Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:51, курсовая работа
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Раскрыть основные понятия и типы конфликтов, причины их возникновения.
2. Рассмотреть содержание функциональных конфликтов в организации.
3. Изучить методы разрешения функциональных конфликтов.
4. Рассмотреть на конкретном примере методы разрешения функционального конфликта (на примере ОАО «ПОЛИЭФ»).
Введение 3
1 Конфликты в менеджменте 5
1.1 Понятие конфликта 5
1.2 Типология конфликта 6
1.3 Причины конфликта 8
2 Характеристика функциональных конфликтов в организации 12
3 Функции конфликтов и формы их разрешения 14
3.1 Понятие функции конфликта 14
3.2 Методы разрешения функциональных конфликтов в организации 15
4 Метод разрешения функционального конфликта на примере
ОАО «Полиэф» 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики
Кафедра экономики и управления на предприятии
нефтяной и газовой
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория менеджмента»
на тему
«Функциональные конфликты в организации»
Выполнил Никитина Д.В.
Руководитель
Уфа 2013
Содержание
С. | ||
Введение |
3 | |
1 |
Конфликты в менеджменте |
5 |
1.1 |
Понятие конфликта |
5 |
1.2 |
Типология конфликта |
6 |
1.3 |
Причины конфликта |
8 |
2 |
Характеристика функциональных конфликтов в организации |
12 |
3 |
Функции конфликтов и формы их разрешения |
14 |
3.1 |
Понятие функции конфликта |
14 |
3.2 |
Методы разрешения функциональных конфликтов в организации |
15 |
4 |
Метод разрешения функционального конфликта на примере ОАО «Полиэф» |
20 |
Заключение |
23 | |
Список использованной литературы |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт - естественная часть человеческой жизни. Все люди имеют уникальные надежды, идеи, и ценности, которые часто не совпадают с идеями и ценностями других людей. Для менеджеров и других сотрудников, конфликт является одним из главных источников напряжения (стресса) на работе. Также во многих случаях, на разрешение конфликтов тратятся драгоценные человеческие и иные ресурсы, которые могли бы намного лучше использованы в других направлениях, включая непосредственное выполнение трудовых функций. Но с современной точки зрения некоторые конфликты не только возможны, но и желательны, полезны
В наше время теоретики
и практики управления все
чаще склоняются к той точке
зрения, что некоторые конфликты
даже в самой эффективной
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении содержания и сущности функционального конфликта в организации.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Раскрыть основные понятия и типы конфликтов, причины их возникновения.
2. Рассмотреть содержание функциональных конфликтов в организации.
3. Изучить методы разрешения функциональных конфликтов.
4. Рассмотреть на конкретном
примере методы разрешения
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
1 КОНФЛИКТЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1 Понятие конфликта
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте,
они чаще всего ассоциируют его
с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью,
войной и т.п. В результате, бытует
мнение, что конфликт явление всегда
нежелательное, что его необходимо,
по возможности избегать и что
его следует немедленно разрешать,
как только он возникнет. Такое отношение
четко прослеживается в трудах авторов,
принадлежащих к школе научного
управления, административной школе
и разделяющих концепцию
Авторы, принадлежащие к
школе «человеческих отношений»
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех, связанных с ним неприятностей, даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.
1.2. Типология конфликта
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта. Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л.Кричевский в книге «Если вы руководитель», следующими тремя группами причин, обусловленными: трудовым процессом; психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.; личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.
1.3 Причины конфликта
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Не имеет значения, чего касается это решение: за какой из четырех секретарей закрепить компьютер с программой-редактором, какой руководитель получит дополнительные средства для расширения своего производства или какое подразделение получит приоритет в обработке данных люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Возможность конфликта существует
везде, где один человек или группа
зависят в выполнении задачи от другого
человека или группы. Например, руководитель
производственного
Возможность конфликта также
велика в функциональных структурах,
поскольку каждая крупная функция
уделяет внимание в основном своей
собственной области
Возможность конфликта увеличивается
по мере того, как организации становятся
более специализированными и
разбиваются на подразделения. Это
происходит потому, что специализированные
подразделения сами формулируют
свои цели и могут уделять большее
внимание их достижению, чем целей
всей организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной