Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение управления резервным капиталом и исследование механизма экономической стабилизации предприятия.
Цель исследования определила следующие задачи:
- роль резервных фондов в деятельности предприятия;
- исследование нормативной базы по формированию и использованию резервных фондов;
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Данный резерв может создаваться
и пополняться в течение года,
причем столько раз, сколько предусмотрено
в учетной политике инвентаризаций
дебиторской задолженности
Согласно нормам бухгалтерского учета организация имеет право формировать резерв по каждому сомнительному долгу в полном объеме. Формирование резерва, а также списание задолженности на убытки сверх сумм созданного резерва являются прочими расходами.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется в налоговом учете следующим образом:
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — сумма создаваемого резерва не увеличивается.
Суммы отчислений в создаваемые резервы включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Однако это правило действительно только для организаций, применяющих метод начисления. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода .
Использовать резерв сомнительных долгов можно только для того, чтобы погасить задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания.
Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесена на следующие отчетные (налоговые) периоды, но в последующих периодах резерв должен быть скорректирован относительно остатка резерва.
Резерв под обесценение финансовых вложений образуется в объеме разницы между учетной и расчетной стоимостью некотируемых финансовых вложений, по которым произошло устойчивое существенное снижение их стоимости. Под обесценением финансовых вложений понимается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить в обычных условиях ее деятельности.
Устойчивым признается снижение стоимости финансовых вложений при одновременном выполнении следующих условий:
- на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости;
- в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении уменьшения;
- на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.
Если эти условия выполнены,
то необходимо создать резерв под
Обесценение финансовых вложений. В
случае создания резерва в прошлом
периоде неизрасходованные
На момент формирования резерва анализируются все финансовые вложения, находящиеся в собственности организации, независимо от места их нахождения (в депозитарии, у залогодержателя, у доверительного управляющего). Если расчетная стоимость объекта вложений ниже учетной, то разница между этими величинами включается в сумму резерва.
Итоговая величина резерва
определяется как сумма резервов,
созданных под обесценение
Образуется указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов) в коммерческих организациях и за счет увеличения расходов — в некоммерческих.
В налоговом учете порядок создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, прописанный в ст. 300 Н К РФ, совершенно иной.
Во-первых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете вправе создавать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность.
Во-вторых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете создается только по эмиссионным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.
В-третьих, резервы создаются в налоговом учете в отношении каждого выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков.
Выполняя задачу сближения бухгалтерского и налогового учета, организациям по ценным бумагам, не имеющим текущую рыночную стоимость, устойчивое снижение стоимости лучше не определять и резерв под обесценение финансовых вложений не создавать.
Сумма резервов под обесценение ценных бумаг налогооблагаемую прибыль не уменьшает.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создаётся в объеме разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Случаи создания указанного резерва предусмотрен п. 25 ПБУ 5/01 «Учет Материально-производственных запасов», и он касается морально устаревших материалов, материалов, полностью или частично утративших свое первоначальное качество, материалов, по которым текущая рыночная стоимость, стоимость продажи снизились.
Резерв создается за счет финансовых результатов. Сумму резерва определяют путем сопоставления фактической себестоимости с рыночной стоимостью по каждому номенклатурному номеру или по группам однородных материальных ценностей. Расчет текущей рыночной стоимости запасов производится специалистами организации на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности.
В бухгалтерском балансе величина резерва под обесценение материальных ценностей уменьшает стоимость материально-производственных запасов.
Резервы предстоящих расходов создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения. По своей экономической сущности эти резервы можно отнести к собственному капиталу организации. Целями создания резервов предстоящих расходов являются:
а) накопление источников финансирования крупных затрат, носящих периодический характер;
б) равномерное включение расходов в себестоимость или издержки обращения во времени (их распределение);
в) выравнивание промежуточных финансовых результатов.
Система нормативного регулирования определяет строго целевое назначение резервов предстоящих расходов.
Организация может создавать следующие виды резервов:
- на предстоящую оплату отпусков работникам;
- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- выплату вознаграждений по итогам работы за год;
- ремонт основных средств;
- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и на другие цели.
Организация решает самостоятельно, какие резервы ей создавать, и закрепляет это положение в учетной политике.
Резервы по условным фактам хозяйственной деятельности. Смысл формирования данных резервов состоит в том, чтобы отразить расход по удовлетворению обязательства, которое пока не возникло, но может возникнуть с достаточно высокой степенью вероятности. Причиной формирования данных резервов является требование осторожности (осмотрительности). Для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы:
- возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в формах бухгалтерской отчетности (в частности, в балансе) — в этом случае по существующим на отчетную дату обязательствам на счетах бухгалтерского учета создаются резервы;
- возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке, — в этом случае записи в системном бухгалтерском учете не осуществляются.
Организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность при одновременном наличии следующих условий:
а) существует очень высокая или высокая вероятность того, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;
б) величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно количественно оценена.
Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. При этом резерв отражается за счет тех расходов, которые были бы признаны в случае возникновения обязательства, под которое формируется резерв.
Периодичность формирования резерва определяется организацией самостоятельно, однако перед составлением годовой отчетности формирование указанного резерва является обязательным.
Глава 2. Механизм экономической стабилизации предприятия
2.1. Система антикризисного управления
Основная роль в системе
антикризисного управления отводится
широкому использованию внутренних
и внешних механизмов стабилизации,
которые позволяют снять угрозу
банкротства, избавить предприятие
от использования заемного капитала
и ускорить темпы экономического
роста. Этапы финансовой стабилизации
в условии кризисной ситуации: - Устранение
неплатежеспособности. Каков бы ни был
масштаб кризисного состояния предприятия,
наиболее важной задачей является восстановление
способности к осуществлению платежей
по неотложным финансовым обязательствам
с тем, чтобы предупредить процедуру банкротства.
Таблица 1
Этапы финансовой стабилизации |
Механизм | ||
Оперативный |
Тактический |
Стратегический | |
1. Устранение |
Система мер, основанная на принципе «отсечения лишнего» |
— |
— |
2. Восстановление финансовой устойчивости |
— |
Система мер, основанная на принципе «сжатия» предприятия |
— |
3. Обеспечение финансового
равновесия в длительном |
— |
— |
Система мер, основанных на
использовании «модели |
Механизм финансовой стабилизации
- Оперативный механизм, основанный
на принципе «отсечения лишнего», представляет
собой защитную реакцию предприятия. -
Тактический механизм финансовой стабилизации
использует отдельные защитные мероприятия.
Это преимущественно наступательная тактика,
направленная на перелом неблагоприятных
тенденций и выход на рубеж равновесия. -
Стратегический механизм финансовой стабилизации
— исключительно наступательная стратегия
развития, обеспечивающая оптимизацию
и подчиненность целям ускоренного экономического
роста предприятия. 1. Оперативный механизм
стабилизации. Это система мер, направленная,
с одной стороны, на уменьшение размера
текущих внешних и внутренних финансовых
обязательств в краткосрочном периоде,
а с другой стороны, — на увеличение суммы
денежных активов, обеспечивающих погашение
этих обязательств. Принцип «отсечения
лишнего», лежащий в основе этого механизма,
определяет необходимость сокращения
размеров как текущих потребностей (вызывающих
финансовые обязательства), так и отдельных
видов ликвидных активов (с целью их срочной
конверсии в денежную форму). Выбор наиболее
эффективного направления оперативного
механизма финансовой стабилизации диктуется
характером реальной неплатежеспособности,
индикатором которого служит коэффициент
чистой текущей платежеспособности: КЧТП
= (ОА - ОАн) / (КФО - КФОво) где: КЧТП — коэффициент
чистой текущей платежеспособности предприятия
в кризисном состоянии; ОА — сумма всех
оборотных активов предприятия; ОАн —
сумма неликвидных (в краткосрочном периоде)
оборотных активов; КФО — сумма всех краткосрочных
(текущих) финансовых обязательств; КФОво
— сумма внутренних краткосрочных (текущих)
финансовых обязательств, погашение которых
может быть отложено до завершения финансовой
стабилизации. Из состава оборотных активов
исключается следующая неликвидная (в
краткосрочном периоде) их часть:
- безнадежная дебиторская задолженность; -
неликвидные запасы товарно-материальных
ценностей; - расходы будущих периодов. Из
состава оборотных активов исключается
следующая часть, которая может быть перенесена
на период завершения финансовой стабилизации: -
расчеты по начисленным дивидендам и процентам,
подлежащим выплате; - расчеты с дочерними
предприятиями (филиалами). Основным содержанием
оперативного механизма финансовой стабилизации
является обеспечение сбалансированности
денежных активов и краткосрочных финансовых
обязательств, достижимое различными
методами в зависимости от условий реального
состояния предприятия.