Еще одной причиной, отталкивающей потенциальных клиентов, является порой явно завышенная стоимость услуг международного факторинга. Чтобы достичь оптимального соотношения «цена/качество», российским факторам нужно набраться опыта в проведении подобных сделок, укрепить отношения со своими партнерами в рамках международных факторинговых объединений (IFG и FCI) и разработать оптимальные модели риск-менеджмента и ценообразования, адаптированные к операциям международного факторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

Нормативные правовые акты:

  1. Собрание законодательства РФ, 1996, № 5, ст. 410; 2007, № 41, ст. 4845. Настоящая редакция закона вступила в силу с 01 февраля 2008 г.

 

Монографии, учебники, учебные пособия, сборники:

  1. Алексанова Ю.А. Правовое регулирование финансирования под уступку денежного требования: монография /Ю. А. Алексанова. - М.: Компания «Спутник+», 2009.141 с.
  2. Бабичев С.Н. Факторинг: учебное пособие /С. Н. Бабичев, А. А. Лабзенко, А. Ю. Подлеснова. - М.: МФПА, 2010. 204 с.
  3. Брагинский Витрянский М.И. В.В. Договорное право /М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. - М.: Статут<br>Кн. 5: в 2 т. 2008. 735 с.
  4. Гасников К.Д. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) по праву России и Англии: монография /К. Д. Гасников. - М.: Юристъ, 2005. 126 с.
  5. Газман В.Д. Финансовый лизинг и факторинг: учеб.-метод. пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям «Общ. и стратег. менеджмент» и «Финансы» /В. Д. Газман. - М., 2008. 56 с.
  6. Голикова Е.И. Факторинг: актуальные вопросы права, учета и налогообложения /Е. И. Голикова. - М.: Налог-Инфо, 2008. 237 с.
  7. Ивасенко А.Г. Факторинг: [учеб.пособие для вузов по специальности «Менеджмент»] /А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М.: КноРус, 2009. 219 с.
  8. Новоселова Л.А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике: Факторинг /Л. А. Новоселова. - М.: Статут, 2003. 492 с.
  9. Масюкова Л.В. Факторинговые операции коммерческих банков: сущность, проблемы и перспективы развития /Масюкова Л. В., Пономарева Н. А., Филимонов А. В.; Федер. агентство по образованию, Хабар.гос. акад. экономики и права. - Хабаровск: ХГАЭП, 2007. 124 с.

 

Статьи в периодической печати:

  1. Бурова М.Е. Факторинг: возможности и перспективы // Деньги и кредит. - 1991. - N 1. С.30-33.
  2. Бурова М. Факторинг и форфейтинг - формы финансирования экспорта // Внеш. торговля. - 1991. - N 10. С.11-13.
  3. Бурова М.Е. Факторинг. - М.: Япония сегодня; Аирбанк, Б.г. 64с.
  4. Гвоздев Б.Э. Факторинг в системе управления организацией: автореф. дис... канд. экон. наук. - М.: ЭКМОС, 2000. 25с.
  5. Гришаев С.П. Договор факторинга // Деньги и кредит. - 2001. - N 11.  С.56-58.
  6. Гришина О. Плохо объяснили // Эксперт. - 2006. - N 45. С.52-54.
  7. Губин В. Факторинг // Эпиграф. - 2001. - N 32. - С.6; N 33. С.6-7.
  8. Дереш С. Факторинговые операции: правовые вопросы // Хоз. и право. - 2009. - N 2. С.50-56.
  9. Докукина Е.В. Факторинговые услуги: вопросы классификации // СЕРВИСplus. 2008. № 2(5).
  10. Докукина Е.В. Особенности развития российского рынка факторинговых услуг. // СЕРВИСplus. 2009. № 1.
  11. Докукина Е.В. Сущность и эволюция факторинговых услуг. // Вестник МГУС. Серия «Экономика». 2008. № 2.
  12. Докукина Е.В., Хотинская Г.И. Рынок факторинговых услуг: состояние и тенденции развития. // Маркетинг услуг. 2008. № 2.
  13. Докукина Е.В. Исследование рынка факторинговых услуг. // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса», г. Москва, 25 апреля 2008 г. – М.: РГУТиС, 2008.
  14. Конкуренция на российском рынке факторинга: тенденции и прогнозы «Банковское кредитование», 2010, N 3. с.6-13.
  15. Максименко О. Факторинг скорее жив, чем мертв… // Финанс. - 2010. - N 13. С.73-76.
  16. Маханова Т.А. Рынок факторинговых услуг в условиях кризиса и посткризисного развития России // Деньги и кредит. - 2009. - N 11.  С.48-51.
  17. Покаместов И.Е., Стешина М.О., Третьякова А.И. Оптимизация факторинговой деятельности за счет автоматизации процессов управления. // Управление в кредитной организации. – 2006. - №4.
  18. Покаместов И.Е. Факторинг. Международный опыт. // Журнал управление компанией (ЖУК). – 2006. - №11.
  19. Покаместов И.Е., Табаев И.М. Современные способы финансирования коммерческого кредита. // Банковское кредитование. – 2007. - № 1.
  20. Покаместов И.Е., Леднев М. В. Организация факторингового бизнеса: от принятия решения до выстраивания стратегии продаж. // Организация продаж банковских продуктов. – 2007. - №1.
  21. Покаместов И.Е. Рынок факторинга зарубежных стран. // Банковское кредитование. – 2007. - № 2.
  22. Ярошевич И.А. Гражданско-правовое регулирование договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга): автореф. дис... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2008. - 35 c.

Информация о работе Договор факторинга во внешнеэкономических отношениях