Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:51, курсовая работа
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Раскрыть основные понятия и типы конфликтов, причины их возникновения.
2. Рассмотреть содержание функциональных конфликтов в организации.
3. Изучить методы разрешения функциональных конфликтов.
4. Рассмотреть на конкретном примере методы разрешения функционального конфликта (на примере ОАО «ПОЛИЭФ»).
Введение 3
1 Конфликты в менеджменте 5
1.1 Понятие конфликта 5
1.2 Типология конфликта 6
1.3 Причины конфликта 8
2 Характеристика функциональных конфликтов в организации 12
3 Функции конфликтов и формы их разрешения 14
3.1 Понятие функции конфликта 14
3.2 Методы разрешения функциональных конфликтов в организации 15
4 Метод разрешения функционального конфликта на примере
ОАО «Полиэф» 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководители отдела сбыта, кадровые службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал, что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение. Различия в ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований и разработок ценит свободу и независимость. Если же их начальник считает необходимым пристально следить за работой своих подчиненных, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт.
Различия в манере поведения
и жизненном опыте также могут
увеличить возможность
Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и ее положение среди конкурентов. Подчиненные могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.
2 Характеристика Функциональных конфликтов в организации
Возможно ли руководить без конфликтов? Смотря что воспринимать под конфликтом. Если считать конфликтом каждое разногласие или дискуссию, то управление без конфликтов, конечно же, не возможно даже представить. Чаще всего конфликты приносят людям много неприятных минут, поэтому реакция на них однозначна - отрицательна.
Но с современной точки зрения некоторые конфликты не только возможны, но и желательны, полезны. В зависимости от возможных последствий выделяют функциональные и дисфункциональные конфликты. Функциональный конфликт лучше всего определить как низкий и управляемый уровень возражений, который может пробудить мотивацию творческих или незапрограммированных решений. Такой конфликт позволяет выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив, обратиться к неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях. Это делает процесс выработки решения группой или отдельным руководителем более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить потребности в уважении и власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития организации. Например, конфликт может быть более функционален в группах, которые принимают новые, нестандартные подходы: исследование, реклама и т.д.
Функциональный конфликт может быть противопоставлен дисфункциональной или разрушительной форме конфликта. Дисфункциональный конфликт вызывает безудержное возражение и недовольство, разрушает связи внутри организации, подрывает мораль, поднимает борьбу между членами, и в конечном счете имеет неблагоприятный эффект на эффективность работы компании. В чрезвычайной форме этот тип конфликта может серьезно разрушить функциональность коллектива.
Существует три типа конфликтов: связанных с задачей, отношением, и процессом.
Конфликт связанный с задачей касается содержания и целей работы. Конфликт отношений сосредотачивается на межличностных отношения. Конфликт процесса касается, того как необходимо выполнять работу. Практика показывает что конфликты связанные с отношениями внутри группы почти всегда являются дисфункциональными. Почему? Трение и межличностная неприязнь, свойственные столкновениям индивидумов ведут к увеличению конфликтов ситуаций и уменьшают взаимное понимание, таким образом препятствуют выполнению организационных задач. С другой стороны, низкий уровень конфликта связанного с процессом выполнения работы и низкий уровень конфликта задачи являются функциональными.
Таблица 1 - Различия между функциональным и дисфункциональным конфликтом
Дисфункциональный конфликт |
Функциональный конфликт |
Отклоняет энергию от выполнения реальной задачи |
Улучшает качество решения проблемы |
Уничтожает мораль, снижает дисциплину |
Помогает рассматривать проблему в манере сопоставления |
Поляризует индивидуумов и группы |
Увеличивает причастность (вовлечение) |
Затрудняет совместное взаимодействие |
Способствует увеличению производительности |
Вызывает безответственное поведение |
Снимает «синдром покорности» у подчиненных |
Создает подозрение и недоверие |
Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию |
Углубляет различия и противоречия |
Способствует выявлению управленческих проблем в организации |
3 Функции конфликтов и формы их разрешения
3.1 Понятие функции конфликта
Под функцией конфликта понимают
ту роль, которую выполняет конфликт
по отношению к обществу и его
различным структурным
Если функция конфликта
положительная для его
Здесь я хотела бы акцентировать внимание на позитивных функциях. Обобщенно их можно свести к трем основным:
1. Информативная функция.
Эта важная функция имеет две
стороны, сигнализирующую и
2. Интегративная функция.
Производственный конфликт
3. Инновационная функция.
С помощью конфликта можно
преодолеть препятствия на
К описанным выше функциям нельзя подходить с оценочными категориями. Их ценность ситуативна. Все трансформации, происходящие во время конфликта, единовременны и взаимосвязаны. Только послеконфликтный анализ может вывести суммарный оценочный вектор направленности конфликта .
3.2 Методы
разрешения Функциональных
Центральной задачей руководителей относительно организационных конфликтов, является управление процессом - выполнение всех возможных действий с целью максимизации положительных эффектов и минимизации отрицательных. Наиболее эффективные методы управления конфликтными ситуациями, снижающими отрицательные эффекты, являются следующие:
- Разъяснение требований
к работе. Одним из лучших методов
управления, предотвращающий конфликт,
- разъяснение того, какие результаты
ожидаются от каждого
- Сбалансированность рабочих
мест в компании. Оптимизация
функциональных взаимосвязей
- Координационные механизмы.
Еще один метод управления
конфликтной ситуацией - это применение
координационного механизма.
- Миссия (общеорганизационная
цель). Установление миссии компании
- еще один структурный метод
управления конфликтной
- Структура системы